Поиск по сайту

ФГОС второго поколения: особенности переходного периода

Автор: Ведерникова Ольга Васильевна, научный руководитель, к.ф.н., Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ГБОУ №558 Выборгского района Санкт-Петербурга


С 1 сентября 2015 года учителя основной средней школы начнут обучение по новому стандарту. Переходный период является важным этапом формиро­вания готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС второго поколения. Как осваивать новый образовательный стандарт, столь не похожий по своим целям, задачам, содержанию на действующий, как перестроиться учителю? Ситуация переходного периода сделала оче­видной актуальность подготовительной работы по реализации ФГОС. Цель данной статьи – определить наиболее важные аспекты проблемы перехода, обозначить содержательные особенности переходного периода по освоению нового стандарта.

Новый стандарт в Законе «Об образовании в РФ» (Глава 2) определен, так называют его и в педагогической среде, стандартом трех «т»: требования к результатам освоения программ, требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ. Все перечисленные требования найдут непосредственное отражение в деятельности учителя. Реализацию стандарта предписано начинать с разработки Основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). [7] В Основной образовательной программе общеобразовательным учреждениям необходимо прописать цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Поэтому ООП ООО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. [5] Структура и содержание разделов ООП ООО, изменения в работе педагогов обусловлены новизной ФГОС второго поколения [6]:

Ориентация на результат (УУД)

Формирование системы УУД

Новые формы оценивания (комплексные проверочные работы)

Деятельностный подход (учебные ситуации)

1.Ориентация на результаты образования (знать, уметь, применять). *Результаты представлены в виде деятельности – это универсальные учебные действия (личностные и метапредметные), предметные действия (деятельностный подход). УУД наряду с предметными знаниями становятся содержанием образования. Проектирование планируемых результатов – один из первых структурно-содержательных компонентов целевого раздела ООП ООО и главная задача педагогического коллектива на переходный период. Образовательные результаты в виде универсальных учебных действий (УУД), запланированные в ООП ООО, должны содержаться и в рабочей программе учителя, то есть предметные и метапредметные результаты должны быть сформулированы учителем в деятельностной форме в соответствии с ФГОС. Как их проектировать? При проектировании следует предусмотреть планирование образовательных результатов в виде учебных действий по параллелям (5-9 классы), а также учесть разновидности компетенций. Анализ групп компетенций и их содержания позволяет выделить надпредметные модули УУД: метапредметные УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), смысловое чтение в составе УУД, ИКТ - компетенции в составе УУД, исследовательские и проектные умения в составе УУД. Причем, УУД в области ИКТ, смыслового чтения, исследовательской и проектной деятельности в стандарте даны в общем виде, то есть не конкретизированы, их детальное описание дано в примерной основной образовательной программе. [5] Названные УУД не являются для учителя кардинально новыми (умения формировались и ранее). Педагоги уже приобрели некий опыт по формированию УУД в предшествующий период, обучая по действующему стандарту. Новым для учителя будет описание в календарно-тематическом плане рабочей программы в качестве дидактического содержания по каждой теме видов деятельности учащихся (на уровне УУД, предметных действий), определение качественно новой педагогической задачи – овладение учащимися системой учебных действий с предметным учебным материалом - и методических, технологических средств для ее решения.[3,4] Таким образом, по-новому расставлены дидактические акценты: они смещены в сторону УУД.

*Нацеленность стандартов второго поколения на результат меняет место, роль системы оценки. Система оценки достижения планируемых результатов – второй структурно-содержательный компонент целевого раздела ООП ООО. Уровень сформированности УУД становится одним из основных критериев оценки качества образования образовательного учреждения, что влечет за собой новые требования к системе оценивания, которые необходимо учесть при проектировании системы оценки.

