Поиск по сайту

Проектирование урока в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителя

Автор: Шерстобитова Ирина Анатольевна, доцент кафедры филологического образования СПб АППО


Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя.

Дональд Д.Куинн

Требования ФГОС второго поколения не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты? Как формировать УУД на уроке? Какие методы, приёмы и технологии работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО. Попробуем снять часть вопросов.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия [2].

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. Заглянем в словарь Ожегова и посмотрим на толкование слов «культура, современный, урок». «Культура - высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение… Современный - стоящий на уровне своего века, не отсталый… Урок - нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего». Следовательно, культура современного урока - высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью [1].

Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Важным в этой связи становится ориентация на портрет выпускника, данный в стандарте: патриот, креативный, мотивированный, уважающий ценности иных культур, других людей, готовый сотрудничать; способный принимать самостоятельные решения.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС

О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом – «а в ней что-то есть»

и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной – «а кто этого не знал?»

И.В.Гете

Умение проектировать урок - одно из профессионально-методических умений синтетического типа, реально возможное при условии прочно сформированных познавательных и аналитических умений.

Проект урока - это развернутое научно-методическое планирование (обоснование) его построения на уровне целей, принципов, методов, средств обучения с учетом особенностей содержания программного учебного материала. Современный учитель-профессионал должен не столько уметь озвучивать поурочные разработки, предлагаемые ему через различные пособия, сколько создавать научно обоснованные проекты уроков на определенную тему программы, обнаруживая понимание психологических, дидактических, методических, лингвистических закономерностей построения процесса обучения русскому языку и литературе.

1. Идеи С.Френе и проект современного урока

Основные положения школы Френе:

1. Свобода самовыражения ребёнка. Ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство – это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом.

2. Научить ребёнка мыслить. Помочь овладеть методом познания, критическим отношением к действительности.

3. Основной точкой обучения является свойственная всем детям любознательность. Задача учителя создавать такие проблемные ситуации, при которых ученики чувствуют потребность что-то узнать, чему-то научиться.

4. Познание нового идёт путём постоянного выдвижения гипотез.

5. Ошибка не ставится в вину ученику. Каждый имеет право ошибаться, это необходимый этап на пути к знаниям.

6. Учащиеся самостоятельно планируют свою учебную работу – сначала на один день, потом на неделю, далее на месяц. Однако нужно помнить, что свобода выбора – это не синоним анархии. Именно учитель организует весь учебный процесс. Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

Сегодня многие говорят о том, что новый стандарт образования создан в логике педагогики известного французского педагога Селестена Френе. Основная идея Френе - дети должны говорить больше учителя и действовать как можно более самостоятельно. Сегодня наши педагоги, говорящие об безотметочном обучении, отсутствии домашних заданий, составлении портфолио достижений, подчас не подозревают, что стали сторонниками идей Френе, но это так. И проектная, и групповая деятельность тоже родом из педагогики Френе.

Френе умер 7 октября 1966 года в Вансе, оставив потомкам модель своей школы, общедоступной для детей, но элитной для педагогов. Эту школу сегодня мы называем современной.

Начало больше половины целого

Аристотель.

2. Цель как результат урока

Что является самым важным в структуре современного урока? На уроке все начинается с постановки цели. Цели не рождаются по звонку на урок. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик: сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, «с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен) Основными характеристиками целей сегодня являются конкретность, привлекательность/побудительность, достижимость. Итак, цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл.

Цель как результат урока заключается в достижении результатов образования: личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм); метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации); предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету). Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Итак, необходимо четко сформулировать для себя, для обучающихся – цель конкретного урока по определенной теме.

Долгое время наиболее распространенными классификациями уроков в педагогической теории и практике были (и пока остаются) классификация уроков по основной дидактической цели занятий. Так, известный дидакт В. А. Онищук в пособии «Типы, структура и методика урока» предложил следующую типологию уроков по основной образовательной цели: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения навыков и умений; 3) урок комплексного применения знаний, умений и навыков; 4)урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений; 6) комбинированный урок [3]. Такая типология уроков нашла широкое применение в методике обучения русскому языку и литературе в школе.

Сегодня фактически типы уроков перекрещиваются, обеспечивая реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, когда знания усваиваются как способы деятельности [6].

Есть различные подходы к типологии уроков в контексте ФГОС.

Типология уроков А.К. Дусавицкого

Тип урока определяет дидактическую цель урока – формирование учебного действия в структуре учебной деятельности.

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3. Урок моделирования и преобразования модели.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания.

2. Уроки рефлексии.

3. Уроки общеметодологической направленности.

4. Уроки развивающего контроля [5].

Формирование УУД – это цель образовательного процесса (отдельного урока), которая и определяет его содержание и структуру, а значит эффективность образовательного процесса. Задачи формирования УУД – обеспечить смысл учебной деятельности для учащихся и развитие учебной и познавательной мотивации. Таким образом, УУД создают возможности управления смыслообразованием в учебной деятельности.

