Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
От креативного учителя - к креативному ученику
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Д.А.Медведев, 04 февраля 2010 г., Пр. – 271). Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения. Динамичные процессы современной жизни, изменение политических, экономических и социальных отношений в кризисный для государства период, военные конфликты, реальная угроза терроризма, ксенофобия, падение качества жизни, ухудшение экологической обстановки, ломка прежних социальных институтов, пересмотр системы прав и свобод граждан остро ставят проблему воспитания новой личности, проблему социализации личности в современном обществе. Социализация – многогранный процесс установления связей человека с миром. Он предполагает социальное познание, социальное общение, овладение навыками социального поведения, усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. Проблема социализации личности, формирования в связи с этим ключевых компетенций, т. е. умений, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью человека в социуме, может быть частично решена с помощью новых моделей, технологий и концепций обучения. Технология классно – урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентноспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить самостоятельно, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилях группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Новая школа предъявляет серьёзные требования и к учителю: профессионализм, креативность, открытость всему новому, способность учиться в течение всей жизни. Современные требования к педагогической деятельности предполагают постоянную готовность учителя обеспечивать инновационные и творческие процессы. Наши гимназисты, какие они? Умные, образованные, компетентные, знающие несколько иностранных языков, хорошо владеющие компьютером, творческие, прагматичные наконец, стремящиеся быть конкурентоспособными… При анализе традиционных сочинений учеников о летних каникулах поражает широта географического пространства: из Италии – во Францию, затем в германию и Швейцарию, туманный Альбион. И следует заметить, ни слова о каких – либо покупках, «одеждах», только о духовных ценностях. А потом к бабушке, как правило, в сад: какую-то посильную помощь оказать и просто пообщаться и отдохнуть. И это здорово: не нарушаются традиции, не рвётся связь поколений. И это ничуть не идеализация действительности, это реалии сегодняшнего дня. Конечно, статус родителей гимназии, наверное, повыше, материальное положение лучше, чем в обычной школе. Довершим сказанное моделью ученика из гимназической Общеобразовательной Программы среднего ( полного) общего образования. Модель выпускника. Основным проектируемым результатом гимназического образования является формирование всесторонне образованной, социально зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи: гражданская позиция, патриотизм; сформированность базовых ценностей культурного, нравственно устойчивого цивилизованного человека, отражающих отношения к себе, окружающим, способам жизнедеятельности; сформированность современной картины мира, знание базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов; наличие общеучебных и социальных ключевых компетенций; потребность в самообразовании и самосовершенствовании; владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания; физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда; профессиональная ориентированность, осознанность выбор для последующего освоения образовательных программ профессионального образования; готовность к жизненному самоопределению; уважение к труду Родители гимназистов сегодня тоже другие: они требовательнее к школе, они имеют право выбора, для них важен имидж школы, они «идут» на учителя профессионального, компетентного , творческого, креативного… Это и понятно: в современной социальной ситуации уровень образованности определяет статус человека в обществе. В гимназии практически каждый учитель творческий, креативный, постоянно обновляющий, обогащающий свой профессиональный уровень. Огромного внимания заслуживает работа Н.В.Борисовой, учителя русского языка и литературы высшей категории, Отличника народного образования, Заслуженного учителя Российской Федерации, победителя Приоритетного Национального проекта «Образование» по воспитанию духовности, внутренней культура гимназистов, творчества и креативности. Учитель в системе на протяжении нескольких лет ведёт углублённую работу с учащимися по краеведению, в полной мере использует возможности таких сокровищ Санкт – Петербурга, как Эрмитаж и Русский Музей (лекторий Русского Музея). Наталья Вячеславовна совместно с сотрудниками музея разработала Программу для гимназистов, способствующую постижению смысла великих шедевров живописи, воспитанию души современных школьников через общение с прекрасным. На следующий день после посещения музея гимназисты на уроке работают с текстом, составленным учителем по материалам беседы экскурсовода музея со школьниками, анализируют его с точки зрения содержания и правописания, делятся впечатлениями и готовятся к выходу по этой же теме на экспозицию. Через две недели, придя в музей, гимназисты снова услышат уже знакомые слова, увидят знакомые произведения искусства, но не слайдах, а «вживую». После посещения музея школьники на уроке напишут сочинение – миниатюру с опорой на предыдущий текст, используя выученные термины по данной теме. Программа составлена так, чтобы каждое последующее занятие в какой – то своей