Поиск по сайту

Взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе реализации творческого проекта в условиях детского сада

Автор: Василек Елена Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №99 Выборгского района Санкт-Петербурга; Кяльвияйнен Юлия Эйвовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №99 Выборгского района Санкт-Петербурга; Кочурина Анна Павловна, воспитатель ГБДОУ детского сада №99 Выборгского района Санкт-Петербурга


Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача построить систему коррекционно-развивающей работы так, чтобы обеспечить полное взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Особенно это важно для детей с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР нарушено не только формирование всех компонентов речевой системы, но и имеются проблемы в развитии психических процессов (Р.Е.Левина, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина). Дети с ОНР имеют высокий уровень внутренней тревоги, социальную неуверенность в себе, неадекватную самооценку, что не позволяет детям быстро адаптироваться в коллективе. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями будет более успешной и эффективной, если уделять большое внимание вопросам взаимосвязи детского сада с семьей. Одной из результативных и привлекательных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка. Совместная деятельность с взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников (Н.А. Короткова). Проектная деятельность сочетается с игрой и является коллективным продуктом и творчеством для каждого участника проекта.

В своей группе мы организовали творческий проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Проект проводился в течение двух лет. Участниками проекта стали воспитатели, логопед, дети с ОНР и родители. Помощь в реализации проекта оказывали и другие специалисты детского сада.

Целью проекта является социальное партнерство детского сада и семьи через обогащение отношений опытом совместной творческой деятельности педагоги – дети – родители.

В нашей работе мы следовали следующим принципам.

· Принцип комплексности.

· Этим принципом определяется необходимость комплексных медико-педагогико-психологических мероприятий по коррекции ОНР.

· Принцип дифференцированного подхода.

Воздействие на ребенка осуществляется с учетом возраста детей, психологических особенностей личности, с учетом уровня речевого и интеллектуального развития каждого.

· Принцип учета ведущей деятельности.

· Принцип интегративности всех видов деятельности.

· Принцип последовательности.

От простого к сложному

· Принцип сознательности и активности ребенка.

· Принцип сотрудничества детей друг с другом и с взрослыми.

· Принцип поэтапности в работе.

Проект в своей реализации прошел четыре этапа:

На подготовительном этаперассказали родителям о проектной деятельности и ее возможностях. Мы провели анкетирование родителям, которое помогло нам узнать состав и интересы семьи, и их мнение об участии в совместной проектной деятельности, уточнить в какой форме и в какое время им удобно общаться с педагогами, хотят ли родители заниматься проектной деятельностью. Анкетирование и общение с родителями показало, что родители очень мало времени уделяют совместной деятельности с ребенком, не читают детям детскую литературу, не посещают театры и музеи города. Провели диагностический тест «ЗАР», который помог изучить мнения родителей о предпочтениях ребенка в выборе игровых позиций. Все эти сведения мы учли при составлении плана проекта. Выбрав вместе с родителями тему проекта, определив его основные цели и задачи, мы подобрали и изучили специальную литературу по театрализованной деятельности, которая могла бы нам помочь в реализации нашего проекта. Наша педагогическая библиотека пополнилась книгами таких авторов, как Э.Г.Чурилова, Л.Боряева, Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева, А.В. Щеткин. Для оформления театрализованного уголка родители помогли изготовить своими руками наглядный материал, подобрать игры по театрализованной деятельности атрибуты к ним. Этот уголок стал визитной карточкой нашей группы и любимым местом игр детей.

На начальном этапе мы провели обследование детей, которое проходит в нашем саду каждый год и позволяет выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, подобрать индивидуальные игры и упражнения. Наблюдая за детьми, в процессе игр и режимных моментов, мы смогли определить игровые предпочтения детей. Для уточнения выявленных в ходе наблюдения предпочтений детей провели диагностику игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности через этюды и упражнения, предложенные в, научно-методическом пособии « Мониторинг в детском саду». Так же мы обратили внимание на то, что дети не умеют играть в коллективе, испытывают страх перед общением, не умеют взаимодействовать друг с другом, многие проявляют нетерпимость к партнерам по играм и часто конфликтуют. Исходя из выше сказанного, мы решили использовать в проекте сказкотерапию, с помощью которой можно решить эти проблемы. На данном этапе мы так же рассказали родителям, как прекрасен наш город и что он является культурной столицей нашей России, как обогатят познавательный эмоциональный опыт ребенка совместные прогулки по городу и посещение детских спектаклей в театрах нашего города. Было решено, что каждый месяц педагоги будут знакомить с репертуаром детских театров СПБ, а родители будут выбирать и посещать спектакли. Педагоги обратили внимание родителей на то, что ребенку будет интересно посмотреть не только спектакль, но и увидеть красоту здания театра, посетить театральный музей и сделать фотографии на память, которые будут пополнять наш альбом «Театры Санкт-Петербурга». Для знакомства с театральными профессиями мы совместно разработали театральный словарик и сюжетно-ролевую игру « Театр», для которой подобрали атрибуты для гримера, костюмера, режиссера, и т.д., нарисовали вместе с детьми программки, билеты, афиши. Для родителей провели мастер – класс, на котором их познакомили с различными видами театров, используемых в детском саду (перчаточный, настольный, кукольный и т.д.) и научили их делать куклы своими руками. Родители предложили разбиться на творческие группы, которые будут отвечать за изготовление костюмов, декораций и участие в спектаклях. На данных этапах самым важным было способствовать тому, чтобы родители по- новому взглянули на своих детей, научились понимать их проблемы и интересы, увидеть в своем ребенке личность.

