Поиск по сайту

Современные тренды информатизации образования: Лондон , BETT, начальная школа

Автор: Юдина Инна Анатольевна, проректор по информатизации Приморского краевого института развития образования, г. Владивостока


Японское море, город Владивосток, краешек земли. Лондон? Это же так далеко! 8533 км, среднее время в полете 14 часов 40 минут, разница во времени 11 часов. Непреодолимое расстояние… Но кто сказал, что это невозможно? Есть Программа и люди, которые дарят удивительные подарки. Поездку в Лондон на выставку BETT-2013 мне подарила Программа Intel «Обучение для будущего».

Я перелистываю фотографии, вспоминаю свои короткие лондонские каникулы… Трудный и долгий перелет. Аэропорт Хитроу. Таможня. Мы с Ириной Заботиной, учительницей французского языка из Дзержинска, подходим к молодому сотруднику за стойкой. Улыбается хитро: «Цель прибытия в Лондон?» Мы отвечаем: «Образовательная выставка BETT и, конечно, сам Лондон!» Снова вопросы: «Ваша профессия? Кого вы учите? Как долго планируете пробыть Лондоне?» Понимаем, отвечаем. Таможня пройдена!

Как приятно видеть улыбающееся лицо руководителя нашей делегации Татьяны Пирог! Встретились, и сразу в метро. Красивые вагончики, 45 минут мелькают пригороды Лондона, станции метро. Вот ты какой! Простой, низкоэтажный, твой цвет – цвет красного кирпича. Потом отель, короткий отдых. И первое мероприятие – Офис Google.

Мечтала увидеть своими глазами людей, которые работают в компании Google. Они очень молоды, жизнерадостны и активны. Юноши и девушки. Из разных уголков мира.

Экскурсию по лондонскому офису проводили двое молодых американцев. Жаль, что в самом офисе нельзя фотографировать. Попробую вспомнить самое интересное. Итак, в там работает около 200 сотрудников. Удивило огромное количество комнат отдыха, особенно тех, которые предназначены для кофе-пауз. «Кухня должна находиться от сотрудника на расстоянии не более 50 метров». Хорошее правило. Проголодался – иди в бар или столовую. В коридорах на стенах развешаны маркерные доски. Есть возможность выплеснуть эмоции. Берешь ручку и рисуешь, пишешь, радуешься, ругаешься, смеешься. Думаю, что работа у ребят напряженная. Поэтому можно забежать в музыкальную комнату и изо всех сил постучать по барабанам или поиграть на гитаре. А еще поваляться в шезлонге, уснуть в кресле, полежать на мягком коврике или спрятаться в автобусе, самом настоящем. Иногда нам удавалось заглянуть в пустые кабинеты сотрудников. Очень эргономично обустроено пространство. Здесь рождаются новые сервисы, идеи, будущее. Спасибо Google, мы еще не раз встретимся с тобой в Лондоне.

Конечно, одно из самых ярких впечатлений нашего путешествия – выставка BETT (British Education and Training Technology), которая проходит в Лондоне уже в 29-й раз. BETT – это крупнейшая международная выставка образовательных технологий, на которой английские и международные фирмы представляют аппаратные и программные средства для образования. В 2013 году на выставке представили свою продукцию более 750 экспонентов, а посетили выставку более 30 000 человек из 119 стран мира.

Юдина1.jpgИтак, мы приехали в огромный выставочный комплекс в ExCeL. От количества людей кружится голова. Мы приготовили регистрационные листы, распечатанные с сайта выставки http://www.bettshow.com. Волонтеры помогли зарегистрироваться и получить пропуск.

И вот перед нами выставочный город. В первое мгновение охватывает паника: «Как здесь не заблудиться?», «Куда отправиться?», «Как понять, что происходит?». Спокойно. Идем, осматриваемся. Хорошо, что я вместе с Ириной Заботиной. Она отлично владеет французским языком. «Vous parlez français?» Нам ищут переводчика, Ирина задает вопросы, получает ответы. Начинаем ориентироваться. (Забавно: мы – русские, находясь в Лондоне, ищем людей, разговаривающих на французском языке. В очередной раз понимаю, что современный человек не может не знать английского языка.)

