Поиск по сайту

Государственная политика в области духовно-нравственного развития школьников

Автор: Тюляева Тамара Ивановна – к.и.н., доцент кафедры методики преподавания истории, социо-гуманитарного образования и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


На чём должна основываться система образования, каким принципам должно соответствовать содержание образовательного процесса, чтобы подрастающее поколение взрослело и социализировалось на высоких духовно-нравственных основаниях, полное многообразие культурного опыта человечества, при этом являлось бы патриотами и достойными гражданами РФ, могло бы бесконфликтно существовать в поликультурном пространстве России и мира? Это главная проблема государственной образовательной политики в области духовно-нравственного развития личности.

Формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной системы образования. Это сложный, многоплановый и многоаспектный процесс. От него зависит культурно-исторической эпоха, формирующая образ жизни народа и сознание человека.

В статье 26 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…».

Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая 14 декабря 1960 г., устанавливает тот факт, что «родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определённых законодательством … обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями».

В Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений установлено право «вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели» (см. статью 6). В этом международном документе особо указывается, что «права и свободы, провозглашённые в настоящей Декларации, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике» (см. статью 7).

В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям мировых религий; религия присутствует в государственной школе и право граждан на религиозное образование конституционно закреплено. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями собственной национальной культуры, а также с убеждениями, принятыми в семье. Поэтому уже в школе необходимо формировать представление о религии как социокультурном феномене, важнейшей составляющей мировой культуры.

Законодательством Российской Федерации определён социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

В Национальной доктрине образования РФ, принятой в 2000 г., обозначены приоритеты функционирования школы в социуме и поликультурном мире, также цели сохранения, распространения и развития национальной культуры, степень уважения к культурному наследию народов России, приоритеты воспитания патриотов, граждан правового, демократического государства, которые уважают права и свободы личности, проявляют национальную и религиозную терпимость.

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывает на то, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряжённости на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий.

В Послании Президента в 2004 г. Путина о построении и развитии открытого гражданского общества была сформулирована установка на современный национальный идеал гражданина России, принимающего и осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающих духовные и культурные традиции российского народа.

В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных на заседании Правительства РФ 09.12.2004 одним из важнейших ориентиров образования названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом, и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России.

Документы, определяющие приоритетное значение формирования знаний по религиозной культуре и истории религии народов России – концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Министерством образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201). В этом документе акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, на консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Также в документе подчеркивается, что национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации и преследует тройственную цель:

  1. создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;
  2. содействие средствами образования политике российского государства, направленной на объединение многонационального народа России в единую политическую нацию;
  3. создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

«Общероссийская программа развития воспитания в системе образования России» также обращает внимание на то, что «духовно-нравственное становление детей и молодежи... есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания, а воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (см. п. 4 ст. 14). В п. 6 статьи 9 этого же закона в редакции от 1 декабря 2007 г. указывает, что «основные общеобразовательные программы… включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов… и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Следовательно, в федеральном законе акцент сделан на духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения. Необходимость духовно-нравственного воспитания в школе впервые в новейшей истории России была закреплена законодательно.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом (см. статью 14 Конституции Российской Федерации) Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В таких учреждениях, а также органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

При этом нельзя не учитывать, что законодательством Российской Федерации определён социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования.

В ходе осуществляемой работы по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих названным приоритетам, воспитательное пространство образовательного учреждения рассматривается как особым образом организованное пространство жизнедеятельности. Данное пространство при соответствующих условиях позволит обучающимся расширить их возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития, самореализации, самоопределения.

Задача удовлетворения этнокультурных и мировоззренческих потребностей граждан Российской Федерации, формирование духовно-нравственной личности (ст. 14, пункт 2 Закона «Об образовании») реализуется, в том числе, и посредством изучения в общеобразовательных учреждениях специальных учебных предметов (учебных курсов) по истории и культуре религий. Они могут быть представлены в форме спецкурсов, факультативов и элективных курсов религиоведческого, культурологического характера.

Помимо реализации религиоведческих или культурологических предметов, факультативов, элективных курсов и программ дополнительного образования детей в Российской Федерации законодательно закреплено (Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», статья 5) право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (под обучением религии понимается преподавание основ вероучения). В соответствии с этим был утверждён приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции России 5 августа 2003 г. № 4955).

Принимая во внимание происходящие процессы, Российская Федерация выступила с поддержкой международных предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей.

Изучение религиоведческих и культурологических дисциплин в системе образования Российской Федерации способствует:

  • формированию у обучающихся представление о религии как о социокультурном феномене и составляющей мировой культуры;
  • становлению основы воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности;
  • профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии;
  • осознанному и свободному выбору мировоззрения.

Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования может стать основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии; способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий. Государство и религиозные организации должны сотрудничать друг с другом также и в сфере духовно – нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.

В большинстве стран Европы, в которых законодательно закреплен светский характер государства и образования, в государственных и муниципальных общеобразовательных школах и вузах преподаются религиоведческие предметы. Также в учебных заведениях учащиеся имеют право выбирать альтернативное преподаванию в Европе Закона Божьего внеконфессиональное нравственно-этическое обучение.

Законодательство РФ соответствует нормам и принципам международного права. В Российской Федерации изучение истории и культуры мировых религий регламентируется следующими законодательными актами: Конституция Российской Федерации (1993 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). В обобщённом виде конституционно-правовые нормы в этой области обозначены следующим образом:

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной… Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по религиозной принадлежности (Конституция РФ, статья 19).

