Поиск по сайту

Использование различных технологий обучения в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с учетом возрастных особенностей учащихся

Автор: Кудаева Н.В.


Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является в настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед любым образовательным учреждением, т.к. дорожно-транспортный травматизм является самым распространенным среди детей в городе. Профилактика, прежде всего, предполагает обучение детей Правилам дорожного движения и вырабатывание навыков безопасного поведения на дороге.

В настоящее время необходимо отказаться от устаревшей технологии обучения детей безопасному поведению на дорогах лишь, в основном, вокруг изучения Правил дорожного движения (ПДД), направленной на знание и соблюдение ими правил поведения исключительно пешеходов и пассажиров. Она не ориентирует их на видение дорожно-транспортной ситуации, не дает представлений о социальной роли ответственности водителя транспортного средства за обеспечение безопасного дорожного движения.

Жизнь пешехода подверглась серьезным изменениям: пешеход в городе двигается по маршрутам, зависящим от интенсивности автомобильных потоков, системы пешеходных переходов, дорожных знаков и светофоров.

Построение безопасного маршрута и планирование движение пешехода зависит от его способности предвидеть развитие событий на дороге.

В связи с этим особое значение приобретает роль формирования транспортной культуры. Для повышения безопасности на дорогах, после ужесточения мер административного воздействия является развитие образовательной работы, направленной на профилактику дорожно–транспортного травматизма, формирование культуры не только пешехода и пассажира, но и водителя.

Обучение учащихся тесно связано с их личностными особенностями. По способу восприятия материала учеников условно можно разделить на: визуалов, аудиалов (воспринимающие мир за счет слуха), и кинестетиков (воспринимающие мир за счет ощущений). В нашей школе комфортно себя чувствуют ребята с образным мышлением, так как школа дает углубленное обучение предметов технологии: искусство, рисунок, графический дизайн, компьютерная графика. Основная часть учеников является визуалами, т.е. воспринимают и усваивают материал преимущественно за счет наглядности (рисунки, плакаты, фильмы, экскурсии и т.п.). Выбор способа подачи материала требует более дифференцированного подбора информации для занятия.В связи с ограниченным объемом учебных часов по ОБЖ до 1 –го часа в неделю в (базовый уровень), затрудняет подачу материала по выбранной теме. Но хочется отметить то, что по учебникам А.Т.Смирнова можно использовать наглядный иллюстративный материал для глубокого погружения в тему. Кроме того, в кружке «Качество жизни» мы проводим занятия для углубленного понимания основ безопасности

Цели занятия: Формирование заботливого отношения к окружающему нас миру, популяризация проблем дорожной безопасности среди школьников, развитие интереса к знанию законов РФ, направленных как на защиту личности и окружающей среды, так и на практическую деятельность.

В ходе занятия необходимо:

1 Расширять кругозор школьников в области безопасности жизнедеятельности;

Задачи:

Образовательная: 1.Познакомить учащихся с понятиями: «элементы дороги», «пешеход», «водитель», дорожными знаками, основными Правилами дорожного движения;

2.Обозначить перспективы достижения высокого уровня жизни за счет использования современных технологий, например, знаков и светофоров на солнечных батареях.

Развивающая:

1.Расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека,

2. Изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды;

3. Знание законов Российской Федерации,

4. Создание условий для развития логического мышления школьников и монологической письменной и устной речи,

5.Самостоятельности мышления и принятия решений,

6. Развития творческих способностей.

Воспитательная:

1. Воспитание бережного отношения к своему организму и к окружающей среде;

2.Формирование положительной мотивации выполнения Правил дорожного движения и безопасности

3.Ориентирование на следующие ценности: познание, человек, труд, общение, жизнь, истина, природа.

Прогнозируемый результат:

1.Здоровый физически, психически, нравственно и адекватно оценивающий свое место в обществе ребенок;

2.Умение применять на практике основы знаний безопасности жизнедеятельности.

Основное направление деятельности:

Информационно-просветительская работа:

1.Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная;

2.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед, постоянно действующих фотовыставок, и создание медиа- презентаций силами учащихся

Формирование умений:

1. Научить предвидеть опасные ситуации для человека

2.Выбирать модель поведения в различных ситуациях. Для эффективности занятия нами было организовано взаимодействие учителя и учащихся путем педагогических технологий: Информационные технологии (медиа презентации «Чистая планета для нашего будущего», «Технические особенности светофоров», «Примерный пешеход», «Ориентирование на местности»); Критического мышления (работа по изучению законов РФ и применения их в повседневной жизни); анализ действий по созданию безопасных зон и территорий ;Сбор материалов для портфолио ( коллекция детских рисунков;, использование информации из Конституции ,о применении законов РФ, новых Правил дорожного движения. Во- первых мы попытались заинтересовать учащихся в изучении, экологических, социальных и проблем безопасности человечества, повысить их мотивацию к изучению. Во-вторых, предлагали подбирать доступный для восприятия учащимися материал для изучения в виде научно- популярной литературы, справочников, законодательных актов, а также моделирования обстановки, сложившейся в Приморском районе Санкт- Петербурга, в связи со строительством скоростной дороги.

В шестом «а» классе, где прошло занятие «Чистая планета для нашего будущего», обучаются ребята, обладающие художественными способностями, но скованные в устном общении. Нам удалось создать атмосферу погружения, в результате которой ребята смогли выразить свои ощущения в поэтической форме. Затем мы провели презентацию их произведений.

Тема «Ориентирование на местности» включает большой объем терминов, понятий. Идет объяснение процессов восприятия окружающего пространства, затем дается информация об ориентировании на местности по внешним признакам и в городской среде. На внеклассном занятии, используется дополнительная информацию по данной главе, а также презентация, плакаты и рисунки.

Исследовательская работа была проведена учащимися 8 «а» класса на тему «Технические особенности светофоров». Мы обследовали территорию Богатырского проспекта, улицы Оптиков, Авиаконструкторов и Планерную, обнаружив на начало 2013 года светодиодные светофоры и дорожные знаки на солнечных батареях на дорогах Приморского района. Ребята изучали материалы по особенностям технических средств Дорожного движения и подготовили презентацию на тему: «Технические особенности светофоров», с которой проводили занятия не только в нашей школе, но и выступили на районной конференции.

Необычный интерес в начальной школе вызвала районная Акция «Примерный пешеход», направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма

. В ней участвовали учащиеся вторых классов. Они с удовольствием рисовали дорожные знаки и рассказывали стихотворения о них.

В школе регулярно проводятся игры и конкурсы по ПДД для учащихся и их родителей. .Путешествие по маршруту «Безопасная дорога»; викторины: «Зеленый знак», «Перекресток загадок»; игры «Три огонька светофора», «Разрешает – запрещает», «Нарисуй знаки», «Веселый светофор», «Собери знаки», «Внимание, улица», «В гостях у светофора», «Азбука города», Экскурсия в город Правил Дорожного Движения, дидактические игры «Наша улица», «Светофор», «Виды перекрестков». Учащиеся и педагоги нашей школы принимают участие в районных акциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Родители также постоянно привлекаются для сопровождения учащихся во время выездов, экскурсий.

Кудаева.jpg


Поделиться:


Назад в раздел