Поиск по сайту

Интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Познания мира в эстетическом воспитании младших школьников

Автор: Байназарова Турсынай Бейсембековна, к.п.н. ассоцир. профессор кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогики-психологии Казахского государственного женского педагогического университета г. Алматы, Республика Казахстан; Асилбаева Фатима Бекмуратовна, к.п.н. ассоцир. профессор кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогики-психологии Казахского государственного женского педагогического университета г. Алматы, Республика Казахстан


Важнейшая задача предмета изобразительное искусство – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развитие мышления и нравственного совершенства.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Уроки изобразительного искусства способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, развитию их мыслительной и творческой активности, эстетического отношения к действительности. На занятиях формируются такие свойства личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми на уроках изобразительного искусства, находят широкое применение, как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности, умении рисовать, зрительно представлять различные объекты. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым положительным героям.

Специфической особенностью эстетического воспитания младшего школьника на уроках изобразительного искусства является развитие чуткости зрения к цветам и их оттенкам, точности глазомера, развитие воображения, зрительной памяти, восприятия, чувств, интереса и любви к себе, окружающим и искусству. Рисование, лепка, конструирование приучают ребенка видеть красоту, выражать эстетические чувства и переживания, развивают способность чувствовать, правильно оценивать прекрасное в природе, искусстве и общественной жизни, эстетически воспринимать окружающую действительность посредством ее выражения в произведениях изобразительного искусства. Эти занятия воспитывают у детей самостоятельность.

Лучший учитель – это природа, так как она учить целесообразности и гармонии. Каждый человек способен найти в природе новое, необычное и прекрасное. Поэтому огромное значение в эстетическом воспитании младших школьников имеет один из основных предметов базисного учебного плана начальной школы «Познании мира».

Главная цель - расширение знаний учащихся об окружающем мире, о многообразии и целостности мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и явлений природы; формирование навыков наблюдений за предметами и явлениями окружающей среды и навыков проведения опытов; развитие творческой деятельности учащихся.

Важно отметить, что предмет «Познании мира» выполняет важнейшие функции в процессе воспитания, а именно просветительскую, развивающую, воспитательную и организующую.

Просветительская функция помогает младшим школьникам осознать природу не только как среду обитания человека, но и как эстетическое совершенство. Изучение предмета помогает ученикам открыть для себя этот прекрасный мир природы. Постепенно у учеников накапливаются впечатления о красоте цвета и сочетании цветов, красоте линий, форм и обьемов. Общение с природой, как и всякое общение, конкретно. Нельзя научить любить природу вообще, не понимая кросоту ближайшего нашего окружения. Предмет «Познании мира» раскрывает особенности разных климатических зон нашей страны, красоту флоры и фауны регионов республики.

Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать природные явления, устанавливать связи и зависимости существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Уроки познании мира формируют у учащихся знание того, что красота природы – это не только красивые растения и животные. Природа прекрасна своей организованностью, гармонией, целесообразностью, многообразием форм, самой способностью формообразования – важным творческим созданием. Целостное представление о природной красоте – одна из важнейших задач данного учебного предмета.

Воспитательная функция проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира.

Важно раскрыть учащимся красоту природы, пробудить потребность насладиться этой красотой. Это одна из важнейших педагогических задач предмета. У учащихся должна быть развита эстетическая восприимчивость. Важным аспектом обучения является формирование способности ощущать ритм, гармонию, цветовое единство. Необходимо развить не только зоркий взгляд, но взгляд чувствующий красоту; важно научить не просто видеть и слышать, но всматриваться и вслушиваться. Углубленное познание учащимися родной природы, деятельная любовь к ней обогащает и укрепляет патриотизм.

Автором пособия особая роль в эстетическом воспитании младших школьников отводится интеграции построенной на основе межпредметных и внутрисистемных связей изобразительного искусства и познания мира. Основополагающим моментом здесь выступает проблема объединения составляющих знаний в обучении, чтобы ни один из этих предметов не утратил своего основного предназначения и при этом значительно повысился результат.

