Поиск по сайту

Воспитательная система ОУ как основа формирования уклада школьной жизни

Автор: Венедиктова Елена Ивановна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Никакое средство воспитания нельзя рассматривать отдельно взятое от системы.

Никакое средство вообще, какое бы вы ни взяли, не может быть признано ни хорошим,

ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств,

от целой системы, от целого комплекса влияний.
А.С.Макаренко


Воспитание является приоритетным направлением современной школы. Основным назначением воспитательной работы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком ХХI века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научиться делать этот выбор и находить способы его реализации.

К.Д. Ушинский писал: "В любом человеке особенно важно воспитание чувств. Ребенка необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд"
При определении направлений деятельности по воспитанию ребенка следует учесть, что большую часть времени ребенок проводит в школе, оставшуюся часть в семье или общаясь со сверстниками, либо в учреждении дополнительного образования. Поэтому воспитательная деятельность школы будет эффективна, когда она осуществляется по всем направлениям. Не упустить ни одного ребенка, вовлечь всех в общую позитивную воспитывающую деятельность – вот тот идеал, к которому необходимо стремиться.

Воспитание успешно, если оно системно. Управление функционированием воспитательной системы ОУ должно решать следующие вопросы:

· какой должна стать личность воспитанника на каждом возрастном этапе развития в результате воспитывающего воздействия;

· с помощью каких методик, механизмов и средств можно достичь желаемых результатов.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:

· цели, выраженные в концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);

· деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

· отношения, рождающиеся в деятельности и общении;

В процессе решения этих вопросов и возникает воспитательная система и воспитательное пространство ОУ. Воспитательная система это комплекс взаимосвязанных блоков: социальная служба, психологическая служба, профориентационная служба, субъекты собственно воспитательной деятельности (ученики, педагоги, классные руководители, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, специалисты, обеспечивающие интеграцию всех компонентов системы в единое целое. Система воспитательной работы это система запланированных воспитательных мероприятий, программ, дел, акций разного уровня и масштаба, воплощающихся в воспитательном процессе.

Содержание воспитательного процесса должно системно представлять пути и способы формирования сторон и характера того поведения, которое воспитатель предполагает вызвать к жизни.

Сложной проблемой остается планирование воспитательной работы участниками образовательного процесса, которым занимается заместитель директора по ВР.

В общем плане можно охарактеризовать основной функционал заместителя директора по воспитательной работе как контрольно-методический. Задача заместителя директора по воспитательной работе – сделать воспитательный процесс определенным, конкретным в каждом шаге, целостным и системно-управляемым. Если выстроить четкую, педагогически обоснованную и методически грамотно инструментированную систему форм организации и сопровождения воспитательного процесса, каждая организационная форма станет элементом воспитательного процесса, структура которого выстраивается на основе продуманной системы ценностных приоритетов.

"В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная системная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся". К.Д. Ушинский

Любая форма внеурочной воспитательной деятельности должна быть методически осмыслена и оценена. В зависимости от целеполагания выбирается форма: беседа, диспут, экскурсия, лекция, классная дискотека, день именинника и т.п. Затем определяется конкретное название с учетом возраста, мотивации, особенностей предмета, отношение к которому формируется. В названии для воспитанника формулируется в доступной форме цель воспитывающей деятельности: «Для чего мне нужно здоровье», «Разрешите познакомиться», «Расскажу я сказку вам…», «Сильные и ловкие», «Кто больше знает про…», «Когда я стану взрослым…». Чем богаче выбор современных форм воспитательных форм, чем лучше освоены технологии интерактивных способов педагогического общения, тем легче решаются конкретные задачи и достигаются цели воспитания социально-коммуникативной компетенции воспитанников. Заместитель директора по воспитательной работе совместно с педагогом-психологом, председателем МО классных руководителей разрабатывают методику подготовки и проведения любой из традиционных форм воспитательной работы, некий алгоритм, схему и формируют картотеку творческих форм и приемов воспитательной работы с условием освоения в педагогической практике новых педагогических и психологических средств оптимизации воспитательных воздействий всеми педагогическими работниками ГБОУ.

Адаптация инноваций в практике проводится членами проблемных творческих групп. С этой точки зрения формируются планы самоподготовки, самоусовершенствования, проводится анализ методической оснащенности каждого педагога.

Методический анализ педагогической деятельности воспитателей проводится на двух уровнях.

1. Обсуждение успешности или неуспешности результата, уровень проведения мероприятия и удовлетворение от участия в нем учеников. Проектирование, в случае неуспешности, более продуктивной педагогической технологии, в другой организационной форме или с применением других средств. Оценка положительного опыта и его внедрение в педагогическую практику.

2. Анализ воспитательного результата – соответствие замысла способу воплощения и результату. Анализ может включать в себя следующие оценочные элементы:

• мера достижения цели и решения педагогических задач;

• характеристика эффективности избранных средств, приемов воздействия;

• степень активности участников, включенность их в процесс общения и предметной деятельности;

• удовлетворенность от участия в деле ;

• степень успешности, воспитательная эффективность;

• характер педагогического общения воспитателя, педагогическая техника, манера поведения, партнерское общение;

• оформление мероприятия;

• место проведения в календарно-тематическом планировании, в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной воспитательной системе,

• осознание участниками социальной значимости педагогической ситуации, ценностных приоритетов воспитания.

