Поиск по сайту

Единое информационное пространство ГБОУ гимназии №105

Автор: Агейчев О.М.


Единое информационное пространство гимназии рассматривается с позиции процесса обучения и включает вопросы создания единой информационной сети учреждения.

В настоящее время для решения задач эффективного обучения необходимо использовать на новом уровне процесс накопления и обработки информации, возможности применения единых информационных баз.

Использование единой информационной базы позволяет хранить и обрабатывать всю педагогическую информацию (содержание образования, ученики, учителя, процесс обучения, результаты).

Необходимо отметить, что в системе общего среднего образования циркулируют многочисленные документы, содержащие различные данные (классный журнал, личный листок по учету кадров, планы работ, статистические данные и т.д.). Данный объем документов необходимо обрабатывать в строго обозначенные сроки.

Для ведения обучения в гимназии часто уже недостаточно имеющихся методов хранения и обработки всей педагогической информации. В нашей гимназии была разработана модель внедрения информационных технологий. Модель предусматривает гибкую систему внедрения информационных технологий как в управление, так и в учебный процесс.

Очевидно, что с существенным увеличением объема информации для обучения необходим пересмотр существующих подходов по созданию информационного пространства гимназии, существенно отличающихся от тех, которые имеются в современной школе.

Так для решения задач эффективного обмена, накопления и обработки информации в сфере общего среднего образования необходимо использование единых информационных баз.

Исходя из вышеизложенного, актуальность рассматриваемого вопроса определяется необходимостью совершенствования эффективного обмена, накопления и обработки информации в сфере общего среднего образования:

- необходимостью реализации все возрастающих требований к качеству обучения;

- увеличением объема информации и усложнением знаний;

- необходимостью формирования успешной, интеллектуально и творчески развитой личности, творческих возможностей учеников;

- необходимостью сокращения организационных затрат и материальных ресурсов.

По данным проведенных исследований, доказано [1], что процесс обучения в современных условиях требует самостоятельных, оригинальных решений в ходе создания единого информационного пространства гимназии.

В основе системы общего среднего образования находится процесс обучения, который является главной и определяющей частью всей системы. Поэтому в первую очередь должны рассматриваться задачи, связанные с процессом обучения. Понимая важность других подсистем (материально-техническое обеспечение, бухгалтерский учет и т.п.) тем не менее, отметим, что они являются вспомогательными и предназначены для соответствующего обеспечения основной составляющей. Таким образом единое информационное пространство гимназии представляет совокупность технических и программных средств, научно-методические разработки и на наш взгляд самый важный компонент – кадры.

Отметим интересный факт: именно информатизация этих вспомогательных подсистем наиболее продвинутая, так как сюда достаточно просто переносятся готовые результаты из других отраслей. Информатизация же процесса обучения очень специфична и требует самостоятельных, оригинальных решений.

Процесс обучения – это целостный объект (система). Целостность его обуславливается способностью, при ограниченном числе элементов, к функционированию, относительно независимому от других объектов. Если установились взаимодействия ученика, учителя и содержания образования в отведенное время – значит, обучение состоялось. Учет связей этих четырех элементов определяет природу дидактического мышления – соотнесение всех четырех компонентов как необходимого условия решения дидактических задач.

Следовательно, единая информационная база должна включать информацию о содержание образования, ученике, учителе, процессе обучения, результатах. Естественно, что подобное информационное обеспечение существует и на сегодняшний день представлено в подавляющем большинстве на бумажных носителях в следующем виде:

1. содержание образования – базисный и региональный учебные планы, федеральный и национально-региональные стандарты, учебный план школы, разного рода программы по предметам, учебники и т.п.;

2. ученик – различные анкеты, справки, характеристики, классный журнал и т.п.;

3. учитель – личный листок по учету кадров, документы о повышении квалификации, данные по категории и выполняемой нагрузке и т.п.;

4. процесс обучения – поурочные планы, основная проблематика, над которой работает регион, школа, классный журнал и т.п.;

5. результаты – итоги работы региональной, муниципальной образовательной системы, образовательных учреждений, классные журналы и т.п.

