Поиск по сайту

Инновационный опыт организации совместных праздников с детьми раннего возраста в контексте работы с этнокалендарем (из опыта работы ГБДОУ детского сада №233 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга)

Автор: Мещерякова Валентина Александровна, заведующая ГБДОУ детского сада №233 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Рубан Ольга Геннадьевна, педагог-психолог, методист детского сада №233 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье

А.С. Макаренко


Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семья играет центральную роль в сознании ребенка, поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраниться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, следовательно, именно родители ответственны за воспитание детей.

В системе работы нашего дошкольного образовательного учреждения мы используем различные формы сотрудничества с родителями воспитанников (как традиционные, так и нетрадиционные):

1. Информационно-аналитические: анкетирование, тестирование, интервьюирование, почта доверия, вопросы-ответы.

2. Наглядно-информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фотовыставки, библиотеки-передвижки, групповой Интернет-сайт.

3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, родительские конференции, совместное создание развивающей среды.

4. Досуговое: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы.

«Счастливая, невозвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминание о ней», – писал великий русский писатель Л.Н.Толстой.

В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства вносят веселые праздники, организуемые в любое время года: осенью,зимой,весной, летом.

Праздник в дошкольном образовательном учреждении – это веселье, радость,творчество, которые разделяют взрослые и дети. Психика малыша устроена так, что невозможно вспомнить то, что ему неинтересно. Больше всего маленький ребенок любит играть, отсюда можно сделать вывод, что только игровой метод позволяет удержать внимание ребенка на длительное время.

Увлекшись игрой, дети свободно, без напряжения выполняют задания, упражнения, играют в игры, танцуют.

Праздник – это игра. А сколько радости приносят эти праздники – они помогают ребенку преодолеть страх, застенчивость, нерешительность, учат быть открытым в общении, владеть своими чувствами.

Мы часто задумываемся, как привлечь родителей к совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? В плане родительского восприятия любое совместное мероприятие позволяет увидеть проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные подходы.

Для того чтобы дети не выросли равнодушными к миру прекрасного, необходимо приобщать их к этому миру как можно раньше.

Для этого мы выбрали путь досугового направления. В работе с родителями оно оказалось самым привлекательным и востребованным, но вместе с тем и трудным.

Родители-активисты, которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе – активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей. В нашем дошкольном образовательном учреждении находятся дети в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Необходимо составить сценарий праздника так, чтобы малыши поняли смысл праздника и получили положительные эмоции.

Перед проведением совместных праздников, мы, педагоги, специалисты учреждения придумываем основные организационные моменты: утверждение сценария, оформление костюмов, распределение ролей, уточняем дату и место проведения данного мероприятия, продумываем организационную среду и оформление декораций. И конечно рассматриваем варианты участия родителей в совместном празднике. Хотелось бы отметить, что все сценарии совместных с родителями праздников являются авторскими.

В нашем дошкольном образовательном учреждении праздники проходят годовой цикл и вносятся в систему художественно-эстетического развития детей раннего возраста в контексте работы с этнокалендарем.

Мещерякова.jpgПервый совместный физкультурно-музыкальный праздник «Осень золотая» проводится на территории дошкольного образовательного учреждения. В качестве главного действующего персонажа приглашается «Осень» –воспитатель в осеннем костюме с венком из листьев на голове. Дети с родителями водят хороводы, поют песни, собирают овощи и фрукты в большой грузовик.

В ноябре проходят представления детских кукольных театров по мотивам сказок разных народов мира, приуроченные ко «Дню народного единства и примирения». Среди поставленных сказок украинская сказка «Рукавичка», финская сказка «Веселый Матти», польские сказки в переводе В. Приходько «Приключения Мишки-ушастика», «Магазин игрушек», «Друзья». Дети приходят вместе с родителями,в нарядной одежде, как в настоящий театр. Все роли исполняют воспитатели и музыкальный руководитель.

К празднованию «Дня матери» готовится весь педагогический коллектив учреждения, но основную роль играют специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог. Они тщательно готовятся к празднику, обсуждая сценарий.Мещерякова1.jpg Музыкальный руководитель подбирает репертуар, инструктор по физическому воспитанию – спортивные игры. Педагог-психолог на основе авторской программы «Мой маленький мир» применяет релаксационно-оздоровительную технологию «Путешествие в сказочный лес». Родителям очень нравится атмосфера праздника, они часто бывают приятно удивлены действиями своих детей.

Этот праздник дает много положительных эмоций, раскрывая возможности и способности каждого ребенка.

В сценарий традиционного зимнего праздника также включаются спортивные игры, музыкальные песни, стихотворения. Для его организации привлекаются воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, другие специалисты. На новогодний праздник к детям приходит воспитатель-Снеговик вместе со Мещерякова2.jpgсвоим младшим братом – Снеговичком (ребенком). К детям приходят и сказочные персонажи – Снегурочка, кот Базилио,лиса Алиса.

