Поиск по сайту

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Толочко Евгения Ивановна, руководитель структурного подразделения, методист ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта», Санкт-Петербург


Аннотация: в статье рассматривается возможность решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма через воспитание транспортной культуры школьников путем интеграции общего и дополнительного образования, заключающейся в привитии им навыков и умений безопасного поведения в транспортной среде, способствующей развитию современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности.

Количество автотранспорта на дорогах страны увеличивается с каждым годом, и вместе с тем с ним растет количество травм и трагедий на дорогах.

Профилактикой данной проблемы может стать образование и просвещение подрастающего поколения в вопросах транспортной культуры. Термин «транспортная культура» введен профессором В.Н. Ивановым в начале 70-х годов прошлого века [1]. Прошло более 40 лет с момента актуальности и социальной востребованности данной темы, однако особо повысить транспортную культуру пока не удалось.

По определению А.М. Якупова, транспортная культура трактуется как относительно самостоятельная ветвь общей культуры, являющаяся специфической и самобытной формой жизнедеятельности человека, социальных групп и общества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов, всех его участников с наименьшим ущербом для окружающей среды [2].

Перспективным направлением в системе формирования транспортной культуры может стать интеграция общего и дополнительного образования обучающихся. На современном этапе происходит углубление процесса интеграции в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте, целью которого является осуществление целостного подхода к познанию школьниками транспортного и окружающего мира.

В процессе интеграции общего и дополнительного образования эффективность учебно-воспитательной работы зависит от оптимального использования многообразия форм ее организации.

Интеграция общего и дополнительного образования может идти как по содержанию, так и по организационным формам. В целом тенденция интеграции состоит в нарастании числа комплексных программ и проектов: игры, экскурсии, творческие мастерские, школьная академия науки и техники и др. Иногда интеграция общего и дополнительного образования принимает довольно сложные организационные формы. Например, в работе школьного отряда юных инспекторов движения (ЮИД) участвуют дети, занимающиеся в различных объединениях дополнительного образования: «программисты», «художники», «журналисты», «литераторы», «социологи» и др. Комплексные программы и проекты сложны с организационно-педагогической точки зрения.

Поэтому, стратегия развития интеграции общего и дополнительного образования обучающихся в условиях конкретных образовательных учреждений реализуется в двух взаимосвязанных планах:

1) содержательной интеграции общего и дополнительного образования, т.е. поэтапном переходе от совокупности отдельных программ по видам деятельности, направленным на формирование транспортной культуры школьников, к усилению их связей между собой и с программами общего образования, расширению разнообразия комплексных проектов;

2) организационной интеграции, т.е. направленного роста кооперации в школьном сообществе – переходе от совокупности отдельных объединений по видам деятельности к увеличению числа разновозрастных объединений (в т.ч. на базе студий и творческих мастерских) и становлению самоуправляющихся объединений. Дополнительное образование с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Программа развития дополнительного образования должна включаться в виде составляющей в общую программу развития образовательной системы школы.

Органичная связь общего и дополнительного образования просматривается не только в содержательном плане, но и в подходах к интегральной оценке индивидуальных образовательных достижений школьников. Так, характерной чертой правильно выстроенного процесса дополнительного образования так же, как и для общего образования, является продвижение обучающегося от репродуктивного уровня к творческому, т.е. от освоения начальных техник безопасного поведения на дороге – к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творческому продукту. Тогда накопительную оценку-портфолио, на которой основан осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, можно рассматривать как систему многомерных и многоаспектных наблюдений (и самонаблюдений) за индивидуальным развитием школьника в процессе общего и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Интеграция учреждений общего и дополнительного образования обучающихся часто рассматривается в современной педагогике как фактор социального партнерства. Позиция современных исследователей состоит в том, что интеграция общего и дополнительного образования является способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей, которая предполагает, с одной стороны, «внешнюю интеграцию» - подчинение всех компонентов системы единому педагогическому процессу, с другой стороны, «внутреннюю интеграцию» - взаимопроникновение элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого.

Интеграция учреждений общего и дополнительного образования как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), регламентирующих порядок организации внеурочной деятельности: «При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей».

В развитии процесса интеграции в области формирования транспортной культуры обучающихся можно выделить два уровня: первый уровень – интеграция отдельных компонентов системы образования, способствующая накоплению интегративного потенциала, усилению интегративных тенденций и ее переходу на следующий уровень своего развития; второй уровень – становление целостности системы. Иными словами, уровень интегративного процесса, как правило, определяет форму интеграции.

Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для обучающихся, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у обучающихся формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования, связанных с формированием их транспортной культуры. Органичное сочетание в единых образовательных комплексах общего образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы: углубляют и расширяют знания обучающихся по основным и факультативным предметам; делают школьное обучение личностно-значимым для многих обучающихся; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению.

Так же, дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: оно способствует возникновению у обучающегося потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость школьников во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, безопасного поведения на дороге, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Литература:

1. Транспортные рейтинги. RSS: ФедералПресс: Федеральный выпуск. – 2011.

2. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников. – Магнитогорск, Автореферат, 2009.


Поделиться:


Назад в раздел