Что же предлагает мировая IT-индустрия образованию? Как высокие технологии изменяют образование?

Первое, на что обратили внимание участники нашей делегации, – стремление производителей к интеграции. На многих стендах представлена комплексная информационно-образовательная среда. Предлагаются продукты, отвечающие принципу «все в одно устройство»: встроенный компьютер, проектор, видеоконференцсвязь, образовательный продукт.

Общая тенденция выставляемых аппаратных и программных средств – обеспечение организации совместной деятельности учащихся – Collaboration.

Для справки: коллаборация – процесс совместной деятельности, например, в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (определение из Википедии).

Удивило, что в современном мире любые поверхности превращаются в интерактивный дисплей (технологии teach touch) – стол, интерактивная доска, планшет, пол, потолок.Юдина2.jpg

Производители готовы даже стены сделать интерактивными, стоит только захотеть образовательным учреждениям, и тогда … пространство наших школ изменится до неузнаваемости. В 2013 году робототехника была представлена наиболее широко. Для развития критического мышления и улучшения пространственного восприятия школьников знаменитая компания LEGO предлагала новые модели: LEGO EV3, LEGO Mindstorms TNG с усовершенствованным интерфейсом, сенсорами и ходовой частью. Кроме того, современные роботы могут работать под Линуксом и даже учить школьников.

Но наиболее широко на BETT был представлен образовательный контент для школ, к сожалению, чаще всего платный.

Так, например, компания Tigtagworld (http://dev.tigtagworld.com/international/) ссылка недействительна! предлагает интересные видеоролики по всем предметам школьного цикла. На выставке нам показали видеоролики о природе на русском языке.

На портале Busythings (http://busythings.co.uk/) представлены обучающие игры для малышей и младших школьников. Есть свободный доступ к некоторым материалам. Например, такие смешные раскраски:

Юдина3.jpg10monkeys (http://www.10monkeys.com/us/) – очень содержательный и красиво представленный контент для начальной школы, есть свободный доступ к некоторым материалам.

Особое внимание на выставке было уделено технологиям создания 3D-изображений. По мнению разработчиков, такие технологии способствуют более качественному представлению учебного материала и усвоению новых знаний.

Конечно, это всего лишь малая доля образовательных ресурсов, представленных на BETT–2013.

Не обошли представители IT-индустрии стороной и вопросы управления образовательным процессом. Многие экспоненты демонстрировали платформы, объединяющие такие возможности, как управление учебными материалами, управление учебными планами, тестирование и оценка, отчетность по успеваемости учащихся, работа в интернете. Очень интересные решения предлагались для изучения языков.

BETT–2013 поражает воображение. Новые технологии рождают образовательное пространство нового типа, в котором есть место «облакам», планшетам, роботам, виртуальной и дополненной реальности, интерактивным системам. Английские школьники – полноправные участники взрослой выставки – демонстрировали посетителям, что не использовать все эти технологии они уже не могут. Готовы ли мы, взрослые, сделать все возможное, чтобы все представленное на выставке работало на образование ребенка? Думаю, что у нас нет другого пути. Только нужно поработать над устранением разрыва между IT-технологиями и учителем.

Еще одно событие оставило глубокий след в памяти. Экскурсия в лондонскую начальную школу Rosendale Primary school (http://www.rosendale.cc/).

Пригород Лондона. Маленькие кирпичные дома, тихо, спокойно. Встречаем много молодых мам с маленькими детьми. Оказывается, мы идем в одном Юдина4.jpgнаправлении – в образовательный комплекс.

