Поиск по сайту

Использование игровых технологий в развитии основных психических процессов у детей-логопатов

Автор: Бренз Нора Гивиевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №30 Калининского района Санкт-Петербурга


С каждым годом, жизнь предъявляет все более высокие требования, не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно сформировать здорового человека с твердой волей, сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого, умеющим управлять процессами творчества; фантазировать, понимать закономерности, решать сложные проблемные ситуации. Для этого необходимо раскрывать врожденные способности, сдерживать вредные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему миру, стремление к личностному совершенствованию, к расширению кругозора, к деятельности на благо ближнего, и себя.

Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес. Внимания дошкольника вызывают внешне привлекательные предметы. Сосредоточенность внимания сохраняется до тех пор, пока жив интерес к предметам, событиям. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, только к шести-семи годам дети начинают сознательно управлять своим вниманием.

У детей-логопатов (общее недоразвитие речи 1,2,3 уровня, стертая форма, дизартрии, ринолалия) наблюдаются отклонения в развитии неречевых и речевых функциональных систем. В работе с детьми-логопатами используются методики развивающего воспитания и обучения. Они носит комплексный и дифференцированный характер и направлены на формирование неречевых и речевых функций. Неречевой аспект методик направлен на развитие познавательной деятельности, формирование психических процессов (восприятия, память, внимание, воображение). Наблюдательность лежит в основе многих психических процессов, для начала, информацию ребенку нужно «заметить», а затем обработать. Чем ярче, красочнее информация, тем легче он ее запоминает. Способность слышать, обонять, осязать, определять на вкус является основой восприятия детей. У детей логопатов внимание неустойчиво, они не умеют вовремя включаться или переключаться с одного объекта на другой. Такие дети рассеяны, часто отвлекаются. Нарушение речи травмирует психику ребенка, мешает общению, затрудняет взаимоотношению с окружающими. Чтобы познавать мир, нужна хорошая память, иначе многое увиденное пройдет мимо ребенка.

К шести-семи годам начинает формироваться произвольное внимание, память. Развитие памяти у детей тесно связано с развитием мышления. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями, у них к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Перечисленные выше психические процессы входят в понятие интеллектуальное развитие, которое, в свою очередь, является значительной частью "психологической готовности" детей к школьному обучению. Важно не только какими знаниями обладает ребенок, поступивший в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, сочинять, конструировать.

У детей логопатов способность к запоминанию снижена, запоминание происходит неточное, неполное, кратковременное. Для формирования психических процессов у детей логопатов важно использовать в работе развивающие игры. Ценность игры не только в развлечении, но и в развитии, эмоциональном и интеллектуальном. Через игру ребенок постигает мир, познает себя, развивает фантазию, ум, память, в игре сосредоточено все богатства духовной жизни ребенка. Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи даются в различной форме: в виде модели плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят ребенка с разными способами передачи информации. Задачи расположены, как, правило, в порядке возрастания сложности, то есть в них использован принцип "от простого к сложному". Постепенное возрастание трудностей позволяет ребенку идти в перед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свои творческие способности, в то время как в традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы. Игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственному представлению и воображению, способность предвидеть результаты своих действий. В развивающие игры играют дети разного возраста, и не только дети, но и взрослые. Разнообразные развивающие игры побуждают детей-логопатов свободно общаться, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии и для формирования познавательных способностей. Развивающие игры позволяют успешно решить затронутую выше проблему. Хочу поделиться своим конспектом совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.


Список используемой литературы

1. Степанова О.А. «Игровая школа мышления», Творческий центр:, М-2003г

2. Богушавская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста » Просвещение:, М -1991г

3. Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников» Академия развития:, Ярославль- 2004г.

4. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» Академия развития:, Ярославль- 1996г.

5. Тихомирова Л.Ф. «Развитие внимания и воображения дошкольников» Академия развития:, Ярославль- 2002г.

6. Симонова Л.Ф. «Ваш ребенок: изучаем, познаем, развиваем» Академия развития:, Ярославль- 2001г

7. Бубботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Академия развития:, Ярославль- 1996г

8. Ершова Е.А. «Развивающие занятия для дошкольников» СПб- 1993г.

9. Ткаченко Т.А. «Логические упражнения для развития речи» Москва 2002г


Использование игровых технологий в развитии основных психических процессов у детей-логопатов

Назад в раздел