В начале основного этапа мы учитывали, что для детей с ОНР самой важной задачей является коррекция речи, поэтому в начале проекта большое внимание уделялось речевым играм. С помощью этих игр развивали речевое дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, пополняли словарный запас детей. Подобрали игры на развитие мимики, эмоций, жестов, движений. Чтобы улучшить мелкую моторику рук проводились пальчиковые театры, родители сшили сенсорные коврики, с разными застежками, шнуровками, с изображением любимых сказочных героев. Очень полюбили дети и родители играть в дидактические и настольно - печатные игры. Игры знакомили детей не только со сказками, но и развивали внимание и речь. Особое внимание уделялось театрализованным, режиссерским, играм-драматизациям. Содержание этих игр строилось на детских песенках-потешках, авторских, народных сказках и сказках – импровизациях. В результате проведения этих игр, у детей и родителей, появилась творческая активность – инициатива, фантазия и увлеченность. Дети учились имитировать движения, голоса, «преображаться» в сказочные персонажи, использовать предметы в новом назначении, в соответствии с игровой ситуацией. Вместе с персонажами сказок дети радовались, сопереживали, боролись со злом. Внимание детей обращалось на положительные поступки литературных героев, на торжество добра над злом. Театрализованная деятельность стала любима не только детьми, но и родителями. Чем чаще повторялись игры, тем свободнее дети использовали приобретенный опыт для дальнейших импровизации и находок. Порой дети сами предлагали изменить сюжет сказки. В игре чаще повторялись ситуации, в которых проявлялись моральные качества детей. Складывались благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера. Например, положительно влияли игры-драматизации на детей подвижных, неусидчивых. Подвижному и самоуверенному ребенку чаще предлагались роли спокойных и добрых персонажей. Систематически усваивая в игре нормы взаимоотношений, они научились подчинять свои желания, волю интересам коллектива. Дети постепенно привлекались к совместным театрализованным постановкам с родителями. Участие родителей в совместных спектаклях делало их более интересными и эмоциональными. Педагоги показывали родителям, что их дети талантливы от природы и что нужно помочь раскрыть их способности. Особую значимость приобрела коллективная, художественная трудовая деятельность. Так, в детском саду была организована мастерская по изготовлению шапочек-масок, элементов декораций, необходимых атрибутов. Важнейшим в театрализованных играх и постановках является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поэтому, работа над этюдами, репетиции не менее важны, чем спектакли. Для быстрого запоминания текста ролей мы использовали приемы мнемотехники. На опыте мы убедились, что различные совместные игры и спектакли при правильной организации могут стать главным формирования дружного коллектива и укрепления детско - родительских отношений. На спектакли в качестве зрителей приглашались дети из других групп, их родители. В нашей группе появилась литературная гостиная, где мы часто собирались с родителями и детьми, читали любимые стихи, проводили викторины по сказкам, делились интересными идеями. Привлекали к участию в проекте других специалистов детского сада, так музыкальный руководитель проводила с детьми занятия по логоритмике, взяв за основу знакомые детям сказки, с физкультурным руководителем проводили совместные досуги с элементами театрализации. Все это еще больше обогатило эмоциональное общение детей друг с другом и со взрослыми. В конкурсе «Живые куклы» с удовольствием приняли участие родители с детьми. Взрослые и дети были восхищены творческими работами друг друга. Участвуя в конкурсе на лучший театральный костюм, родители применили всю свою фантазию и умение, дети с гордостью демонстрировали свои костюмы и разыграли настоящие представления. Интересные работы сделали дети с родителями из природного материала на конкурс « Моя любимая сказка». Проходило много конкурсов рисунков, где дети проявили свое творчество. Завершая проект дети попробовали себя в роли сказочников и с помощью родителей изготовили книжки – малышки со своими сказками.

За время нашего проекта, родители вместе с детьми стали часто посещать библиотеки нашего района и появилась традиция семейного чтения. В семьях стали устраивать домашние спектакли. Этим опытом родители поделились в созданной педагогами газете «Моя театральная семья». Семейное посещение театров и прогулки по Санкт-Петербургу стали излюбленным занятием наших детей и родителей, что способствовало укреплению семейных отношений.

На заключительном этапе, подведя итоги совместной работы по проекту все его участники признали его успешным. Праздничный финал - «Сказочное путешествие» - собрал всех его участников, которые успели лучше узнать друг друга, подружиться.

Педагогические результаты реализации проекта значимы:

- дети и взрослые научились взаимодействовать друг с другом, включаться в сотрудничество, прислушиваться к предложениям партнеров, радоваться общим результатам;

- дети овладели умением разыгрывать знакомые театрализованные этюды, сказки с помощью различных видов театральной деятельности;

- произошло пополнение и активизация словаря детей. Связная речь стала более эмоциональной, выразительной, что способствовало эффективной коррекции речевых нарушений.

После окончания проекта, по словам родителей, у детей легко прошла адаптация к школе, они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в жизни школы.

Театрализованный проект может быть использован в работе другими дошкольными образовательными учреждениями.


Используемая литература:

1) Мониторинг в детском саду // Научно- методическое пособие.- СПб., издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011.
2) Чурилова Е.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников // Программа и репертуар. Москва, издательство ВЛАДОС, 2001
3) Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.// Учебная программа - СПб., издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2012


Взаимодействие педагогов, детей и родителей в процессе реализации творческого проекта в условиях детского сада

Назад в раздел