Поиск по сайту

Нетрадиционные формы организации учебного процесса: викторина как способ межпредметной интеграции

Автор: Логоша Анна Юрьевна, учитель английского языка гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга


В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление получить знания сверх обязательных программ. Одним из путей решения этих задач может быть использование межпредметных связей как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности по иностранному языку. Включение в процесс преподавания иностранного языка страноведческих материалов способствует расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Знакомство с материалами на родном и иностранных языках увеличивает возможность ознакомления с реалиями этих стран, именно этого дети практически лишены при изучении других предметов. Иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного обогащения. Таким образом, проведение викторин для закрепления пройденного материала или введения в тему очень помогает осуществлению межпредметных связей.

Викторина — это игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Мне очень нравятся викторины тем, что включают в себя четыре таких основополагающих момента, участвующих в прогрессе человечества, как игра, соревнование, познавательный интерес и коллективное творчество.

Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очередность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.

На примере социо-культурной страноведческой викторины о США в 6 классе (УМК Л.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой) я хочу рассказать о возможности осуществления межпредметных связей и различных типах заданий.

1. Форма: разнообразие форм, дает большие возможности для творчества. Можно также брать за основу готовые шаблоны с телепередач и шоу. («Угадай мелодию», «Хорошие шутки», «КВН», «Что? Где? Когда? » и т. д.)

2. Деление на команды: с моей точки зрения, команды должны быть равными по силе, наличию лидеров и аутсайдеров, и здесь ведущая роль принадлежит учителю. Работа в команде дает возможность раскрыться слабым или неуверенным ученикам, «ученики с ленцой», которые для себя не приложили бы должного старания, как правило, не хотят подвести свою команду.

3. Жюри: это может быть другой преподаватель, группа студентов, проходящих практику, даже группа учеников не очень усвоивших материал по каким-либо причинам (тогда им нужно дать ключи к ответам). Не секрет, что человек, контролирующий и проверяющий, лучше запоминает материал. А ученик объясняющий, быстрее и лучше понимает то, что пытается объяснить другому.

4. Межпредметные связи:

Музыка: «Угадай мелодию», вспомни большее количество песен на заданную тему, узнай автора произведения, угадай и правильно воспроизведи строчку/ куплет песни, узнай музыкальный инструмент и т.д.

Литература: «Буриме», художественный перевод, лимерики, по диалогу/ строчке/ описанию героев определить автора/ произведение и т.д.

История: попросить одну группу детей написать биографию от лица исторического деятеля, а другую группу отгадать, определить по достижениям, по описанию внешности, характера, о ком идет речь, по описанию внешности, соотнести даты и события, соотнести фотографию и имя, даты, по описанию переживаний литературного героя, определить историческое событие, показать маршрут на карте и т.д.

География: географическая дуэль (кто быстрее покажет на карте объект, полезные ископаемые), маршрут, или по маршруту определит место и т.д.

Второй изучаемый язык: билингвальный перевод, лингво-дуэль (соотнести слово и его перевод или толкование), подобрать одни и те же стихи, в различном переводе и т.д.

ИЗО: определить по фрагменту название картины, по работам определить живописца, архитектора, скульптора, по маршруту (Эрмитаж) найти произведение, здание, по описанию нарисовать и отгадать и т.д.,

Математика, Физика, Химия: по формуле или определению подобрать закон, выбрать картинку/ задачу, где используется, соотнести химический элемент и реакцию, физические величины и задачи, для решения которых, они потребуются и т.д.

Театрализации: «Шарады», собрать тематическую «корзинку потребителя» (астрономия, цветы, символы, животный мир), изобрази слово, действие, чтобы другие отгадали и т.д.

Викторины - очень хорошо влияют на развитие памяти, мышления и воображения учащихся.

Для ответа на вопросы викторины учащиеся могут опираться на знания о стране изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и на уроках географии, истории, литературы, математики, химии, физики, кулинарии, изучение музыкальной культуры страны, танцев, кино, архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства. Использование межпредметных связей с предметами эстетического цикла может восполнить существенные пробелы в формировании и совершенствовании эстетических вкусов учащихся. В процессе подготовки появляется интерес к другим предметам. Осуществление межпредметных связей в заданиях викторины помогает формированию у ребят цельного представления об окружающем мире и взаимосвязи очень разных сфер, развитию кругозора.


Поделиться:


Назад в раздел