Предлагаем авторскую типологию уроков по дидактической цели, в основе которой решаются задачи по достижению не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов:

1) уроки изучения нового знания, формирования системы знаний и УУД;

2) уроки совершенствования системы знаний и УУД;

3) уроки контроля и коррекции системы знаний и УУД;

4) комбинированные уроки.

Необходимо выделения цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленным возрастом и психологическими особенностями учащихся. Важно определить ориентировочную основу каждого УУД, обеспечив его успешное выполнение, и организацию ориентировки учащихся в его выполнении. Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
  • сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющемся опыте;
  • сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику (содержание), организовать самоконтроль его выполнения.

Нужно поэтапно отработать УУД, обеспечивая переход:

Во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия.

Во-вторых, от совместного выполнения действия учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

Важно определить связь каждого УУД с русским языком и литературой как предметными областями, создать для УУД зону ближайшего развития, разработать и использовать готовую систему задач, решение которых обеспечит формирование УУД.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» обеспечивают формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (система заданий, ориентирующая школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте).

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка и т.д.).

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений [2].

В рамках системно-деятельностного подхода меняется алгоритм действий в процессе урока. Важным становится научить формулировать цели, формировать потребность в знаниях (научить видеть проблемы), научить выбирать источники знаний, систематизировать, выявлять общее и особенное, научить выбирать способы решения задачи. Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке. Научить модифицировать, перегруппировать, применять, научить приемам самоконтроля, сформировать способность к самооценке. Т.е. выяснить, над какими конкретно УУД в настоящий момент необходимо работать ученикам.

Таблица формирования УУД на каждом этапе урока

Структура урока

Урок современного типа

УУД

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подходит учащихся к осознанию темы)

Познавательные - общеучебные, коммуникативные, регулятивные – целеполагания,

личностные - смыслообразование

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

Регулятивные – целеполагания, коммуникативные, познавательные – постановка задач,

личностные - смыслообразование

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные – планирования, познавательные - логические, коммуникативные,

личностные - смыслообразование

Практическая деятельность учащихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Учитель консультирует

Познавательные - общеучебные, регулятивные – осуществление учебных действий, коммуникативные,

личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель консультирует

Регулятивные – контроля (самоконтроля), коммуникативные, познавательные – логические,

личностные - самоопределение

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Учитель консультирует, советует, помогает.

Регулятивные – коррекции, коммуникативные, познавательные - решение проблем,

личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Оценивание учащихся

Обучающие дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Учитель консультирует

Регулятивные – оценивания (самооценивания), коммуникативные, познавательные - общеучебные,

личностные - нравственно-этическое оценивание

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные – саморегуляции, коммуникативные, познавательные - решение проблем,

личностные - нравственно-этическое оценивание

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные – постановка и решение проблем, регулятивные - саморегуляции, коммуникативные,

личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Из таблицы видно, что на каждом этапе урока реализуется весь комплекс УУД, «работающих» на формирование метапредметного и личностного результатов.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

Например, типовые задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий:

Показатели (характеристики) планируемых результатов

Типовые задачи

Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные (целеполагания)

предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Регулятивные (планирования).

Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах; с помощью речи регулирует свои действия

Регулятивные (осуществления учебных действий).

Предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»

Прогнозирование:

может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.

Регулятивные прогнозирования

Направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Коррекция:

вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные (коррекции)

нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»

Оценка:

умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Регулятивные (оценки)

направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

Это такие типовые задачи, как то «Одноклассники выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания?..», «По каким критериям оценивали свою работу?»

Саморегуляция:

способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.

Регулятивные (саморегуляции).

Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий»)

Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. Можно внести элементы новизны в процесс изучения русского языка и литературы. Учебный процесс выстроить так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий. Урок строить как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках. Сущность заключается в возможности реализации познавательных УУД у учащихся, что позволяет подготовить ученика - социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений. Этого можно добиться в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Приведем пример формирования познавательных УУД на примере фрагмента урока русского языка «Имена собственные и нарицательные».

Этапы урока

Содержание фрагмента урока

Познавательные УУД

Постановка проблемы,

её решение.

Учитель. Девочка, сотри, пожалуйста, с доски!

(Ученица подходит к доске.)

- Извини, я не к тебе обратилась с просьбой…(ученица садится на своё место), а к тебе (подходит другая ученица).

- Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?

Учащиеся. Вы попросили, а не назвали!

Учитель. Ребята, а что я должна назвать?

Учащиеся. Имя или фамилию.

- Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то нужно и фамилию назвать.

Учитель. Да, в вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное. Зачем нужны имена?

Учитель: С тех самых пор, как людям начали давать имена, стало ясно, что между человеком и его именем существует тесная связь. Можно прославить своё имя в веках, а можно покрыть его несмываемым позором. Но ведь и само имя может влиять на своего владельца.

Подготовленные рассказы учащихся о своем имени.

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме

Использование нового материала в письменной речи.

Учитель. Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Учащиеся. Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трёхсложные.

- Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой.

Учитель. Ребята, какое задание выбираете?