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Не допускается пропаганда… национального, религиозного превосходства, или агитация возбуждающие религиозную ненависть и вражду (Конституция РФ, статья 19).

В РФ определён светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей, или лиц, их заменяющих («Закон о свободе совести и религиозных объединений, п. 5, статья 3). Каждый имеет право на получение религиозного образования, на свободу совести и свободу вероисповедания по своему выбору индивидуально или совместно с другими («Закон о свободе совести и религиозных объединений, п. 1, статья 5).

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством РФ создавать образовательные учреждения (см. п. 3). По просьбе родителей, или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация… по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (см. п. 4).

Данным вопросам уделяется постоянное внимание Министерства образования и науки РФ, а именно: их Они рассматривают на конференциях, совещаниях и круглых столах. Министерством образования и науки РФ проводятся встречи, консультации и совещания с представителями научной общественности, Русской православной церкви, лидерами исламского духовенства России и других конфессий. В соответствие с конституционно-правовыми нормами были изданы нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ.

Потребность в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширение знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность.В школе сегодняосознаётся не только обществом, но и государственными институтами, но и Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей.

19 ноября 2007 года на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II В. В. Путин сказал: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии». При этом В.В. Путин отметил, что «в муниципальных школах уже сложилась практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других». Также В. В. Путин посоветовал «обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов...».

Задача удовлетворения этнокультурных и мировоззренческих потребностей граждан реализуется и через создание условий для эффективного развития этно-конфессиональных сообществ. 17 июня 1996 года был принят Закон РФ «О национально-культурной автономии»с целью сохранения этнокультурного разнообразия России. В России насчитывается 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных, более 200 местных, или землячеств, призваны решать вопросы сохранения самобытности различных народов, развития их языков, образования и воспитания с учётом особенностей этнопедагогики. Духовно-культурное пространство России. Оно также формируется на основе контактов представителей всех трёх традиционных мировых религий – христианства, ислама, буддизма.

В Концепции модернизации образования говорится о необходимости разработки на культурологической основе образовательных стандартов и программ по гуманитарным дисциплинам, разработки методологии и методики построения учебников на основе принципа диалога культурдля повышения качества профессиональной подготовки педагогов. Концепция предлагает обновить содержание подготовки учителей предметов гуманитарного цикла с учётом современных этнокультурных целей образования, разработать госзаказ на повышение квалификации педагогических работников для общеобразовательных учреждений с различными языками обучения, и разработать соответствующие требования для системы повышения квалификации работников образования.

Исходя из этого, были сформулированы стратегические цели системы образования, которые направлены на обеспечение единства, национального согласия и гражданской консолидации нации, её конкурентоспособности и безопасности. Государственный образовательный стандарт второго поколения – инструмент реализации этих целей. Предыдущие стандарты были ориентированы на предметный результат, а новые – на личностный результат.

В настоящее время, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», статья 9 «Образовательные программы»), а также Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, подготовленным Российской Академией образования разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

Проблемы поликультурных основ образования поднимаются в Федеральной программе толерантности и в других документах.

Реализация стратегии духовно-нравственного образования, развития и воспитания личности предполагает интеграцию ресурсов систем основного и дополнительного образования. В тоже время, важно подчеркнуть, что ни одна из поставленных задач не может быть решена без участия семьи. Поэтому Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко в своем выступлении на ХVII Международных Рождественских образовательных чтениях в 2009 г. по вопросу преподавания в школе религиоведческих и культурологических дисциплин особо подчеркнул: «Для нас всех вместе важно, чтобы с самого начала было предусмотрено, что свобода выбора дается именно родителям и ученикам, т.е. главным заказчикам образовательного процесса. Отделить церковь от государства - не значит противопоставить их друг другу».

Изучение культурного наследия мировых религий очень важно для расширения культурных горизонтов личности. Ведь большинство современных институтов, государственных установлений, явлений общественной жизни, эстетических норм, философских и политико-правовых систем имеют выраженные или неявные религиозные истоки.

Однако у учителей гуманитарных предметов культурологические умения и навыки развиты недостаточно хорошо, или не хватает элементарных знаний по основам религиоведения, практического опыта ведения конструктивного межконфессионального диалога, предполагающего удерживать в поле зрения сразу несколько ценностно-смысловых систем в их взаимодействии.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева (июль 2009 г.) и распоряжением Правительства России (октябрь 2009 г.), Министерством образования и науки российской Федерации разработан план мероприятий по апробации в 2009-2012 годах экспериментального комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающего 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Кафедрам социальных дисциплин совместно с кабинетами истории и творческими группами учителей-экспериментаторов можно будет разработать программу курсов повышения квалификации учителей региона с учётом его конфессиональной специфики. В неё могут войти такие спецкурсы (диагностика, лекции, практические занятия, тренинги), как «Межконфессиональный диалог через образование: сущность, проблемы, пути осуществления», «Традиционные религии народов России», «Этноконфессиональная ситуация в регионе и задачи системы образования», «Мир ислама на перекрёстке религиозно-культурных миров», «Религиозный опыт человечества: от «осевого времени до эпохи экуменизма», «Великие Учителя и моралисты. Эзотерический опыт человечества в условиях становлении глобального информационного сообщества» и др.

Таким образом, государство через деятельность общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, также найти эффективные способы согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.


Поделиться:


Назад в раздел