*Изменились цели оценочной деятельности: оценивается результат (отказ от традиционного контроля предметных знаний) - учебное действие, метапредметное, предметное. Деятельностный подход к оценке вызывает необходимость использования средств диагностики. Одна из составляющих диагностики – это рефлексия учителя, то есть постановка учителем перед собой вопросов по прогнозированию результата (Что изменить в ученике? Какие качества личности воспитать? Какие способности развить? Какие изменения в обученности ученика предположить?) Другие составляющие диагностики: выбор средств оценивания результатов (с помощью чего будет осуществляться контроль за результатом?), отбор критериев и критериальных показателей (на основе каких признаков, оснований измерять уровень качества действия?). В рабочей программе по предмету предписывается запланировать использование в процессе оценки разных методов и форм (метапредметных и предметных письменных и устных работ, проектов, исследовательских заданий, практических и творческих работ, самоанализ, самооценку, наблюдения). Должны быть разработаны новые формы оцениванияпромежуточные и итоговые комплексные проверочные работы на базе одного и нескольких предметов (междисциплинарный подход) для оценки уровня сформированности всех УУД.

Оценить действие значит измерить уровень его качества (низкий, средний, высокий) на основе критериев. Предполагается ввести диагностику в начале обучения (входная) и в конце обучения (выходная). Результатом учителя будет разница между двумя видами диагностики. Прирост будет говорить о том, что учителю удалось создать развивающую среду для достижения результатов.

*Процедура диагностики предполагает оценку динамики образовательных достижений учащихся. Возникает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения по мере освоения компетенций, развития личностных процессов. Значит, оценивание приобретает непрерывный характер. В какой форме это осуществить? Возникает вопрос о разработке «портфеля достижений ученика», индивидуальной карты роста, дневника сопровождения учащегося и т.п. Стандарт позволяет использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную в форме портфолио достижений, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся. Таким образом, новая система оценки предполагает вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся. Освоение на критериальной основе навыков самооценки и взаимооценки, формирование рефлексии, самоанализа, самоконтроля дают возможность обучающимся освоить способы управления своей учебной деятельностью, развить готовность к самостоятельным действиям, принимать ответственность за их результаты.

*Итоговая оценка. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: накопительной оценки по всем учебным предметами (в т.ч. результатов индивидуального продвижения по освоению УУД) и оценок за выполнение итоговых комплексных работ.

2.Формирование системы УУД. Ориентация нового стандарта на овладение УУД предполагает формирование системы УУД. В соответствии со стандартом УУД формируются в рамках всех предметов, на каждом уроке, в процессе активной познавательной деятельности, в которой учащиеся проявляют функцию субъекта, приобретая опыт применения способов учебных действий, рефлексии, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (деятельностный подход). В стандарте определен механизм формирования УУД, позволяющий осуществлять системно-деятельностный подход: технологии, основанные на дифференциации обучения; проблемная, проектная, исследовательская, рефлексивная технологии, деятельностные методы; система индивидуальных и групповых заданий; технология решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (учебных ситуаций). Технологию формирования УДД требуется описать в рабочих учебных программам по предметам, а на этой основе - в содержательном разделе ООП ООО. Для формирования УУД предписано разработать междисциплинарные программы. Поэтому в содержательном разделе ООП ООО должны быть представлены:

1.

Программа развития метапредметных УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).

2.

Формирование ИКТ-компетенций.

3.

Основы научно-исследовательской и проектной деятельности.

4.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

5.

Культуротворческая программа.

6.

Рабочие программы отдельных предметов.

7.

Программа воспитания и социализации.

Первые пять программ – это междисциплинарые программы (в соответствии с надпредметными модулями), пятая (авторская) программа – проявление своеобразной образовательной специфики лицея. Междисциплинарные программы должны быть ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов. На основе этих модульных программ разрабатываются рабочие предметные программы, в структуру которых включаются названные в п.1 надпредметные модули, чтобы обеспечить обучение по этим модулям в процессе изучения каждого предмета. Таким образом содержание междисциплинарных программ интегрируется в рабочие программы всех предметов. Поэтому педагогам необходимо будет провести своеобразную сверку учебно-тематического планирования по предмету на наличие всех УУД в рабочей программе. После проверки наличия всех УУД в рабочей программе ее утверждают.