Учащиеся. Задание на группировку слов с большой и маленькой буквы. Оно больше подходит к нашему уроку. Мы же говорим об именах собственных и нарицательных.

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Соотнесем структуру современного урока и решение проблем в жизненных ситуациях.

Решение проблем в жизни

Структура современного урока

1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

Прочитайте тему урока. Спрогнозируйте его цель (метапредметный и личностный результаты).

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

Какие знания необходимы для выполнения упражнения? (предметный и метапредметный результаты).

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

Где можно «добыть» недостающие знания? Укажите источники (предметный и метапредметный результаты).

4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет

Правильно ли нами была сформулирована цель? (личностный результат)

Самоанализ цели

Попробуйте проанализировать цель своего урока.

Критерий: насколько четко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели на уроке. При постановке цели исходим из того, что развитие ребенка возможно через развитие способов его деятельности. Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?

1-й уровень: учитель сформулировал как обучающую, так и развивающую цели (то есть учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик – различать, получить, освоить – способ, понятие, модель, схему, алгоритм…).

2-й уровень: учитель формулирует цели диагностично, измеримо (например, ученики не только знакомятся с правилом, законом и т.п., но и научатся пользоваться этим знанием, разработав на его основе алгоритм действий).

3-й уровень: учитель на уроке ставит цель, добивается, чтобы она была понята и принята детьми, или организует ситуацию постановки цели как учебной задачи учениками

4-й (сценарный) уровень: учитель вовлекает учеников в корректировку, уточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации.

Структура урока

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет

Уильям Уорд

В теории и практике обучения структура урока и формы его организации оказывают большое влияние на эффективность работы как учителя, так и ученика. Современный урок должен строиться на основе владения классической структурой урока с ясным пониманием требований к результатам своей деятельности и деятельности учеников на уроке, активного применения собственных творческих наработок.

Но в условиях введения ФГОС структура урока может и должна быть вариативной, интегрировать технологии и методики. Поэтому, соблюдая классические структуры типов уроков, их необходимо разнообразить новыми методами.

Любой урок имеет свое строение – структуру (этапы). С этапами урока связаны понятия его целей и дидактических задач, ориентированных на реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов. Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока. Однако общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными (обобщенными) структурными элементами, в числе которых выделяются:

1) актуализация прежних знаний и способов действий;

2) формирование новых знаний и способов действий;

3) применение знаний и формирование умений и навыков.

Первый компонент (актуализация знаний) наряду с воспроизведением ранее изученного предполагает и установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Второй компонент общедидактической структуры урока предполагает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Третий компонент дидактической структуры обеспечивает обобщение и систематизацию знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Все это характеризует общую (трехэлементную) дидактическую структуру современного урока, нацеленного на реализацию ФГОС.

Значит, необходимо, опираясь на общедидактическую структуру урока:

1. Спланировать учебный материал.

2. Подобрать три набора заданий:

Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала (применение знания в новой ситуации, творческий подход к знаниям)

Задания, способствующие осмыслению материала учеником (узнавание нового материала);

Задания, способствующие закреплению материала учеником (воспроизведение).

Отсюда следует, что если дидактическая структура урока является постоянной и в работе учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности на разных этапах урока, варьировать технологии и методики, исходя из требований к результатам новых ФГОС.

Важным в проектировании современного урока является обоснованный выбор оптимального сочетания методик и технологий обучения.

Существуют различные технологии эффективного урока. Базовые технологии стандартов второго поколения: информационные и коммуникационные технологии, технология, основанная на создания учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира, технология, основанная на реализации проектной деятельности, технология, основанная на уровневой дифференциации обучение, кейс-метод, технология развития критического мышления).

Приведем пример приемов технологии развития критического мышления.

1. «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

2. Кластер - это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить.

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

3. Приём «Инсерт».

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.). Общепризнанные знаки:

«v» - если информация известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

«!» - сведения, которые вызвали интерес

«?» - то, что осталось непонятным.

Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС, следует также помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях. Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.

Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.

1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.

Во – первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.

Во – вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.

2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).

2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.

Основная педагогическая цель применения методик и технологий – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Методика

Технология

Методика включает выбор технологии для целесообразности проведения работы.

Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний.

Методика направлена на решение следующих задач: чему учить (содержание), зачем учить (ценность образования), как учить (технологии).

Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивости результатов.

Технология проектируется, исходя их конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат.

Технология отвечает на вопрос: как учить результативно.

Важно определить, в какой форме наиболее полно реализуются выбранные методы, технологии. Например, это могут быть нетрадиционные формы урока.

• Урок- викторина

• Урок- поиск

• Проектный урок

• Урок-экскурсия

• Урок – экспедиция

• Урок без учителя

• Стихотворно-музыкальный урок

• Урок пресс- конференция

• Урок взаимообучения

• Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)

• Интегрированные уроки

• Урок – фантазия

• Урок – сказка

• Урок- спектакль

Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

Самоанализ методического и технологического обеспечения

Критерий: в какой степени используемые методы (репродуктивные, продуктивные) и технологии, нетрадиционные формы уроков, формы организации процесса урока (индивидуальная, групповая, фронтальная и другие) соответствуют цели урока, данным педагогической и психологической диагностики и рефлексии на уроке.

