Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Проектная деятельность в олимпийском образовании школьников
Все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения занимает олимпийское образование, цель которого – приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Они ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом. Формируя представления школьников об олимпизме и олимпийском движении, можно успешно решать задачи не только физического, но и умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Проблемы олимпийского образования школьников широко представлены в работах Г.Ф. Петлеваного (1997); К.Н. Ефременкова (1998); В.Н. Сергеева (2000); Г.М. Поликарпова (2003); В.Л. Коршунова (2004) и др. Результаты многочисленных исследований отмечают низкий уровень усвоения идеалов и ценностей олимпизма среди различных социально-демографических групп населения. Как отмечают Ж.И. Алексеева, 1984; И.В. Баринова, 1994; В.И. Столяров, 1997; М.В. Антипова, 1998; А. Егоров, 2001, большинство российских школьников не только не руководствуются олимпийскими идеалами и ценностями олимпизма в своем стиле жизни, но и не знают о них. Наличие низкой ориентации на здоровый образ жизни, крайне низкую двигательную активность школьников отмечают в своей работе В.И. Столяров, 2000, Т.Г. Ольхова, 2000. Есть и другие причины актуальности олимпийского образования и воспитания школьников — это снижение уровня здоровья детей и молодежи, так по данным Госкомстата Российской Федерации около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20-25%. Около 50% призывников не выполняют предусмотренных нормативов, а 20% - признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья. Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений (М.М. Поташник, 2000); падение интереса к физическому и нравственному совершенствованию, чрезмерное увлечение агрессивными видами западной культуры и т. д. Но проблема формирования физического и нравственного здоровья подрастающего поколения россиян остается главной в современном обществе. Эти факты объясняются: а) несовершенной системой физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки специалистов, приоритеты которой смещены в сторону физического развития без учета интересов личности и ориентации на духовное самосовершенствование; б) неоднозначным пониманием сущности олимпизма, олимпийского движения, спорта; в) влиянием общественной системы, социальной среды, в которой протекает процесс воспитания. По мнению В. Родченко, В.И. Столярова (1998), система олимпийского образования нуждается в дальнейшей разработке и внедрении в жизнь как важнейшее средство приобщения человечества к гуманистическим ценностям культуры, духовно-нравственным идеалам олимпизма. Эффективность применения метода проектов в обучении в общеобразовательной школе рассматривается в работах И.Г. Ворончихиной (2005); А.Л. Блохина (2005); Г.А. Забелиной (2009). В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Хочется отметить, что в контексте подготовки Игр Сочи 2014, оргкомитет «Сочи 2014» впервые в истории олимпийского движения предложил системный подход к решению задач олимпийского образования населения. Задачей которого является распространение информации о философии и ценностях олимпийского и паралимпийского движения, которые реализуются через образовательные программы на трех уровнях: популярном, академическом и профессиональном образовании. Оргкомитет создал так же ряд презентаций олимпийских уроков и методические рекомендации к их проведению в образовательных школах, а так же информационно-просветительский проект Азбука «Сочи 2014», который знакомит пользователей интернета с историей Олимпийских игр. Проведение таких уроков рекомендуется, проводит 1 раз в четверть. Однако, на наш взгляд одним из дополнительных условий эффективности процесса воспитания ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников будет являться разработка и внедрение образовательного проекта «Здравствуй, Олимпиада» предполагающего воспитание детей в единстве мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов. Цель проекта — приобщение к идеалам и ценностям олимпийского движения детей и подростков на основе распространения олимпийских и паралимпийских знаний. Задачи: 1. формировать знания в области Олимпийского и Паралимпийского движения; 2. содействовать воспитанию патриотических, нравственных и физических качеств личности; 3. создание условий для развития толерантных качеств личности к людям с ограниченными возможностями здоровья через реализацию совместной деятельности. Направленность проекта: практико-ориентированный. Участники проекта: учащиеся 10 классов, учителя физкультуры, географии, английского языка. Количество участников проекта: коллективный. Продолжительность проекта: 1 год. Олимпийское образование осуществляется через различные виды деятельности: исследовательскую, методическую, агитационно-пропагандистскую, физкультурно-массовую, организационно-управленческую, учебно-воспитательную (педагогическую). Однако связующим звеном здесь выступает педагогическая составляющая. Именно образование как педагогический процесс, осуществляемый в системе «учитель - ученик», является системообразующим фактором реализации олимпийского образования. Она предполагает проведение тематических бесед, показ видео- и фотоматериалов, проведение праздников и совместных мероприятий. Учебная работа по проекту предусматривает регламентированные, частично регламентированные и свободные формы работы с учащимися. Для реализации проекта был разработан тематический план уроков (табл.1). Таблица 1 Примерный тематический план уроков
