Поиск по сайту

ФГОС как фактор повышения эффективности образовательной среды

Автор: Ковалева М. И.


«Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды»

Михаил Васильевич Ломоносов


Филологическое образование всегда находилось в центре внимания педагогического коллектива. Являясь районным ресурсным центром, гимназия работала по теме «Школа – центр речевой культуры». В результате работы учителями были подготовлены новые учебно-методические материалы, готовые к использованию в практической деятельности образовательных учреждений города по следующим темам:

- «Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку, связанный с вопросами культуры речи учащихся»

- «Типичные речевые и грамматические ошибки учащихся и роль учителя в организации работы по их предупреждению и устранению»

- «Овладение учащимися грамматическими нормами литературного языка при изучении морфологии и синтаксиса»

- «Формы работы учителя по обогащению активного словаря учащихся и предупреждению речевых и грамматических ошибок»

- «Развитие языковых способностей учащихся в работе с текстом».

С 2012/2013 учебного года продолжила эту работу в статусе опытно-экспериментальной площадки по новой теме: «Особенности филологического образования, новый федеральный государственный образовательный стандарт».

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения его введения.

При практической реализации ОУ ФГОС общего образования необходимо уделить особое внимание части их собственной компетенции и ответственности, определенной в ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в т. ч.:

- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

- разработка и утверждение образовательных программ;

- прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

- определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников;

- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В 2013/2014 учебном году экспериментальная работа в гимназии ведётся на экспериментально-преобразующем этапе, целью которого является: «Проектирование технологических требований к реализации ФГОС основного образования». Для достижения поставленной цели необходимо:

1. Спроектироватьтехнологические требования к реализации ФГОС основного образования.

2. Определить нормативные документы, в которых прослеживается самостоятельность, инициативность и ответственность старшего школьника.

3. Апробировать технологии ФГОС как фактора повышения качества гуманитарного образования в условиях современной школы на примере изучения ряда учебных дисциплин: словесность, иностранный язык, история, обществознание, история города и др.

4. Выявление имеющихся ресурсов педагогического коллектива для реализации ФГОС ООО.

5. Разработать концепцию и структуру модели технологических требований для изучения учебных дисциплин гуманитарных предметных областей.

6. Сформировать рабочие группы и организовать экспериментальную работу по использованию технологических ресурсов в преподавании предметов гуманитарного цикла.

7. Разработать новые ресурсы для пополнения этой среды с учетом потенциала гуманитарных аспектов естественнонаучных дисциплин и целевой программы «Здоровье»

8. Диагностировать эффективность технологий ФГОС для повышения качества гуманитарного образования на основе анкетирования всех участников образовательного процесса.

Необходимо отметить, что термин «Технология» развивался во времени. Изначально, в переводе с греческого, слово «techne» означало искусство, мастерство, умение. В 90-х годах XX столетия под этим словом понимались «приемы научной организации труда, с помощью которых наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения». В XXI столетии под технологией обучения понимается «совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств»

Таким образом, проектирование модели технологических требований в работе учителя при формировании ключевых качеств учеников старшей школы: самостоятельности, инициативности, ответственности предполагает такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действии представлены в определенной последовательности и достигают прогнозируемого результата.

Нормативные документы - это, как следует из названия, документы, устанавливающие нормы, стандарты, определяющие правила деятельности образовательного учреждения. Также в этом разделе находятся документы информационного характера. Нормативными документами, в которых прослеживается самостоятельность, инициативность и ответственность старшего школьника, относятся:

1. Основная образовательная программа: должна содержать индивидуальные образовательные программы школьников, включающие профильные предметы, элективные курсы, модули. Самостоятельность проявляется в возможности выбора. Инициативность – в проектной, исследовательской, творческой деятельности. Ответственность – в самооценке, рефлексии, взаимооценке.

2. Учебная программа: включает урочную и внеурочную деятельность, которая фиксируется в расписании.

3. Положение о критериях оценки.

4. Рабочая программа по предмету.

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Рабочая программа включает в себя определённый учебно-методический комплекс, ядром которого является учебник. Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Текст - это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности. Поэтому ресурсы педагогического коллектива направлены на технологии ФГОС по работе с текстом.

Одним из примеров работы с текстом является деятельность методического объединения учителей естественнонаучного цикла «Фреймовые модели». Учителя представили опыт работы на семинаре «Теоретический анализ как составная часть ОЭР».

Фрейм - (англ. frame — «каркас» или «рамка») - способ представления знаний в искусственном интеллекте, представляющий собой схему действий в реальной ситуации. Первоначально термин «фрейм» ввёл Марвин Минский в 70-е годы XX века для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Фрейм - это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.

Фреймы используются в системах искусственного интеллекта (например, в экспертных системах) как одна из распространенных форм представления знаний.

Предметные знания отображаются в виде фреймов. В управлении в ходе поиска решения строится дерево, называемое «деревом целей». Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными. В том числе, дерево целей позволяет выявить, какие возможные комбинации обеспечат наилучшую отдачу. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели.

Потребности развивающегося общества, обусловленные динамичным развитием в последнее десятилетие, требуют от системы образования XXI в. более гибкого реагирования на изменения в социальной среде, адаптации к ним. Именно поэтому Правительством РФ принята концепция модернизации системы образования, в которой подчеркивается, что важнейшей целью модернизации должно стать создание системы постоянного обновления образования на основе поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений. Ведь возникновение и становление образовательных учреждений нового типа прошли определенный период в своем развитии, какие-то элементы ранее инновационной деятельности приобрели черты репродуктивной деятельности, их функционирование стабилизировалось.

Чтобы знать и видеть достижения образовательных учреждений, педагогический коллектив знакомится с работой коллег и традиционно принимает участие в важных событиях педагогической общественности:

- V научно-практической конференции «Открытое образование. Педагогика текста». Тема конференции 2013/2014 учебного года «В поиске смыслов и ценностей».

- Десятой международной научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья «Научно-методическая, научно-практическая и просветительская деятельность гимназий» (Ассоциация гимназий).

- Второй Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация общего образования: поиск проблем и решений», РГПУ им. А. И. Герцена.

- Семинар ГБОУ гимназия № 116 Приморского района «Формы исследовательской работы со школьниками и способы привлечения к ней в урочной и внеурочной деятельности» (Ассоциация гимназий).

- Научно-практический семинар «Подготовка и представление инновационных продуктов» (ИМЦ Адмиралтейского района)

- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Педагогическая наука и современное образование», РГПУ им. А. И. Герцена.

- Семинар «Теоретический анализ как составная часть ОЭР», на базе ГБОУ гимназии № 74.

- V Всероссийская конференция «Школа нового поколения: образовательная сеть как ресурс развития»

- Участие в работе V Международной конференции «информационные технологии для Новой школы» (РЦОКОиИТ)

- Участие в работе научно-практической конференцию «Школы – экспериментальные площадки Герценовского университета» …

Особенности введение ФГОС ООО можно разделить на две составляющие: одна обусловлена спецификой самого стандарта, а вторая – связана с системными изменениями, происходящими с системой образования.

Ведущими принципами ФГОС являются принципы преемственности и развития. Они реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ – первом компоненте стандарта, ведущим и системообразующем. Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). Если под метапредмеными результатами в начальной школе подразумеваются универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять, систематизировать учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В основе темы экспериментальной работы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантировать доступность, качество и эффективность образования.


Поделиться:


Назад в раздел