1-й уровень: учитель обосновал выбор методов в соответствии с целями урока и особенностями изучаемой единицы содержания.

2-й: учитель обосновал выбор методов и технологий данными психологической (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания) на предыдущих уроках.

3-й: учитель применяет запланированные методы и технологий обучения, что позволяет включить ученика в качестве субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

4-й (сценарный): учитель вносит изменения в запланированные методы и технологии обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, может перейти от запланированных репродуктивных методов к продуктивным – поисковым, проблемным – в случае необходимости: для уточнения задач или перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа).

Самоанализ структуры урока

Критерий 1: соответствуют ли выбранная структура и цели урока психологической, мотивационной структуре деятельности учеников.

1-й уровень: учитель обосновал соответствие запланированного им набора этапов урока поставленной цели.

2-й уровень: учитель выстроил структуру урока в соответствии с целью и психологически полной структурой деятельности ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов).

3-й уровень: на уроке этапы организуются в соответствии с планом; все запланированные этапы организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок (достижение результата не должно вести к увеличению его «личностной цены»).

4-й (сценарный) уровень: учитель при необходимости на основе педагогической диагностики меняет запланированную структуру в силу изменения ситуации (возвращается к уже пройденным этапам, например постановочному и мотивационному, включает новые или исключает какие-либо этапы).

Критерий 2: выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика, организующая понимание учеников.

1-й уровень: учитель выстроил внешнюю логику при переходе от этапа к этапу на основе учебного материала (связь этапов учебным материалом, общей темой или же просто словесная – логические «мостики»).

2-й уровень: учитель выстроил и обосновал внутреннюю логику при переходе к следующему этапу как логику деятельности (связующим звеном является запланированная единица содержания).

3-й уровень: учитель владеет приемом организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организует работу с пониманием учениками логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, что предстоит делать далее по отношению к поставленной цели, готовность к переходу на новый этап).

4-й (сценарный) уровень: учитель не только обсуждает с учениками логику «движения» на уроке, но и вносит оперативные изменения в структуру урока на основе педагогической диагностики.

Содержание урока

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал

К.Д. Ушинский

Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:

  • что учитель расскажет сам;
  • что ученики изучат самостоятельно;
  • какие вопросы поставит учитель;
  • какие задания предложит;
  • как будет контролировать процесс усвоения

Это соблюдение принципов дидактики. Необходимо сверять с ними основные поло­жения проекта урока и процесса его реализации. Выделение объекта прочного усвоения. К главному, существенному относятся: основные понятия, категории, законы, формулы, ведущие воспитательные идеи учебного материала. Вместо старого подхода «чем больше, тем лучше»- новый - выделение объекта прочного усвоения.

Учитель продумывает ценностные основания выбора содержания. Ценности – это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, себя самого. Это нравственные идеалы того культурного общества, в котором мы живем. Важно стремление учителя помочь детям раскрыть личностный смысл любого изучаемого материала. (Многие дети не стремятся хорошо учиться потому, что не понимают, зачем им нужны те или иные знания.)

Действие ребенка в образовательном процессе связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия. Это возможно сделать лишь на особом содержании. Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. В учебной ситуации обязателен уровневый подход: освоение знаний и формирование способов действия.

Уровневый подход к результатам освоения содержания

Уровни освоения знаний (предметные результаты)

Уровни сформированности способов действий (метапредметные результаты)

Первый уровень: воспроизведение и запоминание

Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так

Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу

Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи

Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески

Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту

Самоанализ урока с позиции содержания

Критерий 1: различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности.

Если для определения цели учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на данном уроке, то по этой позиции нужно ответить на вопрос: как я, учитель, делаю это сам?

1-й уровень: учитель назвал единицу содержания образования и различил ее с учебным материалом (например, учебный материал – правило, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора примеров в соответствии с правилом).

2-й уровень: учитель разработал и представил модель единицы содержания (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделил все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения).

3-й уровень: единица содержания может быть не только названа учителем, но и на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии.

4-й (сценарный) уровень: на уроке учитель, реагируя на ошибки учеников, "включает" незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (коррекция деятельности в возникшей образовательной ситуации содержания образования).

Критерий 2: насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания образования на основе мотивации учеников.

1-й уровень: учитель обосновал подбор учебного материала в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями; нет избыточности и недостаточности подобранного учебного материала.

2-й уровень: учитель обосновал подбор материала с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации).

3-й уровень: подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса.

4-й (сценарный) уровень: учитель с учетом результатов диагностики по ходу урока импровизационно подбирает, конструирует, заново структурирует учебный материал.

Мониторинг деятельности учащихся

Мониторинг (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату. Это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на различных уровнях.

Ситуации, которые задают контекст мониторингового задания, должны предполагать специфичность решения с точки зрения формируемой компетенции (например: личная жизнь, обучение, профессиональная деятельность, здоровье, окружающая среда и т.д.)