Кульминацией зимнего периода является праздник «Проводы зимы»(«Масленица»). В нашем дошкольном образовательном учреждении это физкультурно-музыкальный праздник с элементами фольклора. Данный праздник также проходит на территории дошкольного образовательного учреждения. На празднике появляется «Масленица» – воспитатель или родитель в костюме, дети водят хоровод, поют песни. В конце представления дети обязательно получают маленькие подарочки-сувениры.Мещерякова3.jpg

Майские дни знаменательны итоговыми праздниками-представлениями.Наши выпускники показывают то, чему они научились за время, проведенное в детском саду. На этом празднике воспитатели и дети показывают инсценировки русских народных сказок. Педагоги с помощью родителей шьют костюмы, придумывают необходимые атрибуты. В конце праздника воспитанники получают дипломы об Мещерякова4.jpgокончании первой в своей жизни школы – «Школы яслей».

И завершает праздничный годовой цикл в июне физкультурно-музыкальный праздник, посвященный Дню защиты детей. Этот веселый музыкальный праздник проходит на территории учреждения. Педагоги и родители украшают площадку играми, поделками. Мещерякова5.jpg

Во всех праздниках акцент делается на физкультурное и музыкальное развитие детей раннего возраста. Малыши очень любят такие упражнения, как «поймай рыбку», «Соберем букет», «Медведь и пчелы». В гости приходит игровой персонаж – медведь, у детей-пчел на голове веселые шапочки. Проводятся и соревнования родителей. Родители и дети получают колоссальное удовольствие. В книге отзывов дошкольного учреждения много благодарностей от родителей за сюрпризы, за то, что Мещерякова6.jpgони сами принимали активное участие в празднике. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности. Часто после этого они становятся активными участниками всех дел в группах, помощниками воспитателей.

Наше дошкольное образовательное учреждение также открыто для передачи собственного инновационного опыта по организации совместных праздников с детьми раннего возраста для педагогов и специалистов района и города.

В 2013 году на базе нашего дошкольного образовательного учреждения прошел районный семинар для старших воспитателей,воспитателей и педагогов ГБДОУ на тему «ОсобенностиМещерякова7.jpg развития и воспитания детей раннего возраста», организованный совместно с информационно-методическим центром Выборгского района. Вниманию слушателей был представлен открытый физкультурно-музыкальный праздник «Проводы зимы».

В 2013 году педагоги и специалисты нашего дошкольного учреждения выступали в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на научно-практической конференции «Модели раннего развития детей: петербургское разнообразие» на Мещерякова8.jpgтему: «Инновационный опыт организации праздников с детьми раннего возраста как вариант совместного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи».

В 2014 году на базе нашего дошкольного образовательного учреждения был организован просмотр физкультурно-музыкального праздника «День защиты детей».

Праздник получил высокую оценку специалиста по вопросам развития детей раннего возраста Мещерякова9.jpgпедагога-психолога Ларечиной Елены Викторовны, и методиста информационно-методического центра Емельяновой Алевтины Геннадьевны.

Также в 2014 году на базе ГБДОУ детский сад № 91 Выборгского района было организовано районное методическое объединение педагогов-психологов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста», где педагог-психолог нашего учреждения познакомил присутствующих с инновационным опытом по организации совместных праздников с детьми раннего возраста.

Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет поддержать становление личности ребенка, повысить уровень культуры педагогов и семей, и укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

«Наш выпускник – это ребенок, который умеет любить и готов дарить это чувство окружающим людям!»

«Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он умеет находить любовь в этом мире!» М.Монтессори

Приложение: Авторский конспект совместной деятельности по направлению«Художественно-эстетическое развитие» на тему:Физкультурно-музыкальный праздник с элементами фольклора «Проводы зимы» (возраст детей от 2-х до 3-х лет)


Список литературы:

1.Михайлова М.А. «Праздники в детском саду» (сценарии, игры, аттракционы), Ярославль: 1998г

2. «Эстетическое воспитание в детском саду» (под ред. Н.А. Ветлугиной), М: Просвещение: 1985г

3. «Образовательная область «Музыка» (А.Г.Гогоберидзе,В.А.Деркунская), Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012г

4.М.А.Михайлова «Детские праздники» (Игры, фокусы, забавы), Ярославль: «Академия развития», 1999г

5.Музыкальное воспитание в детском саду (Н.А.Ветлугина), М: Просвещение, 1981г

6.М.Ю.Картушина «Забавы для малышей(театрализованные развлечения для детей 2-3 лет), М: 2005г

7. «Пой, пляши, играй от души» Федорова.Г.П. «Детство-Пресс», 2001г

8. «Музыкальные праздники в детском саду» (Е.А.Антипина), М: «Сфера», 2002г

9. «Музыкальные сценарии» Г.Ф. Вахарова, Санкт-Петербург, «Лань», 1999г

10. «Поиграем, потанцуем» Федорова.Г.П., Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1999г

11.Г.Б.Монина,Е.В.Ларечина « Игры для детей от года до трех лет», Санкт-Петербург, Речь: 2008г

12.Имаготерапевтическая релаксационно-оздоровительная программа социально-психологической адаптации, оздоровления и развития творческих способностей «Баиньки» (Лисина Е.А.), Санкт-Петербург, 2000г

13.Е.В.Ларечина «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка», Санкт-Петербург, 2004г

14. Е.В.Прохорова «Театрализованные игры для дошкольников», Санкт-Петербург, 1995г


Поделиться:


Назад в раздел