Многоуровневая система моделей содержания образования, включает модель содержания образования, информационную модель учителя и ученика. Электронная модель учебника служит основанием для создания тестовой системы контроля по каждому параграфу, которая потом и используется в режиме тестирования. Таким образом, можно говорить о создании в школе информационной модели содержания образования.

Опираясь на основные психологические характеристики ученика, строится внутришкольный психологический мониторинг, который вместе с педагогическим мониторингом, мониторингом здоровья образуют внутришкольный образовательный мониторинг. Таким образом, можно говорить о создании в школе информационной модели ученика.

В связи с процессом обучения, учитель предстает совокупностью своих календарных поурочных планов и планами проведения уроков, что позволяет говорить о создании, в определенных пределах, информационной модели учителя. В эту модель также входят данные по обратной связи – учитель глазами учеников, которые формируются в информационной модели ученика.

На основании информационной модели школьного содержания образования с учетом особенностей учеников (информационная модель ученика) производится оптимальное распределение учебного времени по критерию минимизации перегрузки учащихся.

Полученные результаты включаются как необходимая составная часть в информационную модель содержания образования, позволяя говорить, в частности, о создании оптимального учебного плана школы.

Собственно процесс обучения – последовательность уроков – представляется как последовательность планов проведения этих уроков из информационной модели учителя.

В качестве результатов выступают итоговые показатели внутришкольного образовательного мониторинга.

Научно- методическое обеспечение единого информационного пространства гимназии может включать:

  1. Учебно-методические комплексы с методическими рекомендациями по их применению;
  2. Банки лекций;
  3. Модули тестирования;
  4. Элективные курсы;
  5. Дидактические материалы;
  6. Авторские разработки;
  7. Электронные учебники;
  8. Методические рекомендации по применению разработанных материалов.

Програмно-технические средства, применяемые в системе образования гимназии включают:

  1. Штатная техника (сервер, АРМы, сетевое и офисное оборудование);
  2. Мультимедиа программное обеспечение;
  3. Программное обеспечение по Интернет технологиям;
  4. Офисное программное обеспечение;
  5. Графические пакеты программ;
  6. Слайды и фильмы по предметам подготовки;
  7. Плакаты, стенды, макеты.

Перспективная структура единого информационного пространства гимназии включает:

Проблемные вопросы создания единого информационного пространства гимназии

Рассмотрим более подробно трудности с которыми мы сталкиваемся при создания единого информационного пространства гимназии.

В настоящее время в рассмотренной выше модели формирования единого информационного пространства гимназии наблюдается ряд негативных тенденций, вследствие которых снижается качество обучения.

Причины этих негативных тенденций складываются из многих отрицательных факторов, сопровождающих учебный процесс в настоящих условиях. При этом на качество обучения оказывают непосредственное влияние такие факторы, как состояние учебной материально-технической базы гимназии, уровень общей информационной подготовки педагогов предметников, мотивация преподавателей и учеников, использование устаревших технологий, а также устаревшие методы работы.

Отсутствие надлежащих условий приводит к появлению недостатков. Из недостатков возникают противоречия между:

- увеличением объема знаний и ограничением использования единого информационного пространства гимназии;

- территориальными ограничениями образовательного пространства гимназии и уровнем развития информационных технологий;

- уровнем развития информационных технологий и способами их применения в системе образования гимназии;

- требованиями к системе образования и технологиями, применяемыми в образовательной деятельности гимназии.

Данные противоречия порождают следующие проблемы:

- техническая проблема создания единого информационного пространства для обеспечения образовательной деятельности гимназии;

- проблема мотивации педагогов для внедрения единой информационной базы в учебный процесс гимназии;

- проблема уровня подготовленности педагогов для работы в едином информационном пространстве;

- отсутствие должного методического обеспечения функционирования единого информационного пространства гимназии.

Для разрешения указанных проблем необходимо решить частные задачи:

- создание должной материально-технической базы единого информационного пространства гимназии;

- формирование требуемого уровня знаний информационных технологий преподавателей предметников;

- разработка и наполнение информационного пространства гимназии образовательными ресурсами;

- разработка методического обеспечения функционирования единой информационной базы гимназии.

