Поиск по сайту

От креативного учителя - к креативному ученику

Автор: Нарицына Людмила Григорьевна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга


Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Д.А.Медведев, 04 февраля 2010 г., Пр. – 271).
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.
Динамичные процессы современной жизни, изменение политических, экономических и социальных отношений в кризисный для государства период, военные конфликты, реальная угроза терроризма, ксенофобия, падение качества жизни, ухудшение экологической обстановки, ломка прежних социальных институтов, пересмотр системы прав и свобод граждан остро ставят проблему воспитания новой личности, проблему социализации личности в современном обществе. Социализация – многогранный процесс установления связей человека с миром. Он предполагает социальное познание, социальное общение, овладение навыками социального поведения, усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Проблема социализации личности, формирования в связи с этим ключевых компетенций, т. е. умений, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью человека в социуме, может быть частично решена с помощью новых моделей, технологий и концепций обучения.
Технология классно – урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентноспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить самостоятельно, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилях группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Новая школа предъявляет серьёзные требования и к учителю: профессионализм, креативность, открытость всему новому, способность учиться в течение всей жизни. Современные требования к педагогической деятельности предполагают постоянную готовность учителя обеспечивать инновационные и творческие процессы.
Наши гимназисты, какие они? Умные, образованные, компетентные, знающие несколько иностранных языков, хорошо владеющие компьютером, творческие, прагматичные наконец, стремящиеся быть конкурентоспособными…
При анализе традиционных сочинений учеников о летних каникулах поражает широта географического пространства: из Италии – во Францию, затем в германию и Швейцарию, туманный Альбион. И следует заметить, ни слова о каких – либо покупках, «одеждах», только о духовных ценностях. А потом к бабушке, как правило, в сад: какую-то посильную помощь оказать и просто пообщаться и отдохнуть. И это здорово: не нарушаются традиции, не рвётся связь поколений. И это ничуть не идеализация действительности, это реалии сегодняшнего дня. Конечно, статус родителей гимназии, наверное, повыше, материальное положение лучше, чем в обычной школе.
Довершим сказанное моделью ученика из гимназической Общеобразовательной Программы среднего ( полного) общего образования.
Модель выпускника.
Основным проектируемым результатом гимназического образования является формирование всесторонне образованной, социально зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи:
гражданская позиция, патриотизм;
сформированность базовых ценностей культурного, нравственно устойчивого цивилизованного человека, отражающих отношения к себе, окружающим, способам жизнедеятельности;
сформированность современной картины мира, знание базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов;
наличие общеучебных и социальных ключевых компетенций;
потребность в самообразовании и самосовершенствовании;
владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания;
физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;
профессиональная ориентированность, осознанность выбор для последующего освоения образовательных программ профессионального образования;
готовность к жизненному самоопределению;
уважение к труду
Родители гимназистов сегодня тоже другие: они требовательнее к школе, они имеют
право выбора, для них важен имидж школы, они «идут» на учителя профессионального, компетентного , творческого, креативного… Это и понятно: в современной социальной ситуации уровень образованности определяет статус человека в обществе.
В гимназии практически каждый учитель творческий, креативный, постоянно обновляющий, обогащающий свой профессиональный уровень. Огромного внимания заслуживает работа Н.В.Борисовой, учителя русского языка и литературы высшей категории, Отличника народного образования, Заслуженного учителя Российской Федерации, победителя Приоритетного Национального проекта «Образование» по воспитанию духовности, внутренней культура гимназистов, творчества и креативности. Учитель в системе на протяжении нескольких лет ведёт углублённую работу с учащимися по краеведению, в полной мере использует возможности таких сокровищ Санкт – Петербурга, как Эрмитаж и Русский Музей (лекторий Русского Музея). Наталья Вячеславовна совместно с сотрудниками музея разработала Программу для гимназистов, способствующую постижению смысла великих шедевров живописи, воспитанию души современных школьников через общение с прекрасным.
На следующий день после посещения музея гимназисты на уроке работают с текстом, составленным учителем по материалам беседы экскурсовода музея со школьниками, анализируют его с точки зрения содержания и правописания, делятся впечатлениями и готовятся к выходу по этой же теме на экспозицию. Через две недели, придя в музей, гимназисты снова услышат уже знакомые слова, увидят знакомые произведения искусства, но не слайдах, а «вживую». После посещения музея школьники на уроке напишут сочинение – миниатюру с опорой на предыдущий текст, используя выученные термины по данной теме.
