Поиск по сайту

Новые формы организации образовательного процесса и ведение системного управления качеством образования в современных образовательных условиях

Автор: Нарицина Людмила Григорьевна, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга


На современном этапе государственное устройство и социально-экономическая жизнь страны претерпевают существенные изменения, ориентированные на идеи качества. Образование становится одной из наиболее важных сфер человеческой деятельности, что обусловливает необходимость коренного улучшения системы его управления.

Процессы модернизации системы образования, разработка и введение государственных образовательных стандартов нового поколения требуют внесения существенных изменений в практику деятельности администрации, учителей и образовательного учреждения в целом по ряду вопросов, направленных на достижение новых образовательных результатов.

В управлении образовательными учреждениями в настоящее время преобладает программно- целевой подход, позволяющий с наибольшей эффективностью обеспечить достижение запланированных результатов. .

Основной смысл содержания понятия « качество образования» включает в себя:

- социальный заказ – требование к образовательным результатам, установленное, правительством, родителями, обществом;

- образовательную программу – как трансформацию данных требований в целях и задачах образования;

- управление качеством, то есть, создание условий и их совершенствование для достижения целей/результатов

ГБОУ гимназия № 92 - лауреат премии правительства Российской Федерации в области качества, поэтому идея качества, управления качеством образования для гимназии не новая. Рассматривать ее сегодня следует в свете тех изменений, которые происходят в условиях модернизации системы общего образования и введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами предполагает оценку нескольких составляющих качества образования: таких, как образовательные результаты учащихся; условия реализации образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя и многие другие.

Управление качеством образования в гимназии обеспечено организационными механизмами обеспечения качества образования, находящимися в компетенции администрации, которая:

- организует разработку нормативных и методических материалов по управлению качеством образования и обеспечивает ими гимназию;

- планирует и организует комплексный анализ состояния образования гимназии, в том числе качества образования в целом и по его отдельным направлениям;

- осуществляет разработку стратегических целей деятельности гимназии и прогнозирует (совместно с педагогическим коллективом) ее развитие.

Повышение качества образования, управление качеством невозможно без системы внутреннего мониторинга качества образования, который является в соответствии с Федеральным законом от 08.10.2010 № 293- ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2011 г., не правом, а обязанностью образовательного учреждения.

Среди направлений системного мониторинга качества образования в гимназии наряду с мониторингом качества предоставляемых образовательных услуг, а также системных показателей качества образовательного процесса существует и мониторинг оценки личностных достижений участников образовательного процесса, например, мониторинг олимпиадного движения, представляемый ежегодно в Публичном докладе директора гимназии.

Информатизация гимназии является важным элементом развития инфраструктурной среды, одним из механизмов достижения нового качества образования, управления качеством образования.

Реализация программы информатизации образовательного пространства гимназии является одним из ведущих направлений Программы развития гимназии «Новая школа – новая реальность»

ГБОУ гимназия № 92 – победитель общероссийского проекта «Школа цифрового века» в 2013-2014 году.

Развитие единой информационной образовательной среды предполагает современную систему мониторинга образовательной деятельности, доступную для всех субъектов образования, позволяющую в динамике видеть развитие обучающихся. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 1993-р гимназия предоставляет информацию о текущей успеваемости обучающихся через систему электронных дневников и журналов, имеющих ряд неоспоримых преимуществ перед бумажными носителями: можно узнать об отметках в день их выставления, проконтролировать посещение уроков.

Использование информационных технологий позволяет организовать дистанционную форму обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, с одаренными детьми, организовать работу по подготовке к итоговой аттестации, по программам дополнительного образования детей.

