Поиск по сайту

Проект «Физическая и информационная безопасность личности учащегося в современном информационном обществе»

Автор: Васильева О.Е., Виссарова И.А., Федорова Т.Г.


В настоящее время информатизация охватила практически все сферы деятельности современного человека. Интернет, персональные компьютеры, мобильные телефоны, гаджеты и другие средства информационной коммуникации стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они скрашивают досуг, помогают в быту, работе и учебе, способствуют интеллектуальному и культурному росту человека.

Важную задачу информатизация общества ставит и перед системой образования: посредством использования информационных технологий сформировать и развить познавательные интересы учащихся, воспитать творческую личность, способную самостоятельно приобретать и применять необходимые знания для решения жизненных проблем. Владение новыми информационными технологиями является залогом успешности, обеспечивающим нашим выпускникам конкурентноспособность и востребованность в их будущей профессиональной жизни.

Однако, наряду с явно положительными последствиями информатизации, существует и множество острых проблем, связанных преимущественно с ненадлежащим качеством используемых информационных ресурсов, а также с негативным воздействием средств информации на личность и здоровье человека. Особенно страшно осознавать, что жертвами информационной революции часто становятся наши дети. Будучи заложниками виртуального мира социальных сетей и компьютерных игр, они нередко полностью утрачивают интерес к живому общению, теряют смысл жизни.

Известно, что обеспечение государством безопасности личности детей в информационном обществе является требованием международного права, которое нашло свое отражение и в российском законодательстве. С декабря 2010 года в РФ действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а с июля 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Однако, несмотря на очевидные попытки государства оградить личность ребенка, подростка от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, проблема сохранения здоровья наших детей в современной информационной среде еще длительное время не утратит своей актуальности и, безусловно, должна решаться на уровне каждого образовательного учреждения и каждой семьи в отдельности.

Не менее значимой данная проблема является и для нас – учителей ГБОУ СОШ №463. Поэтому, получив в начале 2012 года предложение от информационно-методического центра подключиться к работе над реализацией проектов программы «Здоровье детей и подростков Выборгского района», мы с готовностью ответили на него, проанализировали материалы мониторингов, проводимых в школе, провели дополнительные исследования по интересующим нас темам:

· статистика по образу жизни учащихся (использование в быту и учебе технических средств получения информации);

· статистика по здоровью учащихся (заболеваемость);

· анализ успеваемости учащихся;

· результаты опроса учителей-предметников, классных руководителей, родителей (о влиянии игровой и интернет - зависимости на поведение и учебную деятельность учащихся);

· факты по низкому уровню информационной культуры учащихся.

В результате проведенной работы нами были выявлены следующие проблемы:

· использование учащимися недостоверной информации, распространяемой в Интернете;

· угроза безопасности пользователей Интернета;

· мошенничество в информационном пространстве и невозможности защититься от него;

· легкий и бесконтрольный доступ детей и подростков к информации, которая имеет возрастные ограничения;

· вредное влияние избыточного нахождения за компьютером для здоровья детей и подростков, и как, следствие, неумение и нежелание выстраивать отношения с людьми в реальном мире;

· развитие различных форм зависимости и агрессии в поведении учащихся;

· нежелание или неумение многих родителей заниматься данными проблемами.

На основании этого мы инициировали в нашей школе проект «Физическая и информационная безопасность личности в современном информационном обществе» и с февраля 2012 года приступили к его реализации. Он представляется нам особенно значимым и актуальным в современных образовательных условиях - на этапе внедрения ФГОС второго поколения. Согласно его требованиям у каждого школьника должны быть сформированы:

· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности [1].

Наш проект долгосрочный: закончить работу над ним мы планируем в мае 2015 года.

Целью проекта является создание условий для сохранения и укрепления физического и психоэмоционального здоровья участников образовательного процесса в ГБОУ СОШ № 463 посредством повышения уровня информационной культуры и знаний о безопасном использовании современных технических средств информации.

На каждом этапе проекта решались свои различные задачи. К наиболее важным среди них относится профилактика компьютерной, игровой и интернет-зависимостей, формирование соответствующей культуры использования «новых информационных технологий», и, безусловно, развитие у наших школьников универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных).

Проект ориентирован на учащихся с 5-го по 11-й класс и их родителей, учителей и медицинских работников нашей школы. Его длительные сроки реализации позволяют вовлечь в проектную деятельность достаточно большое количество школьников, что, несомненно, позволит планомерно отследить, как изменяется их уровень знаний и отношение к изучаемой проблеме в целом, оценить личностные результаты участников проекта.

В проектной работе нам активно помогают партнеры: Центр социальной помощи семьи и детям Выборгского района, Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района, Центральная городская детская библиотека имени Пушкина и компания DaОffice.

Рис. 1. В Центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина.jpgДля активизации интереса к проекту мы используем различные формы внеурочной деятельности: конкурсы плакатов; тренинговые занятия; круглые столы и совместные семинары с партнерами проекта – специалистами выше названных психолого-социальных служб района. Под нашим руководством ученики старших классов провели и самостоятельно проанализировали результаты трех мониторинговых исследований: первый опрос определял уровень информационной культуры учащихся 7-х – 11-х классов, второй - выявлял их отношение к компьютерной, игровой и интернет-зависимости, третий - был посвящен культуре общения в социальных сетях.

