Поиск по сайту

О формировании и развитии инновационной культуры учителя общеобразовательной школы: теоретический анализ

Автор: Чернова Ирина Николаевна, директор ГБОУ школы №494 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современный этап развития общества являющийся переходным от постиндустриального к информационному обществу характеризуется ускоренным научно-техническим прогрессом, нарастающей информатизацией и медиатизацией общества; созданием глобального информационного пространства; многократно усложняется оценка качества получаемой информации, усложняются социокультурные, организационные, технические и технологические условия профессиональной деятельности, что требует трансформации и обновления школьного образования.

Скорость происходящих перемен (материальные и вещественные факторы производства перестают быть главными, т.к. устаревают каждые 5-6 лет) приводит к тому, что сегодня реально конкурентоспособным и защищенным в социальном отношении может быть лишь учитель, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности. «Двадцать первому веку нужно стать веком социальных и политических инноваций, чья природа не может быть сейчас ясна нам так, как очевидна их необходимость»

История инновационной культуры – это история инновационной деятельности человека, пронизывающей всю его сознательную деятельность. С древних времен человек в стремлении к переменам старался рационально организовать свой инновационный процесс. С развитием прогресса и постоянным увеличением суммы знаний, потребной для разработки и внедрения инноваций, процесс усложнился. Вначале человек выделил в отдельную науку культуру производства, а так же корпоративную (организационную) культуру, как более широкое понятие, характеризующее философию организации, а теперь и инновационная культура становится самостоятельным объектом изучения.

Изучение инновационной культуры связанное с содержанием понятия «инновация» и инновационное поведение в образовании осложняется тем, что «нет общепризнанной трактовки понятия «инновация» в образовании». Нет и устоявшегося определения инновационной культуры, хотя оно все активней разрабатывается в социологии и менеджменте.

В исследованиях сотрудников кафедры социологии и гуманитарной культуры МИФИ, отмечается, что в конкретно-научных исследованиях проблем инновационной культуры обнаруживается весьма широкий разброс концепций, взглядов и интерпретаций, а в содержании понятия в зависимости от сферы человеческой деятельности акцентируются весьма различные аспекты этого понятия: от поиска нового ответа в неценном, «вторичную обработку» (Б. Гройс) до «устранения системы из самого себя» (А. Менегетти).

Проблемам инновационной культуры учителя и педагогической инноватики посвящены исследования К. Ангеловски, Н. Анисимова, С. Богданова, Э. Брансуик, Л.Д. Гиревой, А.А. Грекова, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова, В. И. Загвязинского, И.И. Кондратко, Л.В. Левчука, А.В. Лоренсова, А.Н. Малинина, А.Я. Найна, А.А. Орлова, А. Пинского, Е.Е. Плотницкой, Л.М. Подымовой, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, Э. М. Роджерса, В. А. Сидорова С.В., Сластенина, А. П. Тряпицыной, Г.М. Тюлю, О.К. Филатова, О.Г. Хомерики, Д.В. Чернилевского, И.Ю. Чечель, Т.И. Шамовой, П. Щедровицкого, Н.Р. Юсуфбековой, Е.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова; А.А. Поскрякова, В.И. Загвязинского, Н.Д. Никандрова.

Обобщая доступные исследования можно сформулировать вывод, что инновации всегда сопровождают педагогическую деятельность, а формы, способы и сферы проявления творческих начал в педагогической деятельности неразрывно связаны с формированием педагогической культуры, т.е. педагогическая культура является родовым понятием по отношению к инновационной культуре, культуре нововведений; специфика педагогических инноваций заключается в том, что они складываются в сфере общения людей друг с другом.

Инновационная культура выступает, прежде всего, как исторически концентрированный опыт инноваций. Инновационную культуру можно представить как иерархию субкультур нововведений в рамках: нации, возрастной группы, профессии. Существует специфическая субкультура школьного сообщества; она может иметь свой особый язык, свои представления, свои особые смыслы, свое специфическое отношение к инновациям.

Поскольку культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как целостности и личностной культуры большое значение имеет вопрос о соотношении инновации и традиций. Традиции – устойчивый и значимый компонент культуры, который передается с помощью механизма преемственности. Традиция является конституирующим и системообразующим элементом как человеческого общества, так и конкретной школы. Наиболее существенны общие культурно-исторические традиции, характерные для данного социума, педагогического коллектива. В процессе социализации ими овладевает каждый новый учитель.

Инновация – вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Исходная традиция, породившая инновацию, никогда не остается неизменной. В зависимости от характера творческих инноваций она может либо трансформироваться, наполняясь новым содержанием, либо разветвляться и дифференцироваться, порождая новую традицию.

Традиция и инновация в личности творца ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становятся возможными творческий процесс и творческое развитие традиций. Творческая деятельность необходима не только для порождения инноваций, но и для поддержания традиций. Традиции и инновации являются взаимонеобходимыми факторами развития. Непрерывность традиций – залог поступательного движения культуры. Творческая деятельность благодаря своему диалогическому единству с традициями выполняет стабилизирующую функцию.

Инновации связаны противоречиями между видами деятельности, с тем, что носители культуры, связанные с одним типом деятельности, могут попасть в конфликтные отношения с носителями других видов деятельности. Например, личностная культура учителя, а следовательно, и характер создаваемых им инноваций могут тяготеть к творческому типу, тогда как организация и управление школой могут соответствовать репродуктивному типу, и наоборот.

Представление об условиях, средствах и целях, содержащихся в культуре любой школы, всегда включает диапазон допус­тимых отклонений инноваций, их параметров от истори­чески сложившейся в школе меры. Эта мера соответству­ет этапу раз­вития культуры педагогического коллектива (субкультуры). Принятие инноваций требует личности эмоцио­нального, интеллектуального, нравственного напряжения. От человека требуется определенная система установок, способность реагировать на изменение ситуации.

