Поиск по сайту

Применение новых форм духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (Из опыта работы международного Корчаковского лагеря «Наш Дом»)

Автор: Демакова Ирина Дмитриевна, заведующая кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, профессор, д.п.н.


В современный этап развития теории и практики обучения уже вошел так называемый «парадигмальный сдвиг». Под парадигмальным сдвигом подразумевается смена способов педагогического мышления и деятельности. Начало этого этапа – годы перестройки (80—90 годы ХХ века), когда общественные изменения привели к динамике ценностных ориентиров общества по направлению от социоцентризма к антропоцентризму. Казалось, что демократические преобразования российского государства и общества должны автоматически привести к практической реализации гуманистической идеи. Сегодня российское общество испытывает серьезный дефицит гуманистической реальности во всех сферах общественной жизни, включая сферу образования и обучения. Все очевиднее становится расхождение между декларируемыми целями образовательных реформ и их реализацией на практике. Особенно актуально вышесказанное в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи – тончайшего процесса индивидуального становления личности каждого ребенка.

В концепции духовно-нравственного воспитания подчеркивается, что именно в школьные годы ребенок наиболее восприимчив к воспитанию духовности, нравственности, гражданственности. Авторы Концепции ссылаются на Л. С. Выготского, который подчеркивал, что «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Одним из главных направлений педагогической деятельности в этих условиях является проникновение педагогов «в тайну по имени детство», которая, по словам К. Ясперса, «откроется только тому, у кого к этой тайне есть шифры».

Детство – период активного социального становления личности ребенка, которое протекает при непосредствен­ном участии взаимодействующего с ним взрослого. В процессе взаимодействия с миром и людьми осуществляется «стыковка» двух главных потребностей ребенка, в которых реализуется основной план его саморазвития. Это – потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности «вписаться» в мир, найти в нем собственное место. Социализация – это процесс постепенного вхождения ребенка в мир конкретных социальных связей и освоение социокультурных достижений общества, обеспечивает становление индивидуума, так как только в общественных контактах, диалоге, в «пробе» себя в социальном, в самоопре­делении в социокультурном пространстве происходит рефлексия, развивается самосознание.

Задачи духовно-нравственного воспитания решаются не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования, и в летних оздоровительных лагерях. В течение 18 лет исследовался процесс духовно-нравственного развития детей и студенческой молодежи в условиях международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом».

Януш Корчак – выдающийся деятель и воспитатель, толерантный человек. Врач, прошедший три войны, всю жизнь помогал больным и раненым, солдатам и детям. Еще в1914 году им была написана книга «Как любить детей», в 1929 году – «Право ребенка на уважение». Сама по себе мысль Корчака «Чтобы изменить мир, нужно изменить воспитание» свидетельствует о том, что правильно воспитав и духовно направив детей, можно получить готовых к жизни в обществе людей.

В июне 1991 года по инициативе педагогов-энтузиастов Москвы было создано Российское Общество Януша Корчака (РОЯК) – общественная некоммерческая организация, целью которой стала пропаганда педагогического наследия выдающегося польского врача, педагога и писателя Януша Корчака и внедрение в практику его идей.

Главный проект Центра с 1993 года – создание «Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом» (1993 г.). В 2010 году лагерь отметил свое совершеннолетие. В нем провели каникулы (зимние и летние) более 2 тысяч детей и около 200 вожатых и стажеров из разных стран мира и многих городов России.

Деятельность лагеря «Наш дом»

С 1994 года в международный лагерь «Наш Дом»приезжали работать вожатыми студенты – волонтеры из разных стран и из многих городов России (люди разных профессий и интересов, но их объединяет то, что все они - участники корчаковского движения). За прошедшие годы в лагере побывали вожатые из Украины, Голландии, Германии, Бельгии, США, Швейцарии, Испании.

Вместе с вожатыми из других стран приезжает и молодежь – так расширяется международное детско-взрослое сообщество. Из года в год дети осваивают иностранные языки, культуру других стран, знакомятся с их традициями и историей. Одновременно воспитывается интерес, толерантное отношение, уважение друг к другу, рождается и сохраняется на долгие годы любовь, дружба и стремление к общению. У вожатых и детей из других стран формируется огромный интерес к русскому языку, культуре и истории России, уважение к народу страны.

Два раза в год (зимой и летом) интеграционный лагерь «Наш Дом»проводят каникулы дети разных рас, национальностей, социальных групп.

Интеграция – совместная жизнь детей и взрослых, независимо от состояния их здоровья, активное участие всех детей в жизни лагеря, помощь каждому ребенку реализовать себя, расширить рамки общения, приобрести друзей. Для детей – инвалидов и сирот важно приобретение позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, проживание в «нормальной», не изолированной среде. Для здоровых детей из благополучных семей лагерь создает возможности для приобретения опыта сопереживания, сочувствия и помощи нуждающимся в этом сверстникам.

Вся жизнь в лагере направлена на формирование креативного отношения к жизни и генерирование интересных идей.

