Поиск по сайту

Родительско-детские проекты как одна из форм взаимодействия с семьей в группах раннего возраста

Автор: Федорук В.И., Алиева Е.А., Кузнецова А.С.


Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса и, соответственно, заставляет педагогов искать новые формы работы с детьми и соответственно с их родителями. Без активного участия родителей нам не обойтись, так как примером для подражания у малыша является взрослый человек.

Мы выбрали для себя такую форму работы – это родительско-детские проекты, и как оказалось, она стала эффективной не только для малышей, но и для их родителей. В основном возраст родителей наших малышей – 20-27 лет. И им, порой самим, необходима помощь в некоторых вопросах воспитания.

Очень часто родители обращаются к нам - педагогам детского сада с вопросом - как правильно объяснить малышу, какие опасности могут подстерегать его дома.

Почему мы говорим о безопасности?

Маленькому ребенку, который учится познавать мир – интересно все: он тянет руки к розетке, открывает мебельные дверцы, подходит к различным электроприборам, интересуется их устройством, нажимает кнопки, крутит регуляторы, которые могут причинить вред при неправильном обращении.

А если говорить «нельзя», то он спрашивает «почему нельзя?», а так же задает массу вопросов, на которые сразу не просто ответить.

На наш взгляд можно условно выделить основные источники опасности дома:

- острые, колющие, режущие предметы;

-бытовая химия, моющие средства;

- лекарства;

-электрический ток, электрические приборы;

-невидимая и неслышимая опасность – газ;

-пожароопасные предметы;

- мебель (острые углы, не закрепленная мебель)

Приведем статистику по бытовым травмам за 2012-2013 г.

Структура детского бытового травматизма по характеру повреждений в быту в Российской Федерации за 2012-2013 г. (в %)


Структура повре

дений (в %)

Мальчики

Девочки

Оба пола

Всего

100,0

100,0

100,0

Поверхностные травмы

37,0

38,8

37,7

Открытые раны, травмы сосудов

17,9

15,6

17,0

Перелом костей черепа

0,9

0,6

0,8

Травмы глаза и глазницы

1,1

0,9

1,0

Внутричерепные травмы

3,5

,9

3,6

Перелом костей верхних конечностей

14,4

11,7

13,4

Перелом костей нижних конечностей

5,8

5,1

5,6

Перелом позвоночника

0,8

1,0

0,9

Вывихи, растяжения

11,9

14,6

12,9

Размозжение, раздавливание

0,1

0,1

0,1

Травмы внутренних органов

0,1

0,1

0,1

Ожо

и

2,4

2,7

2,5

Отравления

0,5

0,7

0,6

Осложнения хир. и терап.вмешательств

0,2

0,2

0,2

Последствия травм, отравлений и др.

0,9

0,8

0,8

Прочие

2,5

3,2

2,8

Среди травмированных детей преобладали мальчики, на долю которых пришлось 61,8% всех травм. Показатель травматизма у мальчиков составил 139,0‰, у девочек – 90,3‰.

Статистика – вещь серьезная!

Мы, педагоги, уверены, если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, многих опасностей можно избежать.

И поэтому важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения, сформировать умения правильно действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности дома и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму. Многие полезные и необходимые предметы при не умелом обращении могут причинить вред, и даже стать причиной беды.

Мы хотим поделиться опытом работы с детьми и рассказать вам, как мы знакомили наших малышей с правилами безопасного поведения дома.

В ноябре 2013 года в нашей группе был реализован родительско-детский проект: «Мой дом – моя безопасность»

Создавая проект о правилах безопасного поведения дома, мы столкнулись с рядом вопросов:

- как доступно донести информацию;

- как рассказать;

- как заинтересовать;

- как обезопасить любознательных детей.

Целью нашего проекта было:

- Расширить знания детей о правилах безопасного поведения дома.

В процессе реализации проекта нами решались разные задачи:

- Побуждать детей соблюдать правила безопасности.

- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

- Воспитывать внимание в быту.

- Воспитывать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода.

- Расширять и активизировать словарный запас по теме: «Безопасное поведение дома».

- В доступной форме изложить, что представляет собой тот или иной прибор, для чего нужен он, как правильно им пользоваться.

- Развивать педагогическую инициативу родителей.

-Привлекать родителей к воспитательно-образовательному процессу.

- Укреплять детско-родительские взаимосвязи и интересы.

-Нацеливать родителей на поиск информации по проблеме: «Правила безопасного поведения в быту».

В работе с детьми мы использовали разные виды деятельности:

- сюжетно-ролевые игры;

- чтение книг о пожарах, причиной которых стала шалость с огнем;

- просмотр мультфильмов;

- составление рассказов;

- раскрашивание картинок на тему.