Школа состоит из нескольких небольших зданий, есть внутренний дворик. Необычно. Нас ждут. Приятный молодой человек проводит нас в небольшой зал. Потом узнаем, что это директор школы Нил Хопкин. Вместе с нами делегации из Дании. Нил приветливо улыбается и рассказывает о школе, в которой работает уже три года.

Школа состоит из двух начальных школ и трех центров дополнительного образования. Обучаются в ней детишки в возрасте от 4,5 недель (да, это не опечатка!) до 11 лет. Конечно же, маленькие крохи учатся вместе со своими родителями. Но и детишки постарше начинали свой учебный день вместе с мамами и папами. Каждое утро родители 20 минут находятся вместе со своими детьми, чтобы понимать, что происходит в школе, как чувствуют себя дети, что им нравится, как они учатся. Когда ребята становятся постарше, то узнать о том, что происходит в школе, мамы и папы могут из классного блога.

Первое, что решил изменить Нил в этой школе, – учебное пространство. Согласно теории Роберта Дилтса, новое пространство изменяет поведение, новое поведение рождает новые способы учебных действий и способствует достижению поставленных учебных целей.

В результате портрет выпускника школы выглядит примерно так: выпускник Rosendale Primary school владеет высоким уровнем знаний и компетенций, согласно требованиям образовательной программы. Имеет богатый опыт проектной деятельности. Хорошо разбирается в музыке и живописи. Знает второй язык – китайский. Адаптирован для жизни в социуме, понимает и принимает других людей. Разбирается в современных IT и умеет применять эти технологии в учебной деятельности.

Школа Нила Хопкина задает «моду» в области использования IT в образовательном процессе в Англии.

Чтобы продемонстрировать результаты работы школы и всего школьного коллектива, Нил пригласил нас заглянуть на уроки в четыре класса.

Первый урок. Project Learning. Возраст детей – 10 лет. Просторный учебный класс. Высокие потолки. Никаких излишеств. Все по-спартански просто. Осматриваемся. Дети работают в группах. Сидят в кружочках. Видят глаза друг друга. На столах тетради, коробки с карандашами и красками, лотки с Юдина5.jpgкубиками, проводками, стопками лежат планшеты. Все пространство класса отдано ребятам. На стенах развешаны правила работы в группе, стенгазеты ребят (проект про теорию Дарвина), полки с книгами, баночки с краской, кисти. В зоне учителя расположена интерактивная доска SMART, ноутбук, обычная маркерная доска. В уголке под батареями лежат подушки – зона отдыха.

Нам разрешили перемещаться по классу, наблюдать за действиями школьников, задавать вопросы учителю и ребятам. Обычно работа над проектом длится в течение 4-х уроков. Проектная идея разрабатывается на первом уроке. Все последующие уроки посвящены доработке своей идеи, проведению экспериментов, оформлению результатов, созданию видеороликов и размещению их на youtube, рефлексии в классном блоге. Юдина6.jpg

Мы попали на заключительный урок. Ребята проверяли работоспособность своей идеи. Задача – создать машину Голдберга. В результате эксперимента созданная конструкция должна разрушаться самым сложным образом от одного легкого прикосновения к части машины. Ребята строили горки из кубиков, домино, проводков, машинок, солдатиков и приводили свою машину в движение. Эксперимент снимали на видео, загружали видео на youtube, описывали результаты в блоге. Ссылку на видеоролик зашифровывали с помощью QR-кода, который распечатывали и приклеивали в свою тетрадь. Учитель и любой ученик может подойти с планшетом к тетради, расшифровать QR-код, сразу же попасть в Интернет и увидеть результат работы группы. Поразило, что планшеты, сервисы Интернет в этом классе были так органичны. «Не кричали» нам: «Посмотрите, мы используем современные IT-технологии». Их можно поставить в один ряд учебных средств: ручка, тетрадь, кубики, машинки, планшет, блог, Интернет. Все работает на образование ребенка.

