Поиск по сайту

Автор: Пименова Н.К.


Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект, в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам.

К сожалению, при обучении детей младшего школьного возраста, учителями не всегда учитываются их возрастные психофизические особенности. Вследствие чего, возникает проблема успешности обучения иностранному языку.

Одной из наиболее распространенных ошибок учителей является использование однообразных форм работы, как в процессе преподавания английского языка, так и в рамках одного урока. Необходимо учитывать тот факт, что интерес к заданиям у младших школьников исчезает через 10-15 минут, поэтому методика преподавания английского языка в начальной школе предусматривает частую смену видов деятельности на уроке. Задания, которые дает педагог, должны быть ориентированы на различные виды восприятия: озвучивание, практическое действие, письмо и зрительную опору.

В связи с этим, тема доклада «Технология использования коллажа на уроках английского языка в начальной школе» представляется актуальной в рамках школьного образовательного процесса. Использование технологии коллажа как средства обучения английскому языку кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Прием коллажирования на уроках английского языка позволяет ознакомить учащихся с любым тематическим материалом и служит наиболее эффективной формой обучения. Кроме того, такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументировано проводить презентацию конечного результата.

В своем докладе хотелось бы сделать акцент на применении этой технологии в своей собственной педагогической деятельности. В работе с детьми младшего школьного возраста чаще всего коллаж применяется на этапах диагностики усвоения темы и рефлексии (проверки эмоционального состояния детей в конце урока).

Так ученики 2 «Б» класса 31 школы, работая в парах, создавали коллажи по теме «чтение гласной Aa и Ii в закрытом и открытом слогах. Урок и создание коллажей был направлен на диагностику усвоения учениками этой темы. Коллаж, которой должен был получиться по окончанию работы, назывался «кошки – мышки» (Приложение №1). В основе для коллажа, который раздавался детям, было два недостроенных домика для кошек и мышек, а задачей детей было достроить эти домики согласно заданию учителя. Установка к заданию звучала следующим образом.

Установка к заданию:

«Ребята, вы узнаете этих героев? Кто это?

Как вы знаете, Том и Джерри в мультике постоянно конфликтуют друг с другом. И чтобы не ругаться каждой из них построил себе домик. Но домики они достроить не смогли и попросили, чтобы вы помогли им это сделать. Для начала вам нужно прибить к ним доски. На каждый домик выделено 8 дощечек (Приложение №2), а на два домика всего 16 дощечек. Но дощечки у нас не простые, а волшебные – на них написаны слова. И каждую дощечку нужно прибить к домику таким образом, чтобы чтение слова на ней совпадало с правилом чтения слова, которое написано на домике. Но только не перепутайте, а то Том и Джерри снова поругаются. А после того, как вы достроите домики, вам нужно будет оформить ваши коллажи, чтобы вокруг домиков были трава и цветы, на небе сеяло солнышко и Том с Джерри были красивые! На эту работу у вас есть 20 минут, а после этого каждая пара представит нам, что у нее получилось и прочитает слова на каждом домике. Удачи Вам!»

Коллаж составлен таким образом, что его выполнение может быть не только индивидуальным, но и парным, групповым или даже фронтальным. Все зависит от пожелания учителя и целей, которые он преследует. Коллажей может быть выполнен с применением ТСО, если в этом есть необходимость. Плюсом же создания коллажей в традиционной форме, с использованием бумаги и концелярских принадлежностей, является то, что по окончании работы, учитель может украсить класс коллажами учеников, которые, вместо скучных таблиц учебника, смогут служить им прекрасной подсказкой и напоминанием о правилах чтения английских слов.

Для учителя такая форма работы является эффективным способом проверки уровня усвоения учениками темы урока. В свою очередь для детей, как показала рефлексия в конце урока, такая форма работы стала возможностью: практического применения полученных на уроке знаний, способом проверить правильность их усвоения, работы в паре со своими одноклассниками, проявить творчество, продемонстрировать группе результат своего труда и т.д.

Эффективным также является применения технологии коллажа на уроке в процессе проведения рефлексии. Коллаж можно применять, как для определения эмоционального состояния детей в конце урока, так и для понимания, что нового для себя узнали дети в течение урока. Так в своей практической деятельности, на этапе рефлексии мною использовались коллажи «Дерево эмоций и знаний» и «Олимпийская гора». Благодаря данной технологии, ученики были более эмоционально открыты, смогли объективно оценить свою работу на уроке и приобретенные знания.

Коллажи могут широко использоваться в практической работе с детьми на всех школьных предметах. С их помощью у ребенка расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Кроме того, коллаж это один из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой, а это означает, что у учеников в процессе такой работы развиваются такие умения, как: быстро переключаться на новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию. Все это является необходимым условием для подготовки школьников к жизни в современном мире.

Приложения


Поделиться:


Назад в раздел