Межпредметные связи в эстетическом воспитании могут быть установлены по составу научных знаний, а именно: фактические, понятийные, конкретные.

На уровне фактов межпредметные связи устанавливаются на примере изменения внешнего вида деревьев и кустарников с возрастом (молодые березки, старые карагачи, могущие дубы).

Межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественнонаучных понятий, таких как симметрия и асимметрия; горизонт, линия горизонта, холодные и теплые тона, рельеф, источник света и др. На уроках природоведения учащихся знакомятся с этими понятиями, а на уроках изобразительного искусства эти понятия закрепляются и углубляются в процессе практической деятельности. Так, при построении рисунка определяется линия горизонта, отражается освещенность предметов, в соответствии с содержанием темы подбираются теплые или холодные тона, в лепке выполняются рельефные композиции и т.д.

Межпредметные связи строятся на конкретных научных фактах, которые уточняются без дополнительных затрат времени. Это обеспечивает взаимную согласованность предметов изобразительного искусства и познания мира. Например, изображение учащимися родной природы (горы, джайлау) строится на основе конкретных знаний (о горах и о видах гор в зависимости от их высоты, о высоких и низких горах, об отдельных представителях горных растений и животных, их жизнедеятельности, особенностях строения, связи между собой и природой, природных особенностях гор), которые сформированы на уроках познания мира.

Организующая функция состоит в стимулировании природоохранительной деятельности учащихся, в стремлении сохранить первозданную красоту природы родного края. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой.

Предмет «Познании мира» рисует детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Школьники узнают как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, атмосфера взаимодействует друг с другом, создают друг для друга биологически нормальные, благоприятные условия существования.

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий красок, звуков. Ученики постепенно подводятся к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Эстетическое восприятие природы оказывает влияние на развитие личности ученика начальных классов, на формирование характера. Осуществление данного процесса возможно лишь на основе признания объективности красоты в природе и при глубоком понимании таких принципов формообразования по законам красоты как мера, гармония, целостность, единства формы и функций частей целого, организованность, конструктивность и т.д. Все это убеждает в глубокой взаимосвязи и взаимозависимости предметов «Изобразительное искусство» и «Познание мира».

Изобразительное искусство формирует эстетическое и нравственное отношение к природе. Происходит осознание природы не просто как среды обитания человека, но и как основы и условия его духовного совершенствования. Изобразительное искусство апеллирует не только чувствами человека. Оказывая влияние на чувственную сферу человеческого сознания вызывает чувства, которые ведут к размышлению, анализу и объяснению того, что воспринимается и переживается как красота природного мира, то есть переживаемое нередко становится объектом суждения и оценки. Без знаний о мире и рассуждений о нем нет предмета чувств и потребностей, нет разумных действий.

Межсистемная интеграция предметов изобразительное искусство и познания мира выступает как дополнительное эстетическое образование учащихся. При этом ведущей целью такой интеграции являются создание возможностей для самообразования и самовоспитания учащихся, через самостоятельный выбор ими различных видов и форм внеурочной деятельности.

Предложенный подход к проблеме интеграции в эстетическом воспитании требует, естественно, разработки программы интеграции предметов изобразительное искусство и познание мира.

Основные принципы построения программы:

1. Тематика программы должна полностью соответствовать Государственному общеобязательному стандарту начальной школы, типовым программам по предметам изобразительное искусство и познание мира.

2. Воспроизводить в своем содержании систему научных знаний (понятий) специально подобранных по предметам.

3. Своим содержанием обеспечивать своеобразную «встречу» знаний, обмен и согласование ценностей, смыслов и значений изобразительного искусства и познания мира.

4. Создание возможности при проработке одного и того же содержания пользоваться разными формами его изложения (словесное описание, рисунок, схематическое изображение, таблица)

5. Предусматривая развитие исследовательского мышления, раскрывать не только знания, но и способы их получения.

6. В содержание программы должны быть включены элементы традиций, истории, экологии региона.


Интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Познания мира в эстетическом воспитании младших школьников

Назад в раздел