Основы жизни лагеря

«Семейная направленность» лагеря «Наш Дом», подразумевает адекватные формы организации жизни. Следующим шагом стало «переименование» условных вожатых в условных «родителей». Игровая форма организации жизни способствует возникновению у детей чувства принадлежности к общности, компенсирует для многих из них отсутствие полной семьи, обеспечивает эмоциональную стабильность.

Основные направления организации воспитательной деятельности

1. Одно из главных направлений – интеграция в единое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей; детей с проблемами в обучении и общении, детей-изгоев, не принятых школьными педагогами, и прекрасно успевающих детей; детей разных рас, национальностей, культур и религиозных конфессий.

2. Важнейшее направление – физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями путем вовлечения их в посильные спортивные мероприятия. Реабилитация детей не заменяет лечение, но продолжает и дополняет лечение и направлена на достижение максимально полной физической адаптации ребенка, повышение активности физиологических систем его организма, активизацию естественной системы адаптации, улучшение состояния центральной и вегетативной нервной системы, стимулирование психической активности. Физическая реабилитация представляет собой комплекс оздоровительных мероприятий, применяемых по четко организованной программе. Физическая реабилитация строится с учетом состояния здоровья каждого ребенка.

3. Одна из задач лагеря – развитие правовой культуры, построение в лагере отношений демократического общества, где дети и взрослые имеют равные права. В лагере педагоги уважают мнение детей, учитывают в работе их мнение, привычки, привязанности, трудности и проблемы, помогают в их решении. В концепции лагеря нашли отражения права ребенка, которые были разработаны Янушем Корчаком: право на ошибку, на тайну; на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня, мистерии исправления, усилий и доверчивости, право на использование собственных достоинств и сокрытие своих недостатков, на движение, игру, собственность и т.д.

4. Важнейшее направление жизни лагеря – организация самоуправления. Ежегодно проводится «День самоуправления», когда все вожатые передают свои полномочия старшим детям, которые берут на себя полную ответственность за весь день от подъема до отбоя. В лагере остается несколько вожатых. Для молодежи – это реальная возможность проявить себя, реализовать себя в роли вожатого (мамы или папы), увидеть всю сложность организаторской деятельности.

По образцу корчаковских детских домов, в лагере «Наш дом» работает детский парламент, выпускается газета, осуществляется уборка и дежурство. Быть дежурной семьей в лагере большой почет. Члены семьи будят лагерь, проводят зарядку, собирают ребят на мероприятия, дают смешные задания для прохода в столовую и так далее. Вечером на традиционном сборе, когда собираются все семьи, поют песни, обсуждают сегодняшний день. В первую очередь лагерь благодарит дежурную семью.

Как у Януша Корчака, в лагере вывешиваются почтовые ящики, в которые дети могут анонимно опускать письма и записки, доска объявлений, проводятся плебисциты по поводу важных событий – обеспечение вожатых «обратной связью», помощь в оперативном принятии решений.

5. Важнейшая задача – интеллектуальное и творческое развитие детей. В лагере ежедневно работают кружки, мастерские, некоторые из которых которые проводят сами дети. Дети также изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, учатся играть на гитаре, активно участвуют в праздниках и конкурсах. Популярны в лагере ролевые игры, психологические тренинги, проводимые вожатыми или приглашенными специалистами.

6. Интересное направление работы – знакомство с культурой и традициями других стран. Обращаемся за помощью к иностранным вожатым и детям. Само их присутствие в лагере стимулирует изучение детьми иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор, воспитывает терпимость к людям других рас, национальностей, религиозных конфессий.

Помимо Дня Корчака, в лагере проходят и другие традиционные мероприятия: День Любви, День Рождения «Нашего Дома», Презентация семей, концерт «Спасибо», когда дети благодарят «родителей», а мамы и папы – детей.

Вожатые лагеря «Наш дом»

Качество воспитательной деятельности лагеря напрямую зависит от уровня педагогической подготовки вожатых. Идеалом педагога для Корчака был «разумный воспитатель», руководствующийся в своей работе уважением к личности ребенка и его правам. Основную свою задачу «разумный воспитатель», по Корчаку, видит в создании условий для развития ребенка, через повышение собственного профессионального мастерства.

Подготовка разумного, думающего, творческого педагога, в том числе вожатого, остается актуальной проблемой и в наши дни. В лагере «Наш Дом» шагом к решению этой задачи во многом является уклад жизни, основанный на описанных выше педагогических принципах. Созданная благодаря ему особая атмосфера, основанная на взаимоуважении и взаимопринятии всех участников лагеря, оказывает воспитательное воздействие не только на детей, но и на взрослых.

Концепция подготовки вожатых лагеря опирается на корчаковскую идею параллельного решения нескольких важных задач: изучение каждого ребенка, создание условий для его самореализации, организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество и, наконец, педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском и детско-взрослом сообществах.