Через формирование УУД и направления воспитания интегрируются урочная и внеурочная деятельность, что должно быть отражено в программе воспитания и социализации.[3] В ее основе - Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.[2] Основные ценностные ориентации определены в этой Концепции. В основной школе, как и в начальной, стандартом выделено 5 основных направлений воспитания, реализуемых как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Программа воспитания и социализации должна раскрывать содержание воспитания, охватывая все виды образовательной деятельности в школе: урочной, внеурочной, общественно-полезной, что должно найти свое место и в содержании рабочей учебной предметной программы. Как осуществить эту интеграцию? Вопрос также требует его разработки педагогами на этапе переходного периода.

4.Деятельностный подход (ДП). В основу формирования УУД положен ДП. ДП в стандартах имеет системный характер: он отражается в образовательных результатах, деятельности учителя и учащихся, в процедурах оценивания.[1] В стандарте вводится новое понятие «учебная ситуация» как способ реализации ДП, которую создает учитель, чтобы подтолкнуть детей к применению определенных универсальных учебных действий. Стандарт требует описание УУД в ООП ООО и в рабочих программах по предметам в виде заданий для создания учебных ситуаций. В самом стандарте планируемые результаты описываются в виде учебных ситуаций. Таким образом, творчество учителя предполагается направить на проектирование учебных ситуаций по применению УУД на основе предметных знаний и их интеграции, то есть учителю необходимо суметь развернуть предметное содержание на формирование УУД (метаметодика).[8] Таким образом, видоизменяются целевые установки в деятельности учителя, ему придется переосмыслить свой педагогический опыт в действовавшем стандарте в контексте метаметодики. В предшествующий период учителями лицея накоплен положительный опыт реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе, в создании учебных ситуаций (об этом свидетельствуют и материалы данного сборника), что станет надежной основой перехода к ФГОС второго поколения.

Общий взгляд на перечисленные особенности стандарта раскрывает определенную технологическую схему – от результатов через деятельность и учебную ситуацию к содержанию, что влечет за собой изменение технологической карты урока. В ее структуре в соответствии с новыми требованиями обозначаются субъекты деятельности (учитель и ученик, ученики), формируемые и диагностируемые УУД как образовательные результаты, учебные ситуации, формы оценки и диагностики запланированных результатов. Реализуя стандарты первого поколения, учитель шел от содержания программы к результату – к освоению минимума содержания по предмету.

Таким образом, в новом стандарте важным условием качества образования признается технологичность процесса обучения, критериями которого являются: наличие диагностично поставленной цели (запланированный результат в виде УУД); наличие способов диагностики, оценивания; представление изучаемого содержания предмета в виде учебно-познавательных и учебно-практических задач (учебных ситуаций); указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (технологии, метода), описание деятельности учащихся по освоению компетенций; мотивационное обеспечение деятельности учащихся; обоснование использования в учебном процессе педагогических технологий. Названные критерии ставят перед педагогами новые задачи по разработке рабочих предметных программ, на что и необходимо обратить внимание при планировании работы в переходный период.


Литература

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. – 2009. - № 4. – С.18-22.

2Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.

3.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Как разработать образовательную программу основной школы. – СПб.: Каро, 2013. – С.39-42, 44-62.

4.Крылова О.Н., Кузнецова Т.С. Рабочая программа педагога: Методические рекомендации для разработки. – СПб.: Каро, 2013..

5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./ Сост.Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.

7.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – Ф3 « Об образовании в Российской Федерации». – М.: УЦ Перспектива, 2013. – С..22-27.

8.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение, 2010.


ФГОС второго поколения: особенности переходного периода

Назад в раздел