К обеспечению нового качества образования, эффективному его управлению предоставляется возможным прийти и через расширение инновационного поля гимназии, формирование инновационной деятельности педагога как важнейшей составляющей педагогического профессионализма. Работа методической службы гимназии в условиях модернизации системы образования, реализации системно-деятельностного подхода в реализации задач ФГОС направлена на:

- информационно-методическую поддержку подготовки педагогов по вопросам введения ФГОС;

- сопровождение педагогов в подготовке учебных рабочих программ, в реализации индивидуальных планов самообразования, межкурсовой подготовки;

- выявление запросов в повышении квалификации и формирование заказа на курсовую подготовку;

- диссеминацию педагогического опыта учителей;

- мотивацию педагогов на участие во всевозможных конкурсах и оказание им методической помощи при подготовке к конкурсам;

- поддержку талантливых педагогов

- методическое сопровождение деятельности районной экспериментальной площадки «Новые формы организации образовательного процесса и введение системного управления качеством образования в современных образовательных условиях»;

- оказание методической помощи педагогам при подготовке к аттестации.

Таким образом, новые формы организации образовательного процесса и ведение системного управления качеством образования в современных образовательных условиях, в условиях модернизации системы общего образования и введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения - одна из доминирующих позиций стратегии развития гимназии.

Педагогический коллектив ГБОУ гимназии № 92 готов сегодня решать такую важную проблему модернизации современного российского образования, как Управление качеством образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Для позитивного решения данного вопроса в гимназии есть следующие условия:

Ресурсы

Исторические: накоплен опыт по управлению качеством образования, начиная с 1998 года.

Нормативно-правовые: разработаны новые локальные акты по системе управления качеством образования

Научно-методические: разработаны рекомендации, функционирует Совет по качеству, реализуются методики внутришкольной экспертизы, новые технологии.

Кадровые: созданы условия для повышения квалификации, работают «Школа учителя – профессионал», «Школа молодого учителя», творческие группы по теме экспериментальной площадки, институт наставничества, проводится подготовка экспертов, мониторинг потребностей

Финансово-экономические: обеспечивается оплата повышения квалификации, оплата издания информационно-методических материалов, приобретение современных технических средств, материальное поощрение в рамках школьного курса «Лучший по профессии»

Информационные: сформирован банк данных об уровне и качестве деятельности, проводится мониторинг образовательных потребностей.

Материально-технические: проведено перевооружение парка компьютерной техники, создана современная инфраструктура, автоматизирован процесс сбора и хранения информации.

Направления деятельности

Задачи

1. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления

2. Лидерство и ответственность администрации

3. Взаимодействие всех участников процесса управления качеством

4. Конструктивное разрешение проблем и противоречий

5. Совершенствование документооборота

Содержание образования

Задачи

1. Расширение пространства выбора

2. Утверждение новых ценностей и установок

3. Внедрение единых «Сквозных» преемственных гимназических программ, в том числе интегрированных

Подготовка кадров

Задачи

1. Повышение качества состава кадров и профессионализма

2. Обучение навыкам работы по управлению качеством

3. Освоение новых методов и технологий управления качеством

4. Освоение новых процедур, критериев оценки качества

Создание образовательной среды

Задачи

1.Создание информационно-компьютерной среды образовательного пространства

2. формирование банков данных

3. Использование партнерства как стратегического резерва улучшения качества, реализация

потенциала партнерства

Освоение методов управления качеством

Задачи

1. Комплексный мониторинг качества образования

2. Совершенствование организационной структуры управления

3. Создание подразделений анализа, координации работы в области управления качеством новых служб: информационной, научно-консультативной, документационно и аудитной.

Ожидаемые результаты

1. Рост качества деятельности всех структур гимназии

2. Качественные изменения основных субъектов образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, администрация, родители)

3. Своевременное выявление проблем, связанных с перегрузкой и ухудшением здоровья

4. Удовлетворенность, успешность учащихся и учителей

5. Разработка новых видов качественных образовательных услуг

6. Формирование культуры качества среды для его непрерывного улучшения

7. Удержание лидерства

8. Трансляция опыта


Поделиться:


Назад в раздел