Рис 1. В Центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина

В ЦГДБ

С большим интересом наши школьники участвуют и в тематических экскурсиях. Наибольший отклик у них вызвало посещение выставки
новых информационных технологий в ЦГДБ
имени Пушкина, на которой были представлены уникальные средства для безопасного, рационального поиска и обработки информации: говорящие роботы, интерактивная сфера, электронная лупа и другие технические новинки. После посещения выставки каждый из сорока экскурсантов написал эссе. Многие из учащихся отметили, что кардинально поменяли свое отношение к современной библиотеке, которая, к их удивлению, оказалась настоящим мощным центром, использующим самые передовые технологии в области информационных коммуникаций!

Рис. 2. Суд над компьютерными играми.jpgРис. 3. Ток-шоу Социальные сети.jpgЯркими и запоминающимися стали для нас и два открытых районных мероприятия: «Суд над компьютерными играми», проведенный силами учащихся 9-х классов в мае 2012 года, и ток-шоу «Социальные сети. Два лица: свое и чужое» для учащихся 9-х – 11-х классов, состоявшееся в феврале 2013 года.

Рис 3. Ток-шоу Социальные сети

Рис 2. Суд над компьютерными играми

В ходе реализации нашего проекта мы создали несколько промежуточных продуктов:

· тематические мультимедийные презентации и видеоролики (рекламного, обучающего, практико-ориентированного характера);

· памятки – рекомендации для классных уголков по безопасному использованию Интернета, компьютерных игр и т.д.;

· готовые разработки мероприятий в технологии коллективной творческой деятельности.

Но самым важным результатом и одним из главных системообразующих факторов развития нашей проектной деятельности мы считаем нашу безопасную социально-образовательную сеть «Школа 463», которая стала действовать с декабря 2013 года. Наша сеть – закрытая, посторонних в ней нет – только члены школьного сообщества: ученики и учителя, предварительно подавшие заявку и прошедшие необходимую регистрацию. Основное требование ко всем участникам – это соблюдение морально - этических норм и нравственных принципов, которые были совместно разработаны в течение первых месяцев после создания сети. К настоящему моменту она насчитывает более 200 участников, многие из которых являются в свою очередь членами более 50-ти различных тематических групп. Наряду с предметными группами, созданными нашими педагогами для оказания дистанционной помощи своим ученикам, в сети «Школа 463» действует и множество других, в которых функции администраторов исполняют сами школьники. Наши учащиеся становятся своего рода учителями в областях, которые они уже освоили. Так появились группы «Графический и Мультимедиа дизайн, программирование на Аndroid», «Программирование на языке Mindstorms NXT-G; Robolab; C++», «Верстка и веб-дизайн», «Помощь пользователям с программами OpenOffice.org 3.4.1 и LibreOffice 3.5», «Задачи на логику», «Компьюлента», «Питание», «Рецепты» и многие другие. Также в нашей сети учащиеся инициировали несколько проектов, которые были удачно завершены в этом и будут продолжены в следующем учебном году: «День дублера», «КВН», «Что? Где? Когда?».

Для каждого участника сети созданы все условия для самореализации как через работу в группах, так и посредством формирования личного сетевого пространства - размещения необходимой информации: музыки, фотографий, мультимедиа файлов и других различных документов. Примечательно, что если в сети появляется информация неподобающего содержания, на нее оперативно реагирует большая часть сетевого сообщества, сразу же информируя администраторов о выявленных нарушениях. Нежелательная информация удаляется, а ее автор получает предупреждение о неукоснительном соблюдении морально-этических норм сетевого взаимодействия.

С момента создания школьной сети прошло полгода. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что наша «Школа 463» является не только безопасной средой для обучения и обмена интересной информацией, но и средой, в которой мы вместе формируем культуру общения в информационном пространстве, являющимся платформой для личностного роста наших учеников, их интеллектуального и духовного развития.

Наш проект уже начал приносить пользу: учителя, ученики и их родители стали чаще задумываться об отрицательных последствиях нерационального чрезмерного использования технических средств информатизации. Ребята более охотно обсуждают с нами проблемы безопасности в сети, большая часть учеников осознанно выполняют рекомендации, разработанные в ходе нашей совместной деятельности. Проект продолжается, впереди у нас – решение не менее актуальных задач. Чем глубже мы погружаемся в проблему проекта, тем больше открываем различных направлений его реализации. Надеемся, что нам удастся пройти по большинству из них и провести по ним наших учеников, а возможно, и передать им наш путеводный факел.



Источники информации и литература:

1. http://base.garant.ru/70188902/ (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

2. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

3. http://base.garant.ru/12181695/ (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)

4. http://base.garant.ru/70207766/( Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

5. Левченко И.В., Карташова Л.И. Подготовка преподавателей к формированию познавательных интересов школьников средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – 2006. – № 1(3)

6. Генедина Н. И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Генедина. − М.: Просвещение, 2002. − 337 c.

7. Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школах и детских библиотеках / О.К. Громова. − М: Профессия, 2009. − 312с.

8. Левченко И.В., Карташова Л.И. Подготовка преподавателей к формированию познавательных интересов школьников средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – 2006. – № 1(3)

9. Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития: Педагогическая информатика / Л.Н. Макарова. − М.: Знание, 2003. − 174 с .

10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

11. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.


Проект «Физическая и информационная безопасность личности учащегося в современном информационном обществе»

Назад в раздел