Поиск по сайту

Детско-взрослые проекты как одно из основных средств реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Автор: Турусова Ольга Валентиновна, воспитатель ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга


Сохранение уникальности и

самоценности детства, как

важного периода жизни, значимого

самого по себе, без всяких условий»

ФГОС ДО


Перед современным педагогом стоит сложная задача – организовать повседневные события жизни ребенка, таким образом, чтобы они обеспечивали его эффективное развитие. Дошкольное детство – самоценный этап в развитии личности, когда мир для ребенка – это открытие. Известно, что, самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности позволяет ребенку совершать эти открытия. Познание объектов живой и неживой природы, окружающего мира и, частично, того мира, который пока не известен ребенку, в практической деятельности.

В практике дошкольного образования есть множество видов и типов проектов, которые дают возможность учитывать проявления индивидуальности в выражении мыслей, чувств.

Для реализации проекта, особенно важно подготовить атмосферу, стимулирующую активность, дающую возможность взрослому направить творчество ребенка на его саморазвитие, обеспечить выбор игр, пособий, их сочетаний с целью объединения детей в небольшие группы единомышленников.

В процессе работы над проектом педагог создает условия для естественного индивидуального личностного роста ребенка:

- выстраивает образовательный процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком;

- планирует согласование задач, содержания разных образовательных областей;

- продумывает возможные пути интеграции;

-учитывает возрастные, гендерные, индивидуальные психологические особенности детей, уровень развития;

- ориентируется на зону ближайшего развития.

В ходе реализации проекта часто используется целевая развернутая проблемная ситуация, которая направляет детей на активный поиск. Педагог поощряет инициативу, ставит детей перед необходимостью самостоятельного выбора решения задач; помогает детям осознать то, что они уже умели и чему научились, какие чувства и эмоции у них возникли и как их использовать в жизни; создает ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживает положительные действия и намерения; вовлекает детей в совместную деятельность, оказывает помощь, организует взаимную поддержку. Из вышеизложенного следует, что именно система проектов способствует обогащению социально-личностного опыта детей, продвижению ребенка в развитии и выработке привычек поведения.

Проект, как правило, разрабатывается на основе проблемы, которая интересна и доступна ребенку определенного возраста. Усвоение информации обеспечивается через ее изменение, дополнение, и исключение лишнего, самостоятельную практику в различных ситуациях.

Для осуществления разделов проекта привлекаются специалисты и родители. Составляется примерная план-схема, собирается и накапливается материал, включаются развивающие ситуации. По итогам проекта проходит презентация.

Пример проекта, разработанного и реализованного в старшей группе ГБДОУ детский сад №91 Выборгского района в октябре текущего года «Как мы попали в золотую осень». Проект, разработанный в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, охватывает области познавательного, художественно-эстетического, речевого развития.

Цель проекта: развитие познавательного интереса, стремления отражать свои впечатления в разных видах художественной деятельности.

Задачи проекта:

- развитие познавательных и творческих способностей детей;

- стимулирование у детей эмоционального отклика на красоту и разнообразие осеннего леса;

- побуждение интереса к отражению своих впечатлений в художественно-эстетических видах деятельности.

Началом реализации проекта явилось чтение стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

Вслед за чтением был организован краткий разговор по содержанию стихотворения, с целью выявления отношения детей к осени, высказанному поэтом в этом стихотворении.

Дети с интересом рассказывали о разных деревьях, которые растут в сказочном, очень ярком лесу.

Лиза К.: «Так красиво и тихо, что хочется гулять и восхищаться золотой осенью».

Марьяна Т.: «Листья желтые, красные, всякие разные они еще на ветках»

. Заметили ажурный узор паутинки - она похожа на снежинку.

Егор Я. : «Немного грустно, потому, что листья скоро упадут».

