Поиск по сайту

Какие они, мои ученики…

Автор: Абдулвагабова Наира Абдуллаховна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №560 Выборгского района Санкт-Петербурга


Абдулгабаева.jpgМного есть чудес на свете,

Человек – их всех чудесней.

Софокл


Достаточно много сказано и говорится в настоящее время о социально-психологическом портрете ученика. Передо мной эти портреты каждый день, по разным показателям отличающиеся друг о друга. Ведь ученик напоминает таинственный ларчик, к которому нужно уметь подобрать ключ. Причем у каждого ларчика – свой ключик. Разве это не одно из чудес света?!

Школьникам часто предлагается составить психологический портрет литературного или исторического персонажа, личности, имеющей мировую известность. «Как выглядит мой социально-психологический портрет» - обратилась я к своим девятиклассникам. Не все смогли справиться с заданием: «Ну... я современный школьник... Социально-психологический портрет - не очень понимаю, что это.... спросите что-нибудь полегче… постараюсь ответить». Действительно, составление портрета (с точки зрения самого ученика) требует умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, т.е. определения уровня самооценки. Замечу, что это одна из центральных задач школы.

Отечественные психологи проводят обширные исследования в школах, разложив учащегося по полочкам в соответствии с тем, каким он предстает в глазах учителя.

С чего начать?

Абдулгабаева1.jpg

Портрет социально-инфантильного школьника. Школьник этой группы возлагает ответственность за принятие решения и бремя выбора на плечи другого человека. Социальная роль "вечного ребенка" освобождает его от ответственности за совершенные поступки.

Конфликтный, противоречивый – это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.

Пассивный потребитель информации. Учитель дает, ученик берет. «Подобное положение становится привычным», - отмечают специалисты.

Увы, мрачный портрет. Возникает вопрос: «Почему?»

Попробую ответить на него.

Безусловно, школа интересует нас [педагогов] не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности.

Трудности неуспевающего ученика являются не следствием его умственной или физической неполноценности, а скорее результатом его представлений о себе как неспособного к серьезному учению. Для учителей все более очевидным становится тот факт, что эффективность учебной деятельности учащегося зависит не только от хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня сформированности личности, так как личность является механизмом и задействована во всех сферах жизнедеятельности человека - в познании, в поведении, в общении.

Итак, основываясь на вышеизложенном, можно прийти к выводам:

· ведущая деятельность школьника - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младшего школьника такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение;

· именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

· кроме того, общение является для подростка очень важным информационным каналом.

Предлагаю познакомиться с тренингами, направленными на выявление социальных и жизненных ценностей личности, ролевых позиций в межличностных отношениях, социальной зрелости и социальной комфортности. Данные тренинги прошли апробацию в 8-9-ых классах.

Основы социально-психологического тренинга

(Публикуется по материалам монографии А.С. Прутченкова «Социально-психологический тренинг межличностного общения» (Москва, 1991)

Абдулгабаева2.jpgУпражнение «Знакомство»

Цель: создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников тренинга, ознакомление их с принципами работы группы, создание групповых ритуалов, овладение игровым стилем общения, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему придется работать вместе с группой.

Содержание занятия:

Все участники садятся в круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, потом делит лист на две части вертикальной линией. Левую обозначает знаком «+», правую знаком «-». В левой части перечисляет то, что нравится (в природе, людях, в себе), а в правой — то, что неприятно в окружающем мире («не люблю дождевую осень», «ненавижу лжецов» и т.п.). Потом все зачитывают свои записи вслух.

Каждый человек имеет свою собственную теорию относительно того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде, чем он отличается от всех других людей. При этом возникает вопрос: разделяют ли окружающие мою мысль о себе? Если же они видят меня иначе, то, что лежит в основе их восприятия и оценки? Попробуем выяснить этот вопрос в процессе выполнения следующих упражнений.

Абдулгабаева3.jpgУпражнение «Эмпатия»

Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только

положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания.

Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его — определить, кто мог бы о нем такое сказать.

Потом «секретарь» зачитывает, все высказывания, но уже с указанием авторов.

Абдулгабаева4.jpg Упражнение «Брачное объявление»

Всем членам группы дается 3-5 минут для того, чтобы написать брачное объявление. Любой пишет о себе, составляя свой психологический портрет, выделяя свои преимущества, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. В инструкции подчеркивается, что следует выделять прежде всего психологические характеристики, а не восхищаться описанием внешнего вида, квартиры, машины.

P.S. Человек отличается от всего живого тем, что у него есть воля, разум, мнение, что дает ему непредсказуемость и индивидуальность в поступках и действиях. Но в то же время человек неотделим от всей природы и тесно с ней связан - это позволяет считать его одним из чудес природы.



Список использованной литературы:

1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: Вако, 2005.

2. Прутченкова А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. –М.: Просвещение, 1991.

Интернет-ресурсы

1. Значение психологического портрета – URL http://www.all-tests.ru/

2. Социально-психологический портрет учащихся – URL http://chastysc.ucoz.ru/


Какие они, мои ученики…

Назад в раздел