Поиск по сайту

Трудности использования проектной работы в обучении

Автор: Дунаева О.В.


Метод проектов получает все большее распространение в системах образования разных стран. Проектная деятельность не только формирует саморазвивающуюся и самореализующуюся личность, но и развивает коммуникативную компетенцию, рефлексивное мышление учащихся, их активность и инициативность. Метод проектов является способом реализации личностно-ориентированного подхода, который является важным условием эффективности процесса обучения. При использовании данного метода происходит обучение (воспитание) действием и в действии.

Проведенная мною исследовательская деятельность позволила выяснить следующее. Существуют различные классификации проектов, которые позволяют не только интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, реализовывать межпредметные связи, но и применять знания практически, генерировать новые идеи. Основная идея метода проектов – создание условий для активной совместной деятельности учителя и учащихся. В зарубежных школах метод проектов довольно широко приветствуется и используется педагогами, в то время как в отечественной педагогике его реализация в учебном процессе составляет некую трудность. Результаты анкетирования, которое я проводила среди учителей предметников, показали, что не всегда учителям удается использовать данный метод и приходить к ожидаемым результатам. Действительно, подготовка к использованию метода проектов занимает достаточно много времени и учителя сталкиваются с рядом трудностей на всех этапах проектной работы. Но, в то же время данный метод имеет довольно много преимуществ. Например, в рамках курса иностранного языка, метод проектов способствует более эффективному развитию умений говорения учащихся (мотивирует к речевой деятельности учащихся).

Мною была проведена серия уроков с использованием проектного метода на средней ступени обучения и проведен анализ данной деятельности, который показал, что участие в проектной деятельности увеличивает развивающий потенциал у учащегося, происходит формирование определенного типа мышления. С помощью проекта раскрывается индивидуальная самореализация учащегося. Эксперимент показал, что проектная работа в отличие от классического урока позволяет повышать мотивацию учащихся к осуществлению внеклассной образовательной деятельности. Учащиеся, задействованные в учебном проекте, проявляли свою поисковую активность, тем самым получая возможность по-другому взглянуть на окружающий мир. У них развивалось творческое воображение и критическое мышление. Также проектная деятельность развивала у учащихся способности к рефлексии. Уровень развития умений говорения у учащихся значительно улучшился. Все учащиеся стали активными участниками учебного процесса.

Однако в ходе работы над проектом выяснилось, что учащиеся сталкивались с рядом трудностей, которые мы решали в процессе проектной работы. Это позволило разработать методические рекомендации для учителей, направленные на снятие трудностей при реализации проектной деятельности на уроке.

Рассмотрим трудности, связанные с организацией. Проект в учебной деятельности представляет собой очень трудоемкую работу. И организация работы учащихся является, пожалуй, самым трудным моментом в процессе обучения. Дети не готовы принимать решения самостоятельно, поэтому роль учителя на этом этапе очень важна. Инструкции с описанием их задач должны выдаваться на каждом этапе, четко сформулированные, с указанием сроков и распределением обязанностей. Необходимо уделить время на уроке обучению учащихся умению работать в команде, умению общаться и принимать решения. Для этого необходимо провести ряд упражнений, которые позволят сплотить детей, тем самым улучшив атмосферу в классе.

Рассматривая урок иностранного языка, можно выделить лингвистические трудности. У детей наблюдается явный недостаток словарного запаса, им трудно читать имена собственные, с которыми они не сталкивались, отсюда вытекает трудность в сборе необходимой информации. Необходимо детям предложить источники информации, более или менее адаптированные для их уровня.

Рассматривая учебную деятельность учащихся, можно отметить, что они столкнулись со следующим рядом трудностей: неумение работать в команде, неорганизованность, неумение распределять свое время, неумение работать с информацией (непонимание заданий). Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Начальное обсуждение является залогом эффективного выполнения упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все учащиеся правильно поняли задание. Трудность составляет также неумение учащихся работать в программе MS Power Point. Следует это предвидеть и в рамках курса информатики организовать межпредметный проект.

Что касается обучающей деятельности учителя, то необходимо учитывать следующие моменты. Правильно и четко поставленная учителем цель проектной деятельности позволит успешно реализовать проект. Важно учитывать возраст учащихся и ориентироваться на уровень их развития с целью абсолютного понимания их роли в данном процессе. Проект это не просто творческая работа. В нем должна присутствовать проблемная ситуация, решение которой находят сами учащиеся. Данная проблема должна быть сформулирована самими учащимися. Зачастую учителя сами выдвигают проблемы, которые учащиеся должны решить. Но ведь она может и не являться личностно значимой для них. С другой стороны, учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Для этого можно задать учащимся наводящие вопросы, которые помогут сформулировать проблему.

Необходимо учитывать, что подведение итогов в конце проектной работы учителем, а также рефлексия самих учащихся позволяет не только систематизировать знания по изучаемому разделу (темам), но и развивает и формирует алгоритмическое мышление у учащихся, что, в свою очередь, приведет к уверенному и автоматизированному использованию предлагаемых учителем решений. При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы работы в рамках внеучебной деятельности, учащиеся получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимо побуждать учащихся к письменному оформлению результатов проектной деятельности. Это воспитывает у них способы грамотного изложения и обмена информацией.

Итак, исходя из своего опыта проведения проектной работы, перечислим основные моменты, которые необходимо учитывать при ее подготовке и проведении:

1) Начинать проектную деятельность необходимо с выбора темы, типа проекта и количества участников в нем. Разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности выбранного типа проекта.

2) На первом этапе необходимо продумать возможные варианты постановки проблем, которые учащиеся будут исследовать. Помочь учащимся придти к той или иной проблеме с помощью наводящих вопросов или показом видеофрагмента.

3) Организовать коллективное обсуждение, которое приводит к постановке проблемы.

4) Для постановки проблемы учащимися, учитель может: изложить учащимся разные точки зрения на обсуждаемый вопрос; предложить противоречивую ситуацию; сталкивать противоречия в практической деятельности; предложить рассмотреть проблемную ситуацию (явление) с различных позиций.

5) Проведение проектной работы осуществляется последовательно и системно.

6) Необходимо развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся. Необходимо всячески поощрять активность, творческую деятельность и самостоятельность учащихся.

7) Необходимо равномерно распределять учащихся по уровню обученности.

Подводя итог, можно отметить следующее: имея в своей основе творческую составляющую, проект не гарантирует увлеченности и интереса у учащегося. Необходимо учитывать личностные потребности и интерес каждого. Данный метод может достаточно широко использоваться не только на средней ступени обучения, но и в начальной школе.


Трудности использования проектной работы в обучении

Назад в раздел