Чтобы соотнести собственное настроение и опыт восприятия природы рассматривали репродукции картин Исаака Ильича Левитана и Ивана Ивановича Шишкина. Сравнивали их. Обратите внимание, что художники разные, а работы называются одинаково. «Золотая осень»

Дети увидели приметы золотой осени: разноцветные листья, желтая трава. Самые внимательные выделили отличия: небо голубое, солнечный осенний день, смотрим и нам тепло, на репродукции И. И Левитана. На другой репродукции, И. И. Шишкина увидели хмурое небо, наверно дует ветер и холодно.

Как художник описывает природу красками, композитор рассказывает про осень звуками. Слушали фрагмент концерта А. Вивальди «Осень».

Дети отметили, что от такой веселой музыки поднимается настроение, хочется прыгать в солнечный день золотой осени.

Когда мы обратились к сказкам Владимира Григорьевича Сутеева детей спросили: « Как узнали, что действие происходит осенью?»

Они ответили , что на фоне зеленых елок, желтенькие березки.

Ежик взял корзину, идет за грибами, а грибы собирают осенью. А еще осенью поспевают яблоки.

По мотивам сказок Владимира Сутеева смотрели мультипликационные фильмы.

В процессе образовательной деятельности мы читали и анализировали пословицы, поговорки, осенние приметы. Малые фольклорные жанры обобщили впечатления детей.

Мы решили, что у осени есть волшебные кисти и краски, которым она раскрашивает природу.

На втором этапе оказались в волшебном лесу, который создали самим: «Можем ли мы с вами попасть в волшебный осенний лес. Как это сделать?» В пространстве группы заготовлен материал: «Нарисованное дерево без листьев, кленовые листья, краски, пластилин» В процессе совместной деятельности вспомнили, как Бунин описывает осенний лес. На вопрос, что означает слово «багряный», дети ответили, что это оттенок красного. Постараемся создать такой же. Совместно с детьми мы определили, что и как будем делать? «Как украсить дерево, чтобы создать сказочный лес?»

Дети предлагали нарисовать листья, вырезать из бумаги и приклеить, приклеить лист, упавший с дерева.

Так как эти способы известны, задали вопрос: «А нельзя ли украсить дерево отпечатками настоящих листьев?» В разговоре, что такое отпечатки мы определили, что нужно разукрасить листок, приложить его к веткам нарисованного дерева и прижать.

Преимущество данной технологии в том, что мы видим реальную форму кленового листа. При этом ребенок самостоятельно выбирает цвет осеннего листика и место его расположения.

Мы поинтересовались, а что еще можно сделать?

Дети предложили создать из засушенных листьев аппликацию «Ежик». Вместе ежиком мы отправились в воображаемое путешествие.

В дальнейшем дети заинтересовались данной проблемой.

Из чего можно сделать листья? Совместно с воспитателем ребята изготовили из соленого теста осенние листья разных пород деревьев и самостоятельно их раскрасили, получилась аппликация «Осенняя фантазия». Предложили детям подумать: «Что бы они хотели сделать дома для волшебного леса?» (совместно с родителями).

Для более глубокого понимания родителям рекомендовали пройти консультацию. Дома ребятами были выполнены следующие работы: роспись по дереву, аппликация из листьев, поделки из природного материала.

Для сказочной атмосферы дети совместно с воспитателем создали образ с жар птицы: на контур птицы предлагалось нанести тонким слоем пластилин, затем украсить семенами деревьев, (ясеня и клена), которые дети выбирали самостоятельно.

На 3 этапе, на основе полученных впечатлений в созданной в группе атмосфере, оформленной детскими работами, мы провели конкурс чтецов «Лучшее стихотворение про осень».

Работами детей частично оформили мини-музей детского сада, а затем и групповой.

Во время логико-математической игры создавали осенний лес из палочек, головоломок, кубиков. Волк из палочек, ворона из головоломки, из кубиков – зайчик.