Таким образом, основная задача на сегодняшний день – формирование высокого уровня знаний информационных технологий преподавателей.

Для разрешения указанных трудностей предлагаются следующие пути.

В области формирования требуемого уровня знаний информационных технологий преподавателей предметников необходимо:

1. Формировать у преподавателей умения работать с новыми информационными технологиями (курсы, консультации, семинары, конференции);

2. Разрабатывать тематическое планирование с учетом ведения единой информационной базы гимназии (учебные планы и программы);

3. Использовать инновационные возможности информационных технологий в наполнении информационной базы гимназии.

4. Разрабатывать и публиковать методические материалы в информационном пространстве гимназии.

5. Распространение передового опыта, методов обучения с применением новых информационных технологий.

В рамках задачи создания единого информационного пространства гимназии:

1. разработать рациональную схему организации локальной вычислительной сети гимназии.

2. Создать необходимый технический комплект средств обеспечения образовательной деятельности гимназии.

3. Создать необходимый набор программных средств обеспечения образовательной деятельности гимназии.

В области разработки методического обеспечения необходимо:

1. Создать базу данных дидактических материалов (слайд-фильмов, методик, буклетов, материалов семинаров и конференций и др.);

2. Разработать модель единого информационного пространства гимназии в образовательной деятельности гимназии;

3. Разработать предложения по тематическому составу курсов для обеспечения функционирования единого информационного пространства гимназии;

4. Разработать методику применения новых информационных технологий в образовательной деятельности гимназии.

В области разработки и наполнения информационного пространства гимназии образовательными ресурсами необходимо создать базу данных гимназии и располагать материалы на сайте:

1. методические указания;

2. справочники;

3. конспекты лекций;

4. пособия к домашним работам и проектам;

5. примеры заданий , экзаменов, ЕГЭ и их решений;

6. публикации учеников;

7. электронные библиотеки;

8. архив часто задаваемых вопросов и ответов к ним.

Направления дальнейшего совершенствования информационно-образовательного пространства гимназии:

1. Создать условия для более активного внедрения и использования ИКТ в образовательном процессе, обеспечить возможность для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации.

2. Интегрировать разрозненные подразделения и службы школы для решения проблемы качественного изменения информационной среды системы образования.

3. Создать общедоступную базу данных в области гуманитарных, естественных и социальных наук, условия для удаленного (дистанционного) доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим процесс непрерывного образования (самообразования) педагогов и учащихся на основе внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий на базе сети Интернет.

4. Создание, внедрение и использование методических и дидактических средств обучения на базе возможностей современных средств вычислительной техники и информационных технологий, электронных библиотечных систем.

5. Продолжить дальнейшую деятельность по обучению учителей работе с современными средствами вычислительной техники и информационными технологиями, их использованию для решения задач образования учащихся в соответствии с современными требованиями общества;

6. Разработать механизм распространения опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

7. Продолжить приобретение и внедрение перспективных технических и программных средств для решения перечисленных выше задач, модифицирование информационного обеспечения педагогического процесса на основе информационных технологий.

Таковы основные проблемные вопросы функционирования единого информационного пространства гимназии, которые, на наш взгляд, целесообразны в интересах повышения эффективности обучения.

В заключении необходимо отметить, что практически все рассмотренные направления носят комплексный характер, достаточно трудоемки, а их решения взаимосвязаны и взаимозависимы.


Приложения: Внедрение информационных технологий в управление ОУ; Внедрение информационных технологий в урочную деятельность; Внедрение информационных технологий во внеурочную деятельность; стратегия перехода школы на новый качественный уровень;



Литература

[1] Матрос Д.Ш. «Информатизация общего среднего образования». М.: Педагогическое общество России, 2004.__

[2] Карлов Н.В. «Вселенная образования: давно осознанная необходимость и склонность к учению». Электронный журнал «Исследовано в России»: 2-62, 2001. —http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2001/002.pdf


Единое информационное пространство ГБОУ гимназии №105

Назад в раздел