Поиск по сайту

Роль мониторинга в процессе обучения иностранным языкам

Автор: Жигулевцева Т.В.


Педагогический мониторинг, понимаемый нами как форма организации, сбора, хранения и обработки информации, позволяет обеспечивать непрерывное отслеживание качества процесса обучения иностранным языкам.

С использованием системы мониторинга можно наиболее объективно установить соответствия между поставленными целями и достигнутыми результатами. Целью мониторинга является оперативное и своевременное выявление изменений в учебном процессе и использование полученных данных для принятия обоснованных решений.

Решающими условиями качественного мониторинга являются открытость его результатов, периодичность оценивания, своевременная коррекция учебной деятельности каждого учащегося, организация образовательного процесса как совместной и целенаправленной деятельности учащихся и педагогов по развитию личности.

Проведение мониторинга включает:

-определение субъектов мониторинга (учащиеся),

-выделение этапов его проведения (согласно планированию),

-формулирование целей и задач каждого этапа,

-определение объектов и параметров контроля,

-выработку критериев оценки,

-проведение контролей,

-анализ полученных результатов,

-сопоставление полученных результатов с ранжированными целями и задачами обучения и ожидаемым результатом,

-корректировку средств и приемов учебно-педагогической деятельности.

На уроках иностранного языка нами проводится мини-мониторинг, который включает в себя отслеживание качества выполнения домашнего задания, качества работы учащихся по всем видам речевой деятельности. Обязательным условием является системность (регулярность) проведения мониторинга, так как учащиеся лучше готовятся к урокам и, соответственно, качество обучения улучшается.

Перейдем от урока иностранного языка к процессу обучения в целом. В зависимости от этапа, формы и условий обучения можно говорить о различных видах и направлениях мониторинга.

Первым этапом мониторинга является диагностирующий срез в начале учебного года, который носит констатирующий характер и направлен на установление состояния исходных знаний, навыков и умений на момент начала процесса обучения.

Вторым этапом является экспресс-диагностика (текущая, тематическая), которая осуществляется в течение всего процесса обучения и может ограничиваться определенными аспектами обучения (лексика, грамматика, навыки устной и письменной речи и т. д.) Экспресс-диагностика может также носить комплексный характер и проводиться, например, по завершении темы, урока, раздела учебника и т. п. (в форме диктанта, тестирования или самостоятельной работы). Анализ результатов проведенной экспресс-диагностики позволяет наметить и описать корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий при освоении дидактических единиц.

Третий этап - итоговая диагностика (в конце семестра, учебного года, всего курса изучения иностранного языка), которая дает возможность определить соответствие сте­пени обученности конечным целям определенного этапа обучения. Итоговая диагностика касается всех видов речевой деятельности (таблица №1).

Звенья

Общее количество контрольных работ

Виды контрольных работ

Начальная школа

4

1 контрольная работа/четверть

1 четверть - аудирование

2 четверть - чтение

3 четверть - говорение

4 четверть – лексико-грамматический тест

Средняя школа

4

1 контрольная работа/триместр

1 триместр - чтение

2 триместр – аудирование+говорение

3 триместр – лексико-грамматический тест

Старшая школа

4

2 контрольные работы/полугодие

1 полугодие:

чтение

аудирование

2 полугодие:

говорение

лексико-грамматический тест

Таблица №1. Итоговая диагностика по всем видам речевой деятельности

Проводимый нами мониторинг учебной деятельности учащихся позволяет формировать мотивацию не только на результат, но и на процесс образования и повышать эффективность качества обучения.

Во время мониторинга преподаватель держит в поле зрения весь предметный курс, четко представляет время и формы контроля, отражая это в рабочей программе. Планы занятий составляются с четкой целевой установкой:

а) что надо знать учащимся по теме; б) чему научиться (контролируется проверочными заданиями и критериями оценок).

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация проводится с помощью контролирующих материалов, составленных на основе уровневой дифференциации. Говоря другими словами, что должен знать учащийся, чтобы получить отметки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» в процессе изучения иностранного языка. Например: грамматический тест, правильные ответы которого будут соответствовать отметке «удовлетворительно», содержит минимум заданий из стандарта. Для того, чтобы освоить повышенный уровень, соответствующий отметке «хорошо», вопросы по указанным дидактическим единицам расширяются, углубляются и усложняются.

В действительности многие учащиеся ведут оценку своих знаний параллельно с педагогом. Часто возникает проблема несогласия учащихся с оценкой учителя, которую помогает решить система мониторинга. Учащимся становятся понятны требования, предъявляемые к ним педагогами (очередность контроля, критерии и система оценивания). Внутреннее согласие учащихся с оценкой педагога приводит к благоприятному воспитательному эффекту.

Также важно разграничивать сущность контроля и мониторинга: сущность контроля – оценка результата, сущность мониторинга – оценка процесса. Наибольшая эффективность оценивания знаний в конечном итоге определяется не заключительным опросом по всему материалу, а отслеживанием качества усвоения знаний и умений в течение всего учебного процесса, что в наибольшей степени достигается исключительно с помощью мониторинга. Следует создать систему отслеживания результатов учебной деятельности. Учет результатов мониторинговых исследований, проводимых систематически, позволяет своевременно выявлять проблемы и упущения в преподавании и изучении иностранных языков, прогнозировать результаты, разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию процесса изучения иностранного языка. С позиции здоровьесбережения систематический мониторинг не оказывает отрицательного влияния на психическое и физическое здоровье учащихся. В итоге значительно повышается качество обучения иностранному языку.

Приложение: презентация «Роль мониторинга в процессе обучения иностранным языкам»


Роль мониторинга в процессе обучения иностранным языкам

Назад в раздел