Следующее противоречие связано с изменением устойчивости того или иного сообщества. Для одних педагогических коллективов характерно стремление сохранить исторически сложившиеся формы организации, устойчивости. Организация (сообщество) отвергает все существенные инновации, включая и те, которые повышают ее эффективность.

Для развивающейся системы характерно постоянное стремление к изменению. Однако способы создания и принятия инноваций не осуществляются автоматически. Путь от одной инновации к другой может привести и к негативным последствиям из-за незнания, ошибок и др. Страх перед опасностью изменений является своеобразным механизмом торможения инноваций. Сама возможность развития зависит от способности личности, сообщества находить такую меру отношения, которая снимала бы возможность конфликта.

Рассматривая учителя в условиях педагогического сообщества, необходимо проводить анализ с точки зрения мотивационной направленности. Любая потребность может быть удовлетворена целым спектром разных способов. Каждое педагогическое сообщество формирует свой способ удовлетворения потребностей. Кроме того, оно может формировать специфические мотивационно-смысловые образования, присущие только ему. Когда все это включено в определенные традиции данного сообщества, потребности могут удовлетворяться за счет самой структуры сообщества. В этом случае возможно неадекватное удовлетворение потребностей. Это приводит к тому, что учитель становится однозначно привязанным к этому сообществу. Оказавшись в других условиях, он не сможет удовлетворить свои потребности привычным способом. Если потребности удовлетворялись субъективно неадекватно, учитель может чувствовать эмоциональный дискомфорт, но не осознавать причин этого.

Всякое общение и взаимодействие людей определяется целью. Как бы ни было устроено сообщество, в любом сообществе можно выделить два крайних случая: цели либо совпадают, либо противоположны. Все остальные случаи лежат между ними.

В случае совпадения целей наилучшим способом взаимодействия является сотрудничество. При таком взаимодействии возникает положительный психологический климат, мнение каждого ценится. Группа, построенная по такому принципу, легко перестраивается, способна приспосабливаться к изменениям и реагировать на новшество.

Если цели противоположны, формируется структура пирамидального типа; такой тип взаимодействия объединяет большое количество людей. Однако он быстро консервируется в своих внутренних и внешних связях. Успешно решив одну задачу, педагоги не в состоянии перестроиться для решения другой задачи без определенной ломки. Сообщество начинает работать в режиме самосохранения и воспроизводить старые отношения; возникает конфликтная ситуация, которая может быть разрешена либо с помощью компромисса, либо с помощью взаимодействия типа подавления-подчинения.

В этом контексте инновационная деятельность связана с необходимостью изменения привычной социальной среды. Установление новых социальных связей связано с преодолением агрессивности среды, с трудностями внедрения нового, завоевания статуса в педагогическом сообществе. Учитель сталкивается с серьезными препятствиями в реализации своих мотивов, стремлений, ценностных ориентации. Такую ситуацию нельзя решить через предметно-практическую и познавательную деятельность: выход из нее возможен через «переживание», понимаемое как особая форма внутренней деятельности по перестройке субъективного отношения к происходящему, благодаря переоценке личностных позиций, переосмыслению жизненных целей. Это сложная форма «внутренней работы», которая может быть осуществлена только самим человеком, переживающим кризис, и в зависимости от его индивидуальных особенностей имеет индивидуальные границы.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить три обобщенных типа учителей:

Учитель первого типа ориентируется на реализацию личных творческих замыслов, интересов и возможностей, которые могут совпадать, полностью или частично не совпадать с «требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и (или) потребностями физического или юридического лица», содержанием понятия «качество образования»; нововведения через инициирование обсуждения творческих замыслов и предложений с администрацией, коллегами для партнерства в реализации и т.п. (инновационно-кооперативный тип);

Второй тип – либо имитирующий нововведения через оформление необходимых документов для избегания наказаний за неисполнение локальных актов, приказов, распоряжений и административных предписаний, либо фактически реализующий нововведения под существенным административным давлением (защитно-бюрократический тип);

Третий тип – игнорирующий распоряжения, приказы, связанные с модернизацией профессионально-педагогической деятельности; сопротивляющийся любым изменениям в сложившейся педагогической практике, традициях и укладе школьной жизни. Стиль реакции определяется чувством горечи и разочарования. Действительность репрезентируется так: «Весь мир отвернулся от меня». Эти люди выбирают технику приспособления как сопротивление всему: не принимают советы, отвергают консультации – игнорирующий изменения материально-технических, социокультурных, организационных и психологических условий своей деятельности (консервативно-саботирующий тип)

Выводы

1.Инновационную культуру учителя следует рассматривать как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: аксиологического, инновационно-технологического, кооперативно-деятельностного, коммуникативного, личностно-творческого.

2.Традиции и инновации являются взаимонеобходимыми факторами развития.

3.Инновационная деятельность связана с необходимостью изменения привычной социальной среды либо с помощью компромисса, либо с помощью взаимодействия типа подавления-подчинения.

4.Инновационная деятельность связана с установление новых социальных связей, преодолением агрессивности среды, переоценкой личностных позиций, переосмыслению жизненных целей; это сложная форма «внутренней работы» может быть осуществлена только самим учителем и в зависимости от его индивидуальных особенностей имеет индивидуальные границы.


Литература

1.Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Школьное образование в современных социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: ПетроПресс, 2005.

2.Друкер П.Эффективный руководитель. 2012.

3.Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности //Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.


Поделиться:


Назад в раздел