Поразила атмосфера в классе. Рабочая, шумная, свободная. Но по одному движению учителя – поднятая рука – весь «хаос» прекращается, ребята слушают установку и работа вновь продолжается.

Второй урок. Математика. Возраст детей – 11 лет. В классе один учитель и два ассистента. Дети также работают в группах. Учитель разбирает видеоролик: умножение трехзначного числа на двузначное. Очевидно, этот пример решал какойто ученик, все его действия на планшете записаны, и сейчас учитель разбирает ошибки.

Разные группы выполняют определенные задания. Одни группы играют в математическую игру на листочках, другие – решают примеры посложнее на своих маленьких ноутбучках, третьи – работают на графических планшетах и в тетрадях. Тем ребятам, кому требуется помощь, помогают ассистенты учителя. Такой индивидуальный подход. По надписям на маркерной доске понимаем, что каждый стол работает над определенным заданием в течение 30 минут. Этот класс постигает математические тайны вот уже 1,5 часа. Но, к слову сказать, дети такие же, как у нас: одни работают увлеченно, у других в глазах нет «искорки». Наверное, к ним тоже нужен особый подход.

А теперь малыши – 6–7 лет. Два класса. Новое здание. Гардероб. Полочки с надписями, пальтишки. Но даже здесь дети сидят на подоконнике, на полу, рисуют, пишут, смеются. Учительница очень увлеченно объясняет нам, что дети составляют договор на следующую неделю.

Идея заключается в следующем: ребятам выдают бланк с учебными обязательствами на следующую неделю. Нужно выбрать, чему ты хочешь научиться – читать, считать до 20, рисовать и так далее. Малыши увлеченно обсуждают свои планы, рисуют, выбирают. Отвечают на вопросы: «Кто я?», «Что я люблю делать?», «Кто мои друзья?», «Я хороший?», «Во что я люблю играть?».

В конце недели учитель будет ставить отметки о выполнении, а ребята напишут, как справились со своим обязательством: «Отлично», «Мне очень понравилось», «Это было весело», «Я молодец».

И еще малыши. Еще один учебный кабинет. Несколько рабочих зон. Каждая группа работает над своим заданием. Сегодня одна из групп узнает о китайском новом годе, рисует и конструирует драконов. Другая группа сочиняет волшебную историю про «магическую кашу». Третья группа занимается математикой, а в четвертую группу приглашает учитель: здесь ребята работают на планшетах, решают задачи. Группы все время меняются. В течение дня маленькие ученики поработают над разными заданиями.

Юдина7.jpgВ этой уютной лондонской школе учатся дети разных национальностей. Они очень подвижны, любопытны, открыты, улыбчивы. Им здесь нравится, это сразу чувствуется. Поразило, что на уроках мы не видели, чтобы учитель что-то долго объяснял всему классу. Главное правило: дети сами должны думать, сочинять, познавать мир, что-то конструировать, анализировать.

Признаюсь, у меня было другое представление о лондонской школе: консервативная, строгая, «чопорная». Или мы попали совсем в другую школу? Но то, что я увидела, мне понравилось. Очень. Все просто, демократично, по-человечески. Встречается ли что-то подобное в нашей приморской школе? Думаю, да. Вспоминаю конкурсный урок учительницы начальных классов Ольги Олеговны Бордаковой. Она тоже организует учебное пространство по-особенному. Дети работают в группах, учатся друг у друга. Вот только принимают ли наши проверяющие такую школьную атмосферу? Нужно поверить учителю, дать ему больше свободы. И тогда мы тоже будем учить наших детей немного по-другому: не зазубривать даты и факты, а анализировать проблемы; разрешим ребятам делать ошибки, заблуждаться, спорить, думать, мыслить критически. Это так просто!

А Лондон? Туманный, белоснежный и кирпичный, живой, разноцветный, теплый и дружелюбный. Я уже по нему скучаю… Может быть, когда-нибудь мы встретимся вновь?


Поделиться:


Назад в раздел