Критерии эффективности работы лагеря

Главный критерий оценки удачной деятельности лагеря – мнение о лагере самих ребят. Уже 18 лет постоянно проводится специальное анкетирование. Анализ ответов детей на вопросы анкет показывает, что ценят дети более всего радостную атмосферу, теплоту, дружбу, заботу, любовь, которую они в лагере испытывают постоянно.

Мнение вожатых не менее важно для руководства лагеря. Приведем высказывания руководства: «в первую очередь, мне понравилась атмосфера тотальной, повсеместной, невероятной любви и заботы, в которую ныряешь с головой и всплывать не хочешь!» Кроме того, не могу не отметить сплоченность всего дома! Сплоченность детей, вожатых и сплоченность детей и вожатых. Действительно, как одно целое, как семья! Но! что особенно важно, что такой единый организм готов принимать в свой состав новых членов, и детей и взрослых, так, что ты не чувствуешь себя лишним.

Все направлено на креатив и генерирование интересных идей.

Изучение мнения детей об их в жизни в лагере не менее важно. Основным методом оценки результатов уже много лет является «гуманитарная экспертиза», с помощью которой изучаются процессы принятия ребенком себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность и динамичность, проявляющиеся в поведении детей и педагогов. Также изучение процесса принятия других, понимания других, социализированность, творческая активность не менее важно.

Ежегодно в начале и в конце лагерной смены детям предлагаются специально разработанные анкеты (на входе и выходе). Сбор информации при анализе анкеты «на входе» дает градацию детских ожиданий (нужна для составления общей психологической характеристики лагеря) и статистику психологического состояния детей. Анализ анкеты «на выходе» выявляет: мотивацию детей (я хочу), мечты (я надеюсь), реальные отношения, которые удалось сформировать в лагере. Анализ ответов позволяет составить характеристику детского сообщества, выявить его творческий потенциал.

Интересно также развитие детских чувств. Именно по чувствам детей можно судить о том, как живет каждый ребенок в созданном нами воспитательном пространстве. Установлено, что подавляющее большинство детей (76%) оценивают свои первые впечатления от лагеря как «самые хорошие», «радостные», «великолепные», говорят об «атмосфере любви и счастья». У 15% детей первые впечатления ограничиваются внешними параметрами: «много новых людей», «много кружков», «красивая природа», «вкусно кормят», «свободный режим». Лишь 6 % ребят (все впервые в лагере) не сформулировали на день заполнения анкеты свои первые чувства («пока нет», «не очень определенные»).

Негативные оценки первых ощущений отсутствуют. Самым ценным для 43% детей в лагере являются «отношения между людьми» («детьми и взрослыми»), «взаимоуважение и взаимопонимание», «отсутствие принуждения», «свобода», «равенство», «великолепная атмосфера», «общение с людьми», «взаимопомощь». Ценным является «дружба и друзья» – по мнению 25% детей. По итогам анкеты сформировалась подробная статистика мнений: восторг испытали в лагере 83 % («нет» – 8%, «трудно сказать» – 9%). Восторг испытали от всего происходящего –15%, от экскурсий – 8%, от Дня рождения «Нашего Дома» – 9%, от жизни в «семье», общения, встреч с талантливыми людьми - 8%, от конкурсов, футбола, праздников – 12%, от подарков – 6%. Уверенность в себе – 67% детей (не испытали – 21%). Основные причины уверенности в себе: самореализация в творческой деятельности и общении.

Характеристика изменений в поведении детей в лагере подтверждается следующими данными: «стал добрее и терпеливее» – 20 %, «стал лучше понимать людей и себя (меньше ссорюсь, нахожу общий язык с другими людьми, стремлюсь быть сама собой)» – 16%, «стал жизнелюбивее, активнее, раскованнее, увереннее в себе, взрослее» – 13%, «научилась лучше петь, говорить по-английски, нашла себя в занятиях с детьми» – 9%, «во мне все изменилось» – 9%.

Анкетирование показало, что более всего дети ценят радостную, творческую атмосферу жизни в лагере, теплоту, дружбу, заботу и любовь вожатых и товарищей. Глав­ные результаты работы лагеря: приобретения опыта принятия себя другими, постижения себя и других, креативности и терпимости, расширение представлений детей о мире и о себе в мире. Формирование интерес ак педагогике и психологии.

Исследование показало, что успешность процесса интеграции зависит от того, насколько идейно, духовно и организационно объединены педагоги между собой.

Лагерь после лагеря

Когда заканчивается смена, лагерь не прекращает своего существования: начинается обработка и анализ материалов, готовятся фотоальбомы, презентации, публикуются научные и публицистические материалы. Вожатые – «корчаковцы» принимают участие в российских и международных конференциях, семинарах, участвуют во встречах, обсуждениях, обмениваются опытом. Но главное – ведется интенсивная подготовка к новому творческому сезону в лагере, которого с нетерпением ждут вожатые и дети.


Применение новых форм духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (Из опыта работы международного Корчаковского лагеря «Наш Дом»)

Назад в раздел