Мониторинг формирования ключевых компетенций строится на следующих принципах:

· переориентация оценки: внимание не только результатам, но и процессу обучения;

· оцениваются не отдельные, изолированные умения, а компетенции (метапредметные результаты);

· ученики уходят от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;

· больше внимания к общеучебным умениям, самоконтролю, самооценке, рефлексии учащихся.

Приведем пример мониторингового задания в процессе урока

Знакомство с произведением

Для того чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение на время, чтение с остановками. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно. Поэтому обратитесь к памятке по чтению и соблюдайте все необходимые условия.

Учащиеся обращают внимание на памятку по чтению и читают произведение. Затем начинается выразительное чтение по частям отдельными учениками с комментарием выбранного вида чтения. По завершении чтения учащиеся выбирают оптимальный для понимания прочитанного вид чтения.

Ситуация выбора

Проведение мониторинга и итоговой оценки уровня формирования ключевых компетенций предполагает:

  • Использование открытых (со свободными ответами), закрытых (с заранее запланированными ответами) учебных заданий. Целесообразно использовать задания с «закрытым конструируемым ответом», при решении которых ученики создают ответ, но он заранее ограничен отдельными словами (числами). Также возможно применение вопросов с готовыми ответами, из которых надо выбрать один верный.
  • Использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы (введение в задание), так и для ее непосредственного решения.

Использование технологий (заданий), позволяющих организовать внутреннюю, то есть субъектную оценку деятельности учеников, что включает:

· использование заданий с определенным контекстом (ситуаций);

· включение заданий с несколькими правильными ответами;

· ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;

· оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.

Приведем пример такого задания:

Сообщение целей урока.

Почему взрослые люди задают следующие вопросы:

· Что такое целеустремлённость?

· Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?

Разобраться в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство. (Называете произведение.) Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)

Открывается запись:

Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение …. Какие этапы урока помогут нам в достижении поставленной цели?

Познавательные УУД

Формулирование вопросов для получения информации

Выбор и обоснование наиболее эффективных способов действий.

Рефлексия

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

· физическую (успел – не успел);

· сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

· интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

· духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

ü рефлексия настроения и эмоционального состояния;

ü рефлексия деятельности;

ü рефлексия содержания учебного материала.

Приведем пример рефлексии деятельности как для ученика, так и для учителя:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока ученик и учитель после каждого урока задают себе эти вопросы, они развивается. Как только они начинают довольствоваться достигнутым – прекращается их профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития ученика и учителя.

Таким образом, рефлексия может:

1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3) быть средством самопознания.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Домашнее задание

Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

В рамках стандарта необходимо давать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов. Домашнее задание должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни его выполнения и представления результатов. Самопроверка домашнего задания может осуществляться самими учениками по образцу. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Приведем пример дифференцированного домашнего задания по подготовке к контрольному диктанту. Дифференциация осуществляется по 2-м уровням: знаниевый и уровень УУД.

Конкурс «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Задания по теме «Имя прилагательное». Прочитай текст. Выполни грамматические задания по уровням. Помни, что 2-й уровень сложнее!

Как белка зимует

Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.

1 уровень Грамматические задания.

2 уровень Грамматические задания.

1. Выпиши из текста пять имён прилагательных, определи их число, род.

1. Выпиши из текста пять словосочетаний существительных с прилагательными. Определи число, род, падеж прилагательных.

2. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холодн... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.

2. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Подбери аналогичные словосочетания.

Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холодн... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.

2. Подбери прилагательные к выделенным существительным. Запиши полученное предложение.

Белка вылезла из гнезда.

2. Подбери прилагательные к выделенным существительным. Запиши полученное предложение. Определи род, число и падеж прилагательных.

Белка вылезла из гнезда.

4. -

4. Образуй от предложенных слов однокоренные прилагательные, запиши их парами.

Образец: длина - длинный.

Круг — ... уют

лёд ~ ... сушить — ...

Оборудование урока

Для каждого урока должен проводиться отбор средств обучения. Это могут быть дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения)

Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

Планируя использование мультимедийных ресурсов и работу на компьютере, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.

«Изюминка» урока

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, т.е. вызовет любовь к предмету - одним словом, то, что ученики будут помнить, когда все забудут.

Самоанализ-тренинг

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.

Авторская модель современного урока

Многоаспектную проблему совершенствования современного урока можно рассматривать с разных позиций. Нашей задачей была разработка (как в теоретическом, так и в практическом плане) авторской модели современного урока с учетом идей системно-деятельностного и проблемно развивающего обучения и требований Государственного образовательного стандарта как главного документа, ориентирующего на дальнейшее развитие и модернизацию учебного процесса и современного урока как основной формы обучения в школе.

Обучение в уроке уже рассматривается не только и не столько как простое накопление разнообразных знаний, а как целенаправленное формирование у учащихся стройной и четкой системы понятий, закономерностей, обобщенных структур, свойственных изучаемым в школе наукам.