Оценка эффективности реализации проекта определялась по следующим показателям учащихся: а) систематичность занятий физкультурой и спортом; б) участие в спортивных состязаниях и других физкультурно-массовых мероприятиях; в) участие в конкурсах, викторинах, диспутах по олимпийской тематике и другим направлениям; г) уровень знаний по олимпийскому образованию. Были так же разработаны требования к уровню знаний учащихся, полученных в результате реализации проекта: · дают определение Олимпийским и Паралимпийским играм; · знают, где и когда зародились Олимпийские и Паралимпийские игры; · понимают смысл олимпийской символики; · создают презентации и рассказывают об известном олимпийском и паралимпийском чемпионе; · знают о победах олимпийцев и паралимпийцев России. Для реализации образовательного проекта были определены следующие этапы. 1 этап — диагностический. Включал в себя три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) Задачи, поставленные на 1 этапе проекта: 1. определить возможные источники получения информации; 2. создать опросник для учащихся по теме проекта; 3. провести анкетирование по определению уровня знаний учащихся в сфере физической культуры и спорта; 4. проанализировать полученную информацию; 5. обработать и оформить результаты проекта. Для решения первой задачи ребятам были предложены следующие источники получения информации: интернет, литературные источники, СМИ. В начале работы по олимпийскому образованию предварительно изучалась осведомленность учащихся. С этой целью было проведено анкетирование, а так же проведено сочинение, эссе на тему: «Олимпиада и паралимпиада - соперничество или героизм?», которая позволила определить отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, к Олимпийским играм, уровень их знаний в области олимпийского образования. Анализ сочинений учащихся показал, что 12% учеников 10 класса не видят никакой пользы в организации и проведении Олимпийских игр. Неоднозначность взглядов учащихся на проведение олимпийских и паралимпийских игр позволило скорректировать содержание проекта в соответствии с подготовленностью учащихся. Второй этап проекта является основным и реализовался в течение 3 месяцев (декабрь, январь, февраль). Задачи на этом этапе: 1.формировать знания учащихся о Олимпийском и Паралимпийском движении; 2. развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность учащихся; Для решения первой задачи были проведены тематические уроки учителей — предметников, классные часы, творческие конкурсы — рисунки «Мой олимпийский вид спорта», эскиз медали для чемпионов. Для решения второй задачи ребятам было предложено создать презентаций о зимних и летних олимпийских и паралимпийских играх. Были проведены встречи с олимпийскими и паралимпийскими чемпионами: трехкратным олимпийским чемпионом по спортивной гимнастике и трехкратным призером паралимпийских игр 2012 года по настольному теннису Овсянниковой Юлии. На заключительном этапе (март, апрель, май) были поставлены следующие задачи: 1. гармонизация отношений среди подростков, укрепление толерантности; 2. оформить результаты проекта, провести отчет по проекту. Для реализации первой задачи родился межшкольный подпроект с учащимися специальной коррекционной школы (5 вида). Целью которого являлось создание условий для развития толерантных качеств личности к людям с ограниченными возможностями здоровья через реализацию совместной деятельности. Эта деятельность осуществлялась через совместные физкультурно-спортивные мероприятия: спортивной викторины «К вершинам Олимпа», межшкольного турнира по настольному теннису и спортивного праздника «Олимпийские старты». Результаты проектной деятельности показали динамику исследуемых показателей: - совершенствовался уровень олимпийских знаний (от 1,04±0,42 балла до 17,92±0,60 баллов, р<0,001); - сформировалось активно положительное отношение учащихся к олимпийскому движению и занятиям спортом (показатель уровня интереса учащихся к Олимпийским играм повышается от 46% до 79%); - возрастают результаты, отражающие желание детей стать участниками олимпийского движения, от 25% до 83%, а также -получить об этом дополнительную информацию, от 25% до 83%; число занимающихся физической культурой и спортом более трех раз в неделю увеличивается от 29% до 50%; - показатель систематичности занятий физкультурой и спортом изменился от 3,17±0,26 раз в неделю до 3,96±0,26 (р<0,05); - учащиеся стали активнее участвовать в спортивных (от 1,54±0,29 раз в учебной четверти до 3,21±0,23 раз, р<0,001) и культурно-массовых (от 0,42±0,10 до 1,25±0,12, р<0,001) мероприятиях; - отмечалось устойчивое формирование понимания сущности Олимпийского движения, физической культуры и спорта, их необходимости в жизни человека. Тем не менее, анализ результатов деятельности специалистов по физической культуре и спорту показали низкий уровень необходимых знаний, умений и навыков в обеспечении олимпийского образования. Что определяет необходимость целенаправленной подготовки повышения квалификации кадров по олимпийскому образованию. Продуктами проекта стали: презентации учителей и учащихся о олимпийском и паралимпийском движении; сценарии межшкольных физкультурно-спортивных мероприятий: спортивной викторины «К вершинам Олимпа», праздника «Олимпийские старты» совместно с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, реализация данного образовательного проекта «Здравствуй, Олимпиада» показала что: 1. для повышения эффективности работы по олимпийскому образованию школьников необходимо вести регулярную работу; 2. необходима соответствующее информационно-методическое сопровождение учителей физической культуры и учителей предметников. Для этого методистом ОДОД в план работы с педагогическими кадрами были внесены обзорные консультации и методические занятия, включающие разделы: ▪ основные проблемы современного олимпийского движения и его перспективы; ▪ отечественный и зарубежный опыт олимпийского образования детей, подростков, молодежи и других социально-демографических групп населения (в данном случае - для работы с родителями учащихся); ▪ ознакомление с методиками и особенностями их использования в практической деятельности.
Поделиться:Назад в раздел |