Поиск по сайту

Внеклассная деятельность как самореализация личности школьника

Автор: Ефимова Нина Алексеевна, учитель математики ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современные технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения предполагают создание условий для развития природных задатков и самореализации личности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

В основе моего педагогического кредо лежат слова К.Д.Ушинского: «Приохотить к учению гораздо важнее, чем приневолить». Искусство педагога заключается в создании условий для развития личностного потенциала ученика.

Содержание моей педагогической системы лежит на трех «китах»: мотивация, интеграция и «субъект-субъектные» отношения. В соответствии с новыми стандартами, необходимо прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в окружающем мире.

Созданию положительной мотивации учащихся к изучению математики как на уроках, так и во внеклассной деятельности способствуют принципы сотрудничества и сотворчества, научности и системности, доступности, прочности знаний, навыков и умений.

Необходимость внеурочной предметной деятельности в данном случае очевидна. Программа и время урока не всегда дают возможность учителю останавливаться на многих важных и интересных вопросах математической науки. Внеклассные занятия с учащимися к тому же повышают и квалификацию самого учителя, так как ни к одному уроку учитель так много не готовится, как к внеклассному мероприятию.

Проведение предметных Недель в гимназии давно стало хорошей традицией и всегда вызывает у учащихся повышенное внимание и желание поучаствовать. Помимо формирования и развития интереса к математике школьники учатся работать в команде, сплачиваются, находят новых друзей, овладевают навыками коммуникативной культуры, развивают творческие способности.

В основу организации Недели математики в школе закладываются следующие принципы:

1) углубление и расширение учебного материала;

2) привитие учащимся практических навыков;

3) сообщение сведений из развития математики;

4) решение примеров и задач повышенной сложности;

5) использование занимательной математики.

На этапе подготовки Недели (за 10-15 дней) объявляется конкурс грамот с математической символикой, математических кроссвордов, различных поделок по предмету, математических сказок (2-6 классы), стенных газет (в том числе и тематических, посвященных великим математикам или интересным открытиям). Объявляется также конкурс проектов, исследовательских, социальных, творческих.

В проведении Недели математики могут быть задействованы и учителя смежных дисциплин. Вместе со старшими школьниками они готовят материалы для проведения конкурсов и викторин, работают над проектами. Широко используются публикации газеты «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»), журнала «Математика в школе».

Остановимся подробнее на некоторых возможных формах деятельности в рамках математической недели.

Математические турниры

В классе с составом, например, 25 человек предлагается задача или пример. Учащиеся, сидящие за одной партой, соревнуются попарно в быстром и правильном решении. Первые победители (16 человек) получают новую задачу и продолжают соревнование опять попарно. Третья задача уже дается 8 учащимся снова попарно. В полуфинале в составе играющих остается 4 человека. Он проводится в особое время в присутствии учащихся всего класса. Соревнующимся предлагается по две задачи повышенной сложности. О финале этого турнира, когда в игре принимают участие двое наиболее сильных учеников, объявляется заранее, и он проводится в несколько торжественной обстановке. На решение задач дается не более 45 минут. В качестве зрителей на финал приглашаются учителя и учащиеся данного класса, родители. Результаты классного математического турнира освещаются в школьной математической газете, а также в школьной газете «Ракурс».

Опыт показывает, что при удачном подборе задач или примеров можно довести игру до полуфинала за 45 минут. Последние два этапа – полуфинал и финал - надо перенести на внеурочное время. Задания для турнира составляются из курса данного года обучения с постепенно возрастающей трудностью.

Математические эстафеты

Если описанный выше турнир выявляет наиболее способных учащихся в данном классе, то математическая эстафета дает возможность выявить сильнейших математиков из нескольких параллельных классов гимназии.

Математическая эстафета проводится по определенным темам, которые заблаговременно доводятся до сведения учащихся. О дне эстафеты объявляется за одну - две недели с тем, чтобы участники имели возможность подготовиться по этим разделам курса математики.