Представляем урок, проведенный на выездной площадке (Музей современного искусства «Эрарта») учителями школы № 619.

Полежаева С.В., Княгинина А.А., Петушкова О.А., Шерстобитова И.А.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни», или Мода как стиль жизни

Естественна склонность человека сравнивать себя в своем поведении с кем-нибудь более авторитетным (ребенок со взрослыми, простые люди с более знатными) и подражать его манерам. Закон этого подражания - стремление казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, - называется модой

И.Кант

Цели работы на уроке-исследовании:

смоделировать представления о моде в наивном, научном, профессиональном и художественном типах сознания носителей русской культуры и языка.

Тип урока: урок совершенствования системы знаний и УУД.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (графика, портретная живопись); технология, литература.

Форма: гостиная (можно сидеть, стоять, ходить). В процессе урока необходимо делать наброски по теме – это могут быть рисунки, схемы, ассоциации и т.п.

Оборудование урока: эскизы костюмов XIX века, репродукция картин П.Ф.Соколова «Портрет А.С.Пушкина», О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, А.П.Брюллова, Ф. Берже, К.И. Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина», словарь моды, фломастеры, цветные карандаши, манекены, ткани.

Класс: 9

Технологическая карта урока

Этапы (структура) урока

Содержание урока

УУД

Сообщение целей урока.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах:

· Что такое мода?

· Какую роль мода играет в моей жизни?

Мода (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени.

Неотъемлемый атрибут моды — погоня за новизной; при этом степень новизны/модности предмета или явления зависит не столько от его объективного времени создания (возникновения), сколько — от момента обретения им популярности и общественного признания.

Выдвинем гипотезу.

Два мотива движут модой. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции); по другой классификации, подражание само по себе является формой биологической защиты. Таким образом, мода - один из основных механизмов, организующих жизнь социума и регулирующих поведение людей в нем. Она подчиняет своему влиянию не только бытовую сферу жизни человека (выбор одежды, интерьера, предметов личной гигиены, гастрономические и музыкальные предпочтения и др.), но и ментальную (образ мыслей, формирование критериев оценки явлений действительности, выбор определенной модели поведения, самоидентификацию).

Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)

Открывается запись:

Цель урока – узнать, какую роль играет мода в моей жизни.

А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», уроки труда и изобразительного искусства, социальный психолог.

Какие этапы урока в этой связи помогут нам в достижении поставленной цели?

Познавательные: формулирование вопросов для получения информации анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные (целеполагания): фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, прогнозирование и выбор и обоснование наиболее эффективных способов действий.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Активизация имеющихся у детей знаний (проверка домашнего задания).

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Варианты материалов учащихся для дискуссии

СМИ являются основным каналом влияния на массовое сознание – на формирование мнения как отдельных его членов, так и всего общества в целом, то есть на трансляцию идеологии, в случае моды — идеологии потребления. Мода по-разному воспринимается представителями различных социальных слоев российского общества.

Выступление учащихся с анализом журнала «Домовой». Презентация

Лингвистический анализ подтвердил мнение о том, что такие глянцевые журналы, как «Домовой», «Гламур», преподносят моду как одну из базовых ценностей человека — как пищу, еду, поскольку в речах о моде преобладает гастрономический код (т.е. без нее нельзя жить – навязывание).

Выступления нескольких учащихся с анализом предмета моды.

Чаще всего в быту, в разговоре «модой» называют конкретные вещи, формы одежды, которые в какой-то момент являются «модными». То есть путаются понятия «мода» и «модное».

Применяется это слово и для обозначения профессиональной деятельности специалистов, творчества художников по одежде, работающих в сфере искусства костюма.

Под словом «мода» подразумевают и сложившийся к нашему времени грандиозный всемирный бизнес, целенаправленно формирующий у миллионов людей все новые и новые желания, дабы повыгоднее для себя обеспечить удовлетворение этих желаний.

Иногда слово «мода» употребляется и как бранное, для обозначения поведения, в основном, оцениваемого негативно, - «ишь, моду взяли... (ноги не вытирать, родителей не слушаться, начальство критиковать, без билетов ездить)». В таком контексте оно приобретает смысл «своеволие», а в применении к важным явлениям общественной жизни получается совсем другой смысл – «зависимость», «несамостоятельность», то есть прямо противоположный «своеволию».

Феномен моды состоит в подражании одних людей и социальных групп другим, но не любым другим, а авторитетным, лучшим, значимым. Копирование внешних форм поведения этих «лучших», попытка приближаться к ним, сравняться с ними - значит идентифицировать себя со значимыми другими.

Но этим область распространения моды не ограничивается — она проникает в такие отвлеченные сферы человеческой жизни, как политика и религия (а влияние на выбор человеком той или иной религии под действием моды), искусство, литература, наука, образ мыслей, межличностные отношения. Часто мода диктует и выбор профессии: в сознании людей складывается представление о той или иной профессии как модной. В разное время такими профессиями в России были физик, геолог, дипломат, топ-модель, бизнесмен, юрист и многие другие. В современном российском обществе одной из самых модных стала профессия писателя. Спортсмены, политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса и другие люди, занимающиеся нелитературной деятельностью, часто пробуют себя в этой сфере, издавая книги о своей жизни или о пути в основной профессии.