части опиралось на предыдущее и было логическим его продолжением. Ежегодно в сентябре данная Программа пролонгируется с учётом ошибок и «промахов» прошлого года. Каждый поход в лекторий или Русский музей Наталья Вячеславовна старалась сделать познавательным и интересным. Дети любят тайну, любят вопросы, на которые трудно ответить. А таких вопросов им предлагалось множество: Почему одно здание называется Михайловский замок, а другое – Михайловский дворец? Чем замок отличается от дворца? Почему витые лестницы замка закручиваются по часовой стрелке, а не наоборот? Почему на постаменте памятника Петру Первому перед замком написано «Прадеду от Правнука»? Кто они, Прадед и Правнук? И ребята с увлечением искали ответы на вопросы, рылись в книгах, говорили с родителями, шли в библиотеку, незаметно для себя расширяя сферу интересов и словарный запас. Ореол таинственности, загадки вокруг замка создавали и работники лектория, и даже работники вневедомственной охраны. Они рассказывали пятиклассникам о ночном привидении, которое бродит по замку, о звуке шагов и звоне шпор на лестнице, о плаче ребёнка и топоте копыт в коридорах замка по ночам. А тайна надписи над Воскресенскими воротами замка? Сорок семь букв фразы из Священного Писания – сорок семь лет, прожитых Павлом Первым, и страшное предзнаменование! А цвет стен замка? А таинственный подземный ход? Наталья Вячеславовна никогда не торопится, когда идёт со школьниками на занятие. По дороге они останавливаются, что – то рассматривают, обсуждают. Предмет обсуждения может быть забавный: скульптуры Владимира Петровича - кот Василий и кошка Василиса на карнизах домов Малой Садовой, а чаще разговор серьёзный: витражи Елиссевского магазина, памятник И.С.Тургеневу на Манежной площади и А.С.Пушкину – на площади Искусств, стиль классицизм в архитектуре., ансамблевый характер застройки в центре города, колонны дорического, ионического и коринфского ордера. И снова гимназисты роются в книгах и справочниках. Потому что вопросы и письменные задания будут повторяться, пока абсолютно все запомнят, поймут, научатся видеть и узнавать. Научить детей говорить на языке искусства, расширить их словарный запас, излечить тот «немоты» перед картиной, статуей, архитектурным сооружением – задача любого словесника, живущего и работающего в крупном городе: здесь есть, куда повести детей, есть, что показать. Работа с текстами, составление и отработка их позволили перейти учителю к опережающему обучению. Уже в 6 классе Наталья Вячеславовна рассказала учащимся о назывных и неполных предложениях и научила пользоваться их при описании картины: «Лунная ночь. Безмолвие. На речной глади – лунная серебристая дорожка. На переднем плане – спящее украинское село». В пятом классе ребята безошибочно писали сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов: нежно – зелёные листья, тёмно – лиловое платье, охристо – жёлтый песок. Постоянно отрабатывалось правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов, корней с чередованием гласных, правописание безударных гласных в корне. Ежедневно в начале урока велась работа с терминами, их лексическим значением, правилами правописания. Прошло пять лет. Ученики Натальи Вячеславовны теперь в десятом классе. Но занятия продолжаются. Только теперь после экскурсии десятиклассники сами, без помощи и подсказки учителя пишут отзывы. Они делают это свободно, используя массу терминов, хорошо ориентируясь в жанрах, направлениях в искусстве, манере художника, колорите, живописных приёмах. Никто не перепутает картину художника академической школы с картиной художника – передвижника. Десятиклассники аргументированно высказывают суждение о произведениях искусства, они следят за выставками, у каждого есть любимый художник, любимая картина. Родители учеников с удовольствием говорят, что их дети ведут в музей приехавших из других городов родственников и знакомых, рассказывают им о художниках и полотнах. Неужели это те самые ученики, которые писали о «Появлении Христа на родине»? Нет, они излечились от «немоты». Алгоритм работы пятиклассника над описанием картины: говоря о картине, школьник должен ответить на три вопроса: Что изображено на картине? Как изображено? Каково впечатление от картины? Темы занятий. 5 класс. 1. Виды изобразительного искусства. 2. Живопись. Графика. 3. Скульптура. 4. Рисунок. 5. Пейзаж. 6. Натюрморт. 7. Портрет 8. Бытовой жанр. 9. Архитектура. 6 класс. Живопись первой половины XIX века. 7 класс. Живопись второй половины XIX века. 8 класс. Архитектура. 9 класс. Пушкинская эпоха в живописи и графике. 10 класс. Живопись и графика Серебряного века. Примеры некоторых текстов для 5 класса. Текст № 1. Наш класс был на экскурсии в Русском музее. Музей в Михайловском дворце. Дворец построен архитектором Росси для сына Павла Первого Михаила. Экскурсовод обратила внимание учащихся на живопись на потолке. Она напоминает лепку и называется гризайль. Мы познакомились со скульптурой, мозаикой, живописью, графикой. Мозаика – это картины из маленьких разноцветных кусочков стекла, дерева, камня. Скульптуры выполнены из мрамора, чугуна или бронзы. Расписной потолок в залах называется плафон. Из окон музея видна площадь Искусств и осенняя ярая листва деревьев. Термины: архитектор, гризайль, скульптура, мозаика, живопись, графика, плафон, искусство, картина. Пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах. Долог и тернист путь от креативного учителя к креативному ученику, но заслуженная радость победы, творчества окрыляет и вдохновляет. Поделиться:Назад в раздел |