Эти критерии позволяют оценить конкретную организационно-педагогическую форму воспитания.

Проектирование оптимальной методики для заданных целей возможно только на основе точного знания о целях воспитания. Критерии оптимизации воспитывающего воздействия отсрочены во времени. Ни в какой количественной шкале нельзя измерить воспитание доброты, совестливости, порядочности, нравственности. Но без ориентировочных критериев сравнения нельзя выявить динамику становления классных коллективов, межличностного взаимодействия, параметров личностного развития. Критерием анализа состояния воспитательной системы может стать изучение планирования воспитательной деятельности «от замысла к результату». Планирование, определяющее системность воспитательного воздействия, и прогнозирование желаемого результата должны быть стержнем воспитательного процесса, осуществляемого педагогическим коллективом ОУ.

Воспитательная педагогическая деятельность специфична: несложно организовать мероприятие, сложнее достичь запланированного воспитательного результата. Основная цель педагогического проектирования – построение упорядоченной воспитывающей деятельности от замысла к результатам. Ценности воспитания определяют логику поэтапного планирования: почему план именно таков, создание каких отношений предполагает каждый его этап и конкретные педагогические акции. Если администрация формально подходит к планированию, не контролирует исполнение планов методом анализа результатов, сравнивая их с ожидаемыми, то управление качеством воспитания в ОУ превращается в формальность, от планирования никто ничего не ждет в плане реализации воспитательных ценностей.

Отношения, сложившиеся в коллективе – инструмент воспитания и его результат. Наблюдению подлежат эмоции, их проявление, переживания, качества характера, которые вызываются, закрепляются или корректируются у воспитанников в процессе реализации воспитательных планов. Если планируется воспитать чувство достоинства, честь, совесть, уважение к себе и другим, способность к сопереживанию, нравственному стыду и раскаянию, нравственной гордости, то воплощение замысла в результат – появление адекватной самооценки, той точки опоры, на которой строятся отношения к людям, к обществу, его ценностям. Любое воспитывающее мероприятие организуется с целью тренировки в совершении социально-эталонных поступков.

Остро стоит вопрос о формировании психологической компетентности педагогического персонала.

Психологические источники воспитания могут быть положены в основу трех разделов социализирующей воспитательной деятельности.

1. Общешкольная жизнь, ее уклад, традиции, их воплощение в общешкольных делах, праздниках, акциях. Это предусматривает обязательное участие всех классных коллективов с заранее запланированной долей участия, распределением обязанностей по подготовке и проведению мероприятия, ответственностью за качественное выполнение работы. Воспитывается чувство долга, социальной ответственности, когда даже не очень значимое для воспитанника дело нужно выполнить, довести до конца, отчитаться, т.к. общественные ценности, социальная значимость ситуации важны для участника, как члена социума.

2. Второй раздел планирования представляет собой систему мероприятий по интересам, желаниям членов классного коллектива: дни рождения, классные праздники. Эти мероприятия обсуждаются с детьми, планируются совместно. Любое камерное, развлекательное мероприятие, в какой бы форме оно не проводилось, имеет скрытые воспитательные цели, воплощает замыслы социокультурного развития: на дне именинника, например, следует научить детей искать и находить добрые пожелания, красиво, в определенном стиле, оформить помещение, накрыть на стол, дарить сувениры собственного изготовления «со значением» и т.п.

3. Индивидуальная работа с воспитанниками с целью выработки адекватной самооценки. Если первые два направления планирования ставят целью социализацию через коллективную деятельность в макро - или микросообществе, то здесь развиваются и реализуются способности отдельного воспитанника, происходит формирование положительной направленности личности, социальных чувств и качеств характера. Эта работа одинаково трудна и с «лидерами» и с « изгоями» классного коллектива. Воспитатель продумывает участие каждого в посильном для него деле: одного делегирует от класса для участия в общешкольной работе, другой организует классное дело, третий работает в оформительской бригаде. Условием успешности воплощения замыслов этого раздела планирования является интегративная деятельность всех участников воспитательного процесса.

Этот функционал воспитательной деятельности требует от специалиста осознанного, грамотного, педагогически завершенного уровня выполнения своих профессиональных обязанностей, способностей к анализу и оценке на пути от замысла к результату, осмысления удач и ошибок. Только в коллективной общественно и личностно значимой деятельности может быть достигнут запланированный результат – формирование социально одобряемых отношений.

Формирование человека как личности требует постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Важно так выстраивать систему воспитания, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.


Литература:

1.Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75
2. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18
3. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52
5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 2003.
6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
7. Краткий справочник по педагогическим технологиям /Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 2007
8. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. М. 2000
9. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43
10. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996

11. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 2006.

12. Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.9-13.


Воспитательная система ОУ как основа формирования уклада школьной жизни

Назад в раздел