Спорт также подвержен влиянию моды (например, за последние несколько лет были модными гольф, поло, керлинг, паркур). В России популярность того или иного вида спорта зачастую зависит от увлечений значимых персон (политиков, бизнесменов, звезд шоу-бизнеса и т.д.). Так, с Б. Ельциным и Ю. Лужковым была связана мода на теннис, с В. Путиным — на дзюдо, бизнес-элита сделала модным видом спорта горные лыжи. В период тоталитаризма в СССР (как и при любом тоталитарном режиме) существовал культ спорта и здорового тела, закончившийся с началом перестройки. Сейчас государство постепенно поднимает престиж спорта. В СМИ создается образ современного успешного человека, активно занимающегося спортом, посещающего фитнес-клуб и ведущего здоровый образ жизни в противоположность моде на курение. Вредные привычки и употребление наркотиков, равно как лекарства и способы лечения, тоже могут быть модными или не модными (диеты, пластическая хирургия, СПА-процедуры, введение стволовых клеток и под.).

Интересным аспектом распространения модного влияния является наука: различные ее области, теории и концепции также попадают под власть моды. Ею определяется русло развития научной мысли и выдвигаются на первый план те или иные направления, научные школы и т.п. Это пример так называемой интеллектуальной моды. В современном русском языке стали возможны такие сочетания, как автомобильная, кинематографическая, ландшафтная, лингвистическая, музыкальная, строительная, телевизионная, туристическая, флористическая и т.д. мода; мода на животных, на дачные поселки, на поэтов и учебные заведения. Невозможно перечислить все сферы, которые регулирует мода - ее влияние безгранично. Как писал в «Недоросле» Д. Фонвизин, «...на все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».

Мода является регулятором современной жизни, схемой, по которой она развивается и меняется. Мода — это отражение нашего сегодняшнего дня, тех грандиозных свершений, которые происходят сейчас, на наших глазах, и творцами которых являемся мы сами. Всеохватность моды порождает неоднозначное отношение к ней: оно варьируется от резкого осуждения, неприятия до слепого следования ее канонам. Однако даже если человек не признает влияние моды на свою жизнь, он неосознанно подчиняется ей, потому что отрицать моду тоже бывает модно.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: анализ жизненного опыта ребенка, ситуация морального выбора в ходе дискуссии,

коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проблемный вопрос урока

А действительно, что важного в модном институте, работе, одежде, собачке, даже качествах личности? И неужели от моды нам никуда не деться? Итак, главным на уроке будет слово «мода».

Как Вы думаете, моду изучали с научной точки зрения? Только с середины XX века во Франции, в России - на рубеже XX-XXI вв. Да, наука мало обращалась к этому феномену. Несмотря на то, что существует множество устойчивых, подчас негативных выражений, связанных с модой: гнаться за модой, слепо следовать моде др. В результате мода как важная основа нашей жизни, мировоззрения оказывается практически не изученной. А почему важно изучать моду с научной точки зрения?

Мы устраним этот пробел. Итак, сегодня мы будем на уроке исследовать … моду.

У нашего исследования очень важное не только научное, но и практическое значение. Мы не только подтвердим или опровергнем гипотезу, но и создадим мини-проект «Я против негативного проявления моды в моей жизни». Но все по порядку.

Обратимся за помощью к роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Рассказ учителя литературы. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

В нем, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но лаконично изобразил автор глухую помещичью провинцию, крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина). Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал

И кланялся нeпринуждeннo, Чего ж вам больше?

Свет решил, Что он умен и очень мил.

О какой моде говорится в отрывке?

Выводы:

Для того, чтобы быть модным ХIХ в., необходимо немного: знать французский язык, танцевать, быть раскованным и все.

Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души и постоянная суета, царящая в свете, превращает жизнь людей в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную русской жизни. Искренне Татьяна признается Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них?..

Для ответа на этот вопрос, познакомимся с модой пушкинского времени. Для этого перейдем мысленно в кабинет технологии .

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Бутик одежды начала XIX века.

2. Рассказ учителя технологии об одежде начала XIX века.

В начале XIX века в русском высшем обществе все явственнее проявляется влияние европейской, особенно английской или французской моды. Описывая внешность Евгения Онегина, Александр Сергеевич замечает о нем: «как dandy лондонский одет».

(Учитель литературы просит учащихся зачитать описание костюма Евгения Онегина).

Цитируется отрывок:

В последнем вкусе туалетом

Заняв ваш любопытный взгляд,

Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно б это было смело,

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет.

Какой вывод мы можем сделать о том, во что одет Онегин? Ключевое слово? (Всех этих слов на русском нет…)

Выводы:

Что необходимо для того, чтобы быть модно одетым? Заграничное (всех этих слов на русском нет). Одежда, подобранная с хорошим вкусом.

А теперь сделаем наметки современного образа. (Учитель и несколько учениц делают наметки на манекенах).