Например, в школе имеется 4 класса в параллели. Каждый класс отбирает команду из шести лучших своих математиков. Таким образом, составляется 4 команды с числом соревнующихся 24 человека.

Руководители эстафеты готовят задачи и примеры по числу учащихся, входящих в команду, т.е. составляется шесть упражнений. Каждое упражнение пишется на отдельной карточке. Каждый ученик решает пример данной карточки. Все команды выполняют одинаковые упражнения.

Перед зрителями ставятся 4 маленьких столика столика, члены одной и той же команды по очереди занимают свой столик. Около каждого столика находится наблюдатель с часами. Команды между своими членами устанавливают очередность выступления. К столикам одновременно приглашаются первые номера команд. Эти четыре участника одновременно приступают к решению одного и того же примера. Наблюдатели засекают время начала и окончания решения задачи каждым учеником. Решение примера тут же проверяется, и в случае его правильности ученик немедленно покидает столик, передавая эстафету следующему товарищу по команде.

Победителем считается тот класс, чья команда быстрее других решила все предложенные примеры. Может случиться, что отдельный ученик ошибся или вообще не в состоянии справиться с заданием. Поэтому устанавливается максимальная продолжительность решения примера (15 минут). Для учета результатов соревнования около каждого столика ведет наблюдение за решением хорошо знающий математику член жюри эстафеты. На заранее заготовленном табло по ходу соревнования постепенно заполняются результаты решения заданий и время их выполнения.

Кроме Недели математики внеурочная деятельность в параллели пятых классов организуется еженедельно во внеурочное время и позволяет учащимся содержательно проводить свой досуг, это особенно важно и актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время и проводят его у компьютеров. Важно показать школьникам, что познавать реальный окружающий мир не менее интересно, чем виртуальный. Программа занятий очень разнообразна: это всевозможные занимательные задачи (головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, задачи на построение закономерности ряда, задачи «на догадку», задачи «на соображение», магические квадраты и другие), а также задачи «реальной» математики, например:

1.Длина проспекта Тореза (на нем находится гимназия) – 4, 2 километра. За какое время можно пройти его от площади Мужества до Северного проспекта пешком со скоростью 4, 5 км/час? Проехать на велосипеде со скоростью 12 км/час? На автомобиле – со скоростью 60 км/час?

2. Детям необходимо в среднем потреблять 1,8 литра воды в сутки, При этом вода, поступающая с пищей, составляет 20% воды, поступающей в организм в виде питьевой воды. Какое количество питьевой воды дети должны потреблять в сутки?

3.При движении вокруг Солнца Земля перемещается со скоростью 30 км/с. На какое расстояние Земля переместится за время одного урока?

4. Постройте круговую диаграмму содержания элементов, из которых состоит организм человека, по следующим данным: кислород -63%, углерод -21%, водород -10%, остальные элементы -6%.

5. В июне 1240 года по Неве шли шведские корабли на 8 км/ч медленнее, чем двигалось им навстречу войско князя Александра. Гонец же скакал от устья Невы к Новгороду со скоростью, в 4,5 раза превосходящей скорость шведских кораблей. Вычислите скорость движения всех участников события, если известно, что гонец в час проезжал на 6 км/ч больше, чем войско Александра.

6. Коллекции Государственного Эрмитажа насчитывают 1 106 071 единицу хранения. Сколько времени потребуется на осмотр всех экспонатов музея, если каждому уделить одну минуту?

Решение и обсуждение таких задач показывает роль математики в окружающем мире и в использовании в других науках, а также способствует расширению знаний учащихся об окружающем мире и развитию познавательной деятельности школьников.


Литература

1. Ильенко Л.П. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе. М.: Аркти, 2006 , 154 с.

2. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я.Виленкина/ Москва, «Вако», 2011

3. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс/ Сост. Л.П.Попова – 3-е изд., перераб.- М.: Вако, 2014


Внеклассная деятельность как самореализация личности школьника

Назад в раздел