Поиск по сайту

Интегрированный урок, как средство повышения активности и развития творческих способностей учащихся

Автор: Боброва Л.В., Балацыр А.В.


В настоящее время интеграция все более смело вторгается в школьную программу. В нашей школе регулярно проводятся уроки, объединяющие самые разные дисциплины.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. - Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких
уроков.

- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Сегодня мы продемонстрируем интеграцию на уроке английского языка. Школьный предмет «Иностранный язык» по своей сути является интегрированным, так как весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Урок , который мы предлагаем к рассмотрению, это интегрированный урок английского языка и технологии. Тема урока-«Правила поведения за столом». На уроках технологии ребята учились правильно сервировать стол, складывать салфетки по инструкционным картам, повторяли правила поведения за столом. На уроках английского языка была введена лексика по данной теме, проводилась отработка лексики в серии языковых упражнений данной темы, разыгрывались сценки, разучивались песни.

Интегрированный урок был проведен, как завершающий по данной теме. Цель урока- осуществить межпредметный практикум по данной теме. Мы ставили задачу применения на практике полученных знаний и использование английского языка в ситуации реального общения. Так как значительная часть данного урока была подготовлена самими учащимися, то это способствовало развитию их творческих способностей, повышению заинтересованности в изучении языка, что также являлось целью данного урока.

Конспект урока (приложение №1)

Анализируя данный урок, учитывая отзывы учащихся, можно с уверенностью сказать, что помимо своей основной цели – применить на практике полученные знания по данной теме и использовать иностранный язык в ситуации реального общения, была достигнута не менее важная цель- данный урок способствовал повышению активности, развитию творческих способностей детей. Известно, что 7-8 классы- это время, когда активность учащихся, их заинтересованность в учебном процессе, несколько снижается. На первом этапе были дети, которые несколько скептически относились к предложенным заданиям. Однако форма подготовки и проведения данного урока достаточно нестандартна и увлекательна. Она воспитывает у учащихся умение работать в команде, формирует коммуникативные, творческие, организационные способности детей. Постепенно все ученики были вовлечены в подготовительный этап урока и во время урока наиболее полно раскрылись способности каждого учащегося, укрепились дружеские, доброжелательные отношения между одноклассниками.

Урок «Правила поведения за столом» апробирован в параллели 7 классов. Материал данного урока может быть включен в уроки учащихся 5 классов при изучении тем в разделе «Кулинария» по предмету технология и в разделе « Подготовка к празднику» на уроках английского языка.

Такие формы работы, как например, складывание салфеток, показ презентации, сбор афоризмов, сервировка стола, показ мультфильма, песни, инсценировки детей удачно сочетаются с различными конкурсами при проведении внеклассных мероприятий и школьных праздников.

В данной статье неоднократно подчеркивалось, что интегрированные уроки повышают активность детей, способствуют развитию их творческих способностей, учат работе в команде, дают возможность для самореализации и самовыражения. Все это черезвычайно важно, так как современное общество заинтересовано в творческих, неординарно мыслящих людях, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Подводя итог, хочется сказать, что несмотря на то, что интегрированные уроки и ранее имели место в школьной программе и в основу такого урока положен традиционный деятельностный подход, но технология реализации является достаточно современной, актуальной и иновационной, так как на уроках используются такие иновационные формы, как дискуссия, групповое взаимодействие, решение проблемной ситуации, составление презентаций и т. д. Все это способствует достижению целей образования, обозначенных в новых стандартах.

Приложение: презентация


Литература:

1. Мартынова М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. – Томск, 2003

2. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). – Л, 1989. – 96 с.

3. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). – Л, 1990. – 84 с.

Интернет ресурсы: http://www.schoolnano.ru/node/456


Интегрированный урок, как средство повышения активности и развития творческих способностей учащихся

Назад в раздел