Поиск по сайту

Использование современных компьютерных технологий в коррекционной работе по речевому развитию дошкольников с использованием материала ПДД

Автор: Ходорченко Софья Алексеевна, логопед СПб ГБУЗ "Городская поликлиника №114 ДПО №16 , Санкт-Петербург


В статье описан опыт использования компьютерной логопедической программы “Игры для Тигры” для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного школьного возраста. Речевой материал ПДД (правил дорожного движения) может использоваться в логопедической практике при работе над ударением, слитностью и темпом речи. Достаточно эффективно проводится освоение словаря по лексической теме «Транспорт».

Коррекционная работа психологов, дефектологов и логопедов в специализированных детских садах нередко осложняется тем, что многолетние практические разработки, дающие обычно хорошие результаты, у ряда детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) длительное время не приносят ожидаемого эффекта.У многих современных детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывают трудности в изложении материала.

В связи с этим необходимо все занятия по речевому развитию строить на игровой основе. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, логопеда, от его интересов и склонностей. Еще А. С. Макаренко говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность детей могут только те воспитатели, логопеды, которые овладели методикой игры.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях [1].

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1986, 1988; О.И. Кукушкина, 1994; И.А. Филатова 1993 и др.).

Одним из эффективных методов работы по речевому развитию детей является использование современных игровых компьютерных технологий.

С этой целью на протяжение уже многих лет мною применяется компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры.” Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
Особенности данной программы:
- Системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития.
- Игровая форма обучения.
- Интерактивность.
- Полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов.
- Дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки.
- Объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.
- Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей [1].

Для дошкольников важным стимулом к занятиям является интерес. А заниматься с компьютером современному ребенку всегда интересно, особенно если занятие построено на жизненно-важную тематику. Практика показала, что использование компьютерных презентаций по тематике «Дорожная безопасность» в коррекционной работе повышает социально-бытовую адаптацию детей в обществе и отвечает на запросы родителей по воспитанию культуры безопасного поведении детей на дороге с ОВР. Культура поведения определяется ценностными приоритетами в отношениях к правилам и нормам поведения на дороге. Основным показателем сформированности культуры поведения является положительное отношение к своему здоровью, принятие правил дорожного движения как важной жизненной ценности.

Известно, что одной из составляющих культуры поведения ребенка является эмоционально- чувственное отношение к жизни, здоровью, поведению на дороге. Ребенок должен испытывать положительные чувства к себе при соблюдении правил дорожного движения. Любое нарушение правил дорожного движения должно пробуждать в ребенке чувство тревоги и страха. Для этого важно использовать элементы тренинговой работы с детьми. Так, в одном из заданий игры “Игры для Тигры» при сборке автомобиля посредством дыхательной гимнастики может дополнительно включаться информация о правилах поведения ребенка на улице и в транспорте. Речевой материал ПДД (правил дорожного движения) можно использоваться в логопедической практике при работе над ударением, слитностью и темпом речи. Достаточно эффективно проводится освоение словаря по лексической теме «Транспорт».

В тренинговый процесс могут быть включены литературно-музыкальные произведения, в которых рассказывается и эмоционально оценивается поведение на дорогах. К примеру, излагается сказка о зайчике, который получил серьезную травму, когда неправильно переходил дорогу. В процессе занятия дошкольники регулярно выражают свое отношение к ситуации перехода дороги. Основной результат связан с выработкой определенной системы ценностей. Она излагается в жизненной позиции ребенка. Для этого педагог подбирает определенное количество игр-драматизаций, в которых дети самостоятельно определяют свое поведение в различных дорожно-транспортных ситуациях. При этом очень важна компетентность педагогов по речевому развитию детей. Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения (в том числе по тематике ПДД), развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

В заключении следует отметить, что без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. И этому способствуют современные компьютерные технологии, в том числе различные компьютерные презентации и дидактические игры, направленные на формирование и развитие личностных качеств детей, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья в процессе перехода дороги. Применявшаяся компьютерная игровая технология “Игры для Тигры” для повышения продуктивности коррекционно-развивающих занятий, на наш взгляд, дает положительную динамику речевого развития детей и способствует формированию культуры безопасного поведения.

Литература

1.Л.Р. Лизунова Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие -Пермь: ПКИПКРО, 2008,-60с.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьюеров (педагогика третьего тысячелетия)/В.П. беспалько, -Москва-Воронеж: Изд-во Моск. Псих.-пед.ин-та;Изд-во «НПО «модек», 2002.


Поделиться:


Назад в раздел