123-11.JPG 

Закрепить свою работу мы решили в виде опытно-экспериментальной деятельности. Чтобы детям было легче разобраться в том, какой большой вред приносит их шалость, мы провели несколько экспериментов: утюг, электрочайник, колющие и режущие предметы и открытое окно. Ситуации для экспериментирования были яркие, взятые из повседневной жизни и преподносились они так, чтобы эксперименты не послужили дурным примером.

123-12.JPG 

Выводы о событиях и поступках закрепляли в виде домашнего задания. Вместе с родителями дети нарисовали рисунки, составляли рассказы, делали поделки на тему безопасность дома.

123-13.JPG  

Мы старались, чтобы наши дети запомнили правила безопасного поведения, и надеемся, что те знания, которые были получены в детском саду, помогут им избежать опасных ситуаций в быту. Ведь первое воспитательное учреждение, с которым знакомится родители и дети – это детский сад. Дальнейшее их развитие зависит от совместной работы родителей и педагогов. Мы педагоги заинтересованы в том, что наши дети были в полной безопасности и наши старания не прошли просто так.

По итогам проекта мы подготовили буклет с правилами безопасного поведения, а так же список литературы, мультфильмов которые взрослые вместе с ребенком могли бы прочитать и игры, в которые можно поиграть (буклет приведен в конце статьи).

На наш взгляд, важно осветить несколько моментов, касающихся планирования нашей работы по проектам:

Планирование проектов отличается от повседневного планирования образовательной деятельности, которое строится согласно комплексно-тематическому планированию, разработанному в доу.

Во-первых:Важно правильно определиться с тематикой проекта.

В конкретном случае, была задана тема ежегодного единого проекта - «Здоровье». И перед нами встала задача - выявить те пробелы в навыках, умениях, знаниях наших малышей, которые мы сможем восполнить в процессе реализации проекта. Хочу оговориться, что в нашем учреждении на площадке раннего возраста есть своя специфика работы: педагоги постоянно работают на одном возрасте. Вот и в нашу группу ежегодно приходят малыши с 2-х лет, и что интересно, каждый год ситуация меняется.

Если год назад у наших малышей были недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки (дети не замечали своего неопрятного внешнего вида) и тематикой единого проекта «Здоровье» в нашей группе стала «Гигиена».

В прошлом году выявилась другая проблема: дети отказывались от еды в детском саду. У нас сейчас везде единое меню и оно состоит в большей части из овощей, которые в таком количестве и таким способом как в саду – дома родители не готовят. Это мы выяснили из анкетирования и бесед с родителями. Тогда тематикой единого проекта «Здоровье» стало «Здоровое питание».

В этом году проблему определили сами родители: было много вопросов о том, как обезопасить ребенка от травм дома (простым языком это звучало так: «Как вы с ними тут управляетесь? У нас как выходной, так новая шишка!»). Поэтому и тематикой единого проекта «Здоровье» в нашей группе стала «Безопасность».

Во-вторых: Нам самим (педагогам, работающим с детьми) необходимо было найти как можно больше информации по интересующей нас теме, для того, чтобы быть компетентными в любой ситуации и ответить на любой вопрос, возникший у ребенка.

В-третьих: Подобрать педагогические ресурсы, использование которых будет обосновано в нашей работе с детьми. Правильно определить цели и задачи работы. Разработать этапы реализации проекта: подготовительный, основной и итоговый.

В-четвертых:Наполнить развивающую среду в группе.

В-пятых: И что является очень важным – спланировать работу с родителями по всем трем этапам проекта. Познакомить с темой проекта. Узнать их мнения, что волнует в этом проекте и какие они могут внести предложения.

По итогам реализации проектов все педагоги создают методические разработки, которые содержат обоснование своей работы, системную паутинку, этапы реализации проекта, включающие педагогические ресурсы, как для детей, так и для родителей, планирование работы с родителями.

Счастливой и безопасной жизни!



Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Г. Я Павлова «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности» - М. 2012 г.

2. О.Е Шарова «Основы пожаробезопасного поведения» методические рекомендации для детей дошкольного возраста. – СПб. 1997 г.

3. К.Ю Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» - М. 2011 г.

4. Т.А Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» - М. 2013 г.

5. Н.Л Шестерина «Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка» М. 2011 г.

6. Интернет-ресурс - http://vestnik.mednet.ru/content/view/234/30/


Родительско-детские проекты как одна из форм взаимодействия с семьей в группах раннего возраста

Назад в раздел