Поиск по сайту

Проектная деятельность в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми коррекционной группы при изучении лексической темы «Транспорт»

Автор: Смирнова Л.В., воспитатель коррекционной группы ГБОУ ДОД детский сад №70 Приморского района Санкт-Петербурга


Проблема отсутствия системы коррекционно-воспитательной работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге и в транспорте решается через вовлечение дошкольников к проектной деятельности. В статье описан опыт внедрения образовательного проекта «Безопасный транспорт», рассматриваемый как действенный метод в работе с детьми с задержкой психического развития.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития детей, а также устранением у ребёнка имеющихся у него сопутствующих отклонений в развитии сенсорных функций, интеллектуальной деятельности, в развитии мелкой и общей моторики, а также подготовкой дошкольников к обучению в школе.

В нашем детском саду № 70 в состав коррекционной группы входят дети разного возраста от 5 до 8 лет с задержкой психического развития (ЗПР), задержкой речевого развития (ЗРР) и др. Известно, что у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) отмечаются различные нарушения в развитии личности, обуславливающие значительные сложности при формировании социальных связей и отношений, поэтому здесь необходима особая методическая и дидактическая помощь. У детей, с которыми мы работаем, весьма скудный запас слов, знаний и умений; они не уверенно действуют с предметами, почти у всех детей нарушена координация движений, внимание, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности. Это все осложняют организацию занятий с дошкольниками, у воспитателей и педагогов, работающих с этими детьми, возникла необходимость эффективно построить педагогический процесс в ходе коррекционной работы. Наблюдения и опыт показали, что учебная мотивация детей с ЗПР тоже резко снижена. Для того чтобы вызвать у детей с ОВЗ потребность в речи, подготовить их к социальной действительности мы стареемся создать особые уголки предметно-развивающей среды, игровые ситуации и действия с натуральными предметами, которые способствуют усилению учебной мотивации детей, пробуждению их речевой активности и бытовой социальной адаптации. Чтобы прийти к позитивным изменениям, проблемы нужно решать не хаотично, а прогнозировать, что требует от нас определенных способностей, в том числе проектировочных умений.

Я с коллегами нахожусь в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь от того, на сколько ребенок заинтересован происходящим, будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы. Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, на мой взгляд, является метод проектной деятельности. Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

В Федеральных государственных требованиях к структуре содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования и науки № 655 от 23.11.2009) выделена образовательная область «Безопасность», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

В настоящее время особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе. Перед нами стала проблема: отсутствие системы коррекционно-воспитательной работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге с привлечением к данной работе родителей. Не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям с ОВЗ и не достаточно уделяют этому время. Представленный проект «Безопасный транспорт» направлен на формирование у детей старшей коррекционной группы основы теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге. Целью нашего проекта стало формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса. В ходе проекта мы должны были:

-уточнить и дополнить представления детей о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге и в транспорте;

-закрепить представления о частях дороги, о переходе, некоторых дорожных знаках;

-закрепить знания о видах транспорта по лексической теме «Транспорт»;

- привить навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха, направленные на сохранение здоровья.

Реализация данного проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ), позволяет достичь конкретных результатов за короткий период. Тип нашего проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества, проект реализуется в рамках совместной деятельности: дети, педагоги, родители, социальные партнеры. В соответствии с договором о сотрудничестве таким партнером в работе по профилактике ДДТТ является ГБОУ ДОД «Моложежный творческий форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга. Сотрудники этого учреждения провели для воспитателей мастер-класс и семинар-практикум по использованию игровых технологий в работе с дошкольниками. Получив такую методическую поддержку и помощь, мы начали внедрение проекта «Безопасный транспорт» в практику. Мы понимали, что точное использование проектной технологии в нашей работе с детьми с ЗПР не возможно, т.к. во-первых, по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже; во - вторых, усвоение полученной информации проходит более длительный период времени. Существенную роль в данной работе оказывает учитель-дефектолог и педагог- психолог.

В реализации проекта используются различные виды деятельности. Например, в лексической теме «Транспорт» воспитатель организует наблюдение детей за дорожным движением в ходе экскурсии. Знакомит с различными видами транспорта ( трамвай, автобус), в зависимости от их назначения - пассажирский, грузовой, специальный (скорая помощь, милицейская машина). Знакомит детей с названиями профессий людей, работающих на транспорте. Дети изучают части автомобиля и их названия: кузов, кабина, капот, колеса, руль, тормоза, фары, подфарники и т.д. А учитель-дефектолог на своих занятиях, опираясь на уже знакомую детям лексику, решает коррекционные задачи, связанные с формированием у детей лексической системности, развитием словообразования, грамматических категорий.

Другой вид деятельности - игра. В игровой деятельности использовались: различные игровые упражнения ( «Азбука пешехода», «Внимание! Дорога», «Учись быть пешеходом» «Красный, жёлтый, зелёный», «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков», «Пешеходы и водители», «Угадай вид транспорта», «Водитель и пассажиры»; дидактические игры ( «Сложи картинку»; «Угадай вид транспорта»; «Как избежать неприятностей», «Кто чем управляет», «Найди такой же знак» ,«Автобус», «На чем я путешествую», «Узнай по описанию дорожный знак»); сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеходы», «Волшебный светофор», «Автобус», «ДПС»; театрализация: «Нарушитель и инспектор ДПС».

В двигательной деятельности использовались подвижные игры: «Автомобилисты», «Кто быстрее доедет», «Как избежать неприятностей», «Трамвай». Активно использовались физкультурные минутки: «Ракета»; «Машинист» «Автобус», комплексы утренней, зрительной, пальчиковой гимнастики.

В книжном уголке дети рассматривают иллюстрации: «Виды транспорта», «Профессиональный транспорт», «Дорожные знаки», иллюстрации по ПДД, пополняли словарь дорожной грамотности. С детьми проводились беседы: «Что вы знаете о правилах безопасности?», «На чём люди ездят», «Всем ребятам надо знать, как по дороге правильно шагать»; «Как надо вести себя в общественном транспорте?», «Пассажирский транспорт», «Труд водителей». Дети вместе с родителями участвовали в выставках детских рисунков: «Дорожные знаки», «Транспорт на дорогах города», «Придумай свой дорожный знак»; с удовольствием делают аппликации на тему: «Светофор»; лепку на тему: «Самолет»; все вместе участвуют в создании макетов на дорожную тематику.

Особая роль отводится работе с родителями, бабушками и дедушками по теме «Транспорт». Так, с родителями проводились беседы и консультации по темам: «Как обучить ребёнка правилам поведения на дороге и в транспорте», «Родителям о правилах дорожного движения», «Школа безопасности». Затем родителям выдаются памятки «Советы родителям дошкольников».

В заключении, следует отметить некоторые итоги реализации проекта «Безопасный транспорт»:

1. Дети познакомились со значениями слов: дорога, автомагистраль, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор.

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспортных средств.

3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

5. Сформировали готовность родителей коррекционной группы к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Анализируя роль проектной деятельности в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, можно отметить, что эффективность коррекционно-воспитательной работы по данной тематике определяется чёткой организацией жизни детей в детском саду, совместной работой педагогов и родителей,
правильным распределением нагрузки в течение дня, а также преемственностью специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре).


Поделиться:


Назад в раздел