Программа составлена так, чтобы каждое последующее занятие в какой – то своей части опиралось на предыдущее и было логическим его продолжением. Ежегодно в сентябре данная Программа пролонгируется с учётом ошибок и «промахов» прошлого года.
Каждый поход в лекторий или Русский музей Наталья Вячеславовна старалась сделать познавательным и интересным. Дети любят тайну, любят вопросы, на которые трудно ответить. А таких вопросов им предлагалось множество:
Почему одно здание называется Михайловский замок, а другое – Михайловский дворец? Чем замок отличается от дворца?
Почему витые лестницы замка закручиваются по часовой стрелке, а не наоборот?
Почему на постаменте памятника Петру Первому перед замком написано «Прадеду от Правнука»? Кто они, Прадед и Правнук?
И ребята с увлечением искали ответы на вопросы, рылись в книгах, говорили с родителями, шли в библиотеку, незаметно для себя расширяя сферу интересов и словарный запас.
Ореол таинственности, загадки вокруг замка создавали и работники лектория, и даже работники вневедомственной охраны. Они рассказывали пятиклассникам о ночном привидении, которое бродит по замку, о звуке шагов и звоне шпор на лестнице, о плаче ребёнка и топоте копыт в коридорах замка по ночам. А тайна надписи над Воскресенскими воротами замка? Сорок семь букв фразы из Священного Писания – сорок семь лет, прожитых Павлом Первым, и страшное предзнаменование! А цвет стен замка? А таинственный подземный ход?
Наталья Вячеславовна никогда не торопится, когда идёт со школьниками на занятие. По дороге они останавливаются, что – то рассматривают, обсуждают. Предмет обсуждения может быть забавный: скульптуры Владимира Петровича - кот Василий и кошка Василиса на карнизах домов Малой Садовой, а чаще разговор серьёзный: витражи Елиссевского магазина, памятник И.С.Тургеневу на Манежной площади и А.С.Пушкину – на площади Искусств, стиль классицизм в архитектуре., ансамблевый характер застройки в центре города, колонны дорического, ионического и коринфского ордера. И снова гимназисты роются в книгах и справочниках. Потому что вопросы и письменные задания будут повторяться, пока абсолютно все запомнят, поймут, научатся видеть и узнавать.
Научить детей говорить на языке искусства, расширить их словарный запас, излечить тот «немоты» перед картиной, статуей, архитектурным сооружением – задача любого словесника, живущего и работающего в крупном городе: здесь есть, куда повести детей, есть, что показать.
Работа с текстами, составление и отработка их позволили перейти учителю к опережающему обучению. Уже в 6 классе Наталья Вячеславовна рассказала учащимся о назывных и неполных предложениях и научила пользоваться их при описании картины: «Лунная ночь. Безмолвие. На речной глади – лунная серебристая дорожка. На переднем плане – спящее украинское село». В пятом классе ребята безошибочно писали сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов: нежно – зелёные листья, тёмно – лиловое платье, охристо – жёлтый песок. Постоянно отрабатывалось правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов, корней с чередованием гласных, правописание безударных гласных в корне. Ежедневно в начале урока велась работа с терминами, их лексическим значением, правилами правописания.
Прошло пять лет. Ученики Натальи Вячеславовны теперь в десятом классе. Но занятия продолжаются. Только теперь после экскурсии десятиклассники сами, без помощи и подсказки учителя пишут отзывы. Они делают это свободно, используя массу терминов, хорошо ориентируясь в жанрах, направлениях в искусстве, манере художника, колорите, живописных приёмах. Никто не перепутает картину художника академической школы с картиной художника – передвижника. Десятиклассники аргументированно высказывают суждение о произведениях искусства, они следят за выставками, у каждого есть любимый художник, любимая картина. Родители учеников с удовольствием говорят, что их дети ведут в музей приехавших из других городов родственников и знакомых, рассказывают им о художниках и полотнах. Неужели это те самые ученики, которые писали о «Появлении Христа на родине»? Нет, они излечились от «немоты».
Алгоритм работы пятиклассника над описанием картины: говоря о картине, школьник должен ответить на три вопроса:
Что изображено на картине?
Как изображено?
Каково впечатление от картины?
Темы занятий.
5 класс.
1. Виды изобразительного искусства.
2. Живопись. Графика.
3. Скульптура.
4. Рисунок.
5. Пейзаж.
6. Натюрморт.
7. Портрет
8. Бытовой жанр.
9. Архитектура.
6 класс. Живопись первой половины XIX века.
7 класс. Живопись второй половины XIX века.
8 класс. Архитектура.
9 класс. Пушкинская эпоха в живописи и графике.
10 класс. Живопись и графика Серебряного века.
Примеры некоторых текстов для 5 класса.
Текст № 1.
Наш класс был на экскурсии в Русском музее. Музей в Михайловском дворце. Дворец построен архитектором Росси для сына Павла Первого Михаила. Экскурсовод обратила внимание учащихся на живопись на потолке. Она напоминает лепку и называется гризайль. Мы познакомились со скульптурой, мозаикой, живописью, графикой. Мозаика – это картины из маленьких разноцветных кусочков стекла, дерева, камня. Скульптуры выполнены из мрамора, чугуна или бронзы. Расписной потолок в залах называется плафон. Из окон музея видна площадь Искусств и осенняя ярая листва деревьев.
Термины: архитектор, гризайль, скульптура, мозаика, живопись, графика, плафон, искусство, картина.
Пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах.
Долог и тернист путь от креативного учителя к креативному ученику, но заслуженная радость победы, творчества окрыляет и вдохновляет.

Поделиться:


Назад в раздел