Ребята сочинили сказку «Сказочное путешествие в лес»: «Сегодня мы гуляли в волшебном осеннем лесу. Везде лежали шишки, желуди, орехи. Все деревья стали желтыми, начинался листопад. Мимо нас пробегали ежики, они пытались собрать облепиху. Белки прыгали по деревьям, ели шишки с друзьями, собирали запасы на зиму. Вдруг мы увидели карету со слоном, она ехала домой, в свою сказку. Прыгали зайчики, зайцы засмотрелись на облепиху и не заметили волка. Волк стал за ними гоняться. Зайчики ускакали, догнали сказочную карету и спрятались в нее. Волк их не поймал... Прилетела Жар-птица, угостила всех осенними дарами. В лесу наступила тишина». На основе сказки мы оформили газету «Наша сказочная история».

По истечении двух недель мы вновь вернулись в воображаемый осенний лес.

Во время прогулки, мы обнаружили, что наш групповой участок, если внимательно присмотреться – это и есть фрагмент нашего леса: мы полюбовались красотой листьев, прошлись по шуршащему ковру волшебного леса, там дети придумывали загадки:

1.Растет в лесу, на ножке со шляпкой, на шляпке белые кружочки, его нельзя кушать.

Что это?

2.Это колючее животное, умеет превращаться в клубок и ловит мышек, засыпает на зиму.

Кто это?

3.Ушастый зверь, с маленьким хвостиком, умеет высоко прыгать, боится волков, не спит зимой.

Кто это?

В группе Чупакабра «рассказала» нам свою историю: (сказку придумала Лиза К. дома, вместе с папой):

«В осеннем лесу жила Чупакабра. У нее были папа им мама. Она была девочкой. Она играла со своими братьями и сестрами, и ей было очень весело. Иногда Чупакабра уходила в лес на охоту с папой и мамой. Они возвращались и ели добычу на ужин.

Однажды, после ужина, Чупакабра нашла лисенка и сказала: «Что ты плачешь, лисенок?» Лисенок ответил: «Я потерялся и не могу найти свою маму». Она спросила: «Как она выглядит?». «Как я, только больше», – ответил лисенок. «Тогда пойдем к моим родителям, они помогут тебе «найтись». Они пришли и Чукабабра предложила: «Давайте пойдем искать маму лисенка». И они все вместе пошли искать маму в лесу. На опушке леса у грибочков лиса искала своего малыша. Лисенок сказал: «Вот моя мама! Я побегу к ней, идите обратно». И закричал: «Мама, привет! Меня нашли в другом месте». Мама оглянулась и спросила: «Где ты был, сыночек мой». Он ответил: «Я был на краю леса» И лиса сказала: «Давай пойдем искать еду». И лисенок ответил: «Давай!»»

Сказкой закончился заключительный этап проекта.

Итак, под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

Проектный метод – это специально организованный вид деятельности детей дошкольного возраста и педагога. Задачи, которые предполагается решить в процессе реализации проекта могут быть представлены в виде практических, творческих, проблемных мини-ситуаций, игр, игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, дает детям возможность участвовать в выдвижении проблемы. В целом ,реализация проекта, сопровождается исследовательской деятельностью взрослого и детей с эмоциональной направленностью :размышлениями, вопросами, аналогиями, ассоциациями, сомнениями, возможностями проявить смекалку, сообразительность. Совместное рассмотрение их с позиции темы, приводит к появлению чего-либо нового, неизвестного.

Приложение: презентация


Литература:

1. Векарс Н. Е. Векарса А. Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. КрашенинниковЕ. Е.,ХолодоваО. Л., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3..Образовательный ситуации в детском саду(из опыта работы)/сост.:З. А. Миххайлова, А. С. Каменная, О.Б. Васильева.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014г.

4. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013г.

5.Проектный метод в организации мпознавательно-исследовательской деятельности в детском саду/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.:Л. С.Киселева, Т. А. Данилова, Т. С.Лагода, М. Б. Зуйкова.-М.:АРКТИ, 2005.

7. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М., Филиппенко А.-Волгоград:Учитель2009.


Поделиться:


Назад в раздел