Социальный педагог

Что придает человеку модный образ? (Уверенность в себе).

А теперь посмотрим, как мода отразилась на великих полотнах.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

В гостях у художника

Учитель изобразительного искусства

На портрете А.С. Пушкина, выполненном художником П.Ф.Соколовым, он изображен в застегнутом на все пуговицы сюртуке (работа с презентацией)

Выступление учащегося

В 30-х годах под влиянием произведений Байрона, Вальтера Скотта в дворянской среде более свободным становится стиль ношения одежды: ворот рубашки расстегнут, галстук завязан свободно. Получают распространение клетчатые панталоны, пледы. Таким мы видим А.С Пушкина на портрете О.А. Кипренского, ворот белой рубашки повязан темно — зеленым платком, одна рука прикрыта клетчатым красно-зеленым пледом, переброшенным через плечо.

Дома состоятельные люди обычно носили красивые халаты. Современник А.С. Пушкина художник В.А. Тропинин изобразил его в нарядном халате коричневого цвета с синей отделкой, белой сорочке с мягким отложным воротником, небрежно повязанным платком.

Какой вывод мы можем сделать?

А.С. Пушкин и сам был, как бы мы сейчас сказали, «в моде».

Выводы: почему же поэт, сам будучи модно одетым, в «Евгении Онегине» с иронией описывает, как одет Онегин и свет? (внешнее не должно нивелировать внутреннее).

Социальный педагог

Мода на одежду будет всегда. Что для Вас – модно одеваться? Необходимо ли это, как «еда» или Вы агрессивно настроены против моды? Может, есть золотая середина?Почему же, несмотря ни на что, и сегодня встречают по одежке, а провожают по уму?

Многие люди полностью подчинены моде. Зачем человеку нужна мода? Ответьте с опорой на эпиграф и материал урока.

«Естественна склонность человека сравнивать себя в своем поведении с кем-нибудь более авторитетным (ребенок со взрослыми, простые люди с более знатными) и подражать его манерам. Закон этого подражания - стремление казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, - называется модой», - И.Кант.

Подтвердилась ли наша гипотеза?

Подражание с целью перенять опыт или хороший вкус? (да, на примере Пушкина)

Страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции)? (Е.О., Татьяна)

Подражание - форма биологической защиты? (За внешним скрыть внутреннее, может быть, даже неуверенность в себе – Татьяна, Е.О., Пушкин).

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Самостоятельная работа

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель русского языка и литературы

Работа по составлению пушкинского/современного словарей моды в виде таблицы.

Маршрутный лист

1.Пройдите по залам музея и принесите 2 фотографии примет моды современной жизни. То, что, как и Пушкину, хотелось высмеять, или представьте какой-то положительный объект моды.

2. Приготовьтесь защитить свой выбор.

3. В конце сделайте вывод о роли современного искусства в формировании нашего образа мыслей, выбора модели поведения. Это такое же влияние моды на нас, как и в 19 веке?

Пушкин/19 век

Мой современник/21век

1. Говорит по-французски, т.к. модно

2. Танцевал мазурку.

3. Раскован (кланялся непринужденно)

4. Предпочитает европейский стиль в одежде.

5. Картинная галерея 19 века

«Д.Донской» Тропинин

«Портрет Пушкина» Кипренский

1. Говорит по-английски, т.к. модно (для будущего необходимо)

2. Танцует рэп

3. Раскован

4. Может одеть что-то русское только под влиянием моды

5. Картинная галерея 21 века

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Мы находимся в музее современного искусства «Эрарта». Современный и модный в нашем восприятии сегодня – контекстуальные синонимы. Можно ли сказать, что в музее, как в книге, отразилась атмосфера нашей современной жизни?

Работаем в группах по пять человек. Пройдите по залам музея и принесите фотографии примет моды современной жизни. То, что, как и Пушкину, хотелось высмеять, или представьте какой-то положительный объект современной моды. Это может быть одежда, еда, … образ мыслей. Т.е. ваш объект должен быть проблемным. Оценка соотношения «Я-мода-объект». Работайте вместе с учителями. Помните о двух мотивах моды. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции); по другой классификации, подражание само по себе является формой биологической защиты. Помните, что искусство подчиняет себе ментальную сферу человека (образ мыслей, формирование критериев оценки явлений действительности, выбор определенной модели поведения, самоидентификацию). Приготовьтесь защитить свой мини-проект.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Сделайте вывод о роли современного искусства в формировании нашего образа мыслей, выбора модели поведения. Это такое же влияние, как и в 19 веке? Ведь Пушкин освещал тоже негативные модные проявления в современной ему жизни?

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Литература

1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования, 2011.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2009. — 39 с.

3. Онищук В. А. Типы, структура и методика урока. - Киев, 1985.

4. Поташник М.М. Требования к современному уроку/Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011.

5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе/ http://festival.1september.ru/articles/527236/

6. Якушина Е.В.Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС/ Справочник заместителя директора школы. - №10. - 2012 г.


Поделиться:


Назад в раздел