Поиск по сайту

Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи самодельных игрушек из бросового материала

Автор: Харитонова И.П., Кузьмина Л.П.


Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Это доказано и научными исследованиями (концепция «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова и др.) и жизненным опытом.

Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии.

К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.

Роль родителей в успешном овладении ребенком языком достаточно велика. Но если речевое окружение и языковая среда не обеспечивают в полной мере потребности необходимой речевой практики ребенка, ребенок оказывается не в состоянии усвоить язык в достаточном объеме.

Педагогические наблюдения показывают, что многие родители игнорируют этот важнейший фактор речевого развития, поэтому велика роль специалистов: воспитателей, музыкального руководителя, психолога в овладении детьми родной речи, особенно в группах раннего возраста.

Из года в год мы сталкиваемся с проблемой – у большей части детей, поступающих в группы раннего возраста, низок уровень нервно – психического развития.

Значительные трудности отмечаются во владении детьми речью. Слова произносятся не четко, произношение смазанное, у некоторых детей отсутствует элементарная фраза или речь состоит из звукоподражаний, часто полностью отсутствует понятие о форме цвете, величине предметов. Их моторное развитие так же оставляет желать лучшего. У многих отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, такие как умение умываться, обуваться, одеваться, держать правильно ложку (многих кормят родители) и т.д. Движения детей неточные неловкие, не координированные.

Специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей придают тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Все это отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека.

Это подвело к мысли о необходимости больше внимания уделять развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста.

82-1.JPGВ данной статье мы представляем свой опыт по использованию самодельных развивающих игрушек. В чем же секрет?

Из пластиковых бутылок, крышечек от них, лоскутков – сделаны игрушки, формирующие ручную умелость. Играя в них, дети становятся участниками, создают новые образы. Игрушки дают возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывают у них желание экспериментировать. Они многофункциональные, и могут служить в игре чем угодно, в зависимости от ситуации.82-2.JPG

Из разноцветных крышек, нанизанных на шнур, получилась длинная разноцветная «змейка», из которой можно делать различные фигуры, массировать пальчики, находить определенные цвета.

На платьях из пластиковых флакончиков на полоску пластилина можно прилеплять пуговицы, бусинки, крышки.

82-3.JPGУ другой игрушки – куклы можно накручивать разноцветные крышки, украшая ее. Есть кукла, с которой можно поиграть, заплетая и расплетая лоскутные косички и понаблюдать за водичкой, налитой внутри нее, что помогает некоторым ребяткам снять напряжение, успокоиться.

В открытые ротики кукол на крышках банок можно просунуть «витаминки», «конфетки» (бусинки). Эти куколки82-4.JPG помогают разнообразить сюжетно – ролевые игры «Доктор» и «Семья» и развивают пальчики.

Игра «Мороженое» пользуется успехом у детей: ложечкой надо взять шарик определенного цвета и положить его в вазочку с соответствующим ободком. В этой игре у детей формируется навык правильно держать ложку и закрепляются сенсорные эталоны.

82-5.JPGПалочки для массажа рук и конструирования сделаны из вьетнамской шторки. С помощью них дети могут строить фигуры, проявляя свою фантазию.

Игры предлагаемые детям разнообразны. Бассейн для массажа рук – это бутыль из-под воды с обрезанным верхом, наполненная крышками. Дети ищут среди крышек игрушки, геометрические формы.

Игра «Поймай крышку». Это воронки из обрезанных бутылок, а на веревке привязана крышка, ее нужно поймать. Воронки разной величины и разного цвета.

Разноцветным ежикам можно прицеплять колючки-прищепки соответствующего цвета.

На ковриках из лоскутков липучки, петельки, застежки, шнурочки. Они сшиты с учетом времен года и гендерных особенностей детей – на них не только бабочки и цветочки, но и самолеты, машинки.

Мягкие большие покупные игрушки быстро становятся неинтересны детям. Чтобы их видоизменять к ним были приделаны липучки, бантики, колеса, ножки, молнии. Сшита гусеница, у нее много сапожек на застежках из остатков ткани и лоскутков, и конечно липучки, молнии, бантики, косички.

Для распознавания цвета и формы сделана елка из подушек разной величины, соединенных между собой липучками. Дети играют, украшая ее геометрическими формами разных цветов.

Игрушки из бросового материала дети очень любят.

В совместную деятельность с детьми включаются игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Например, игрушка «коза», сделанная из пластиковой бутылки, помогающая кормить детей, участвовать в пальчиковой гимнастике, чтении потешек.

82-6.JPG

Помимо игр с детьми в группе проводятся консультации с родителями, где рассказывается о важности развития мелкой моторики у детей. Цель данной работы в том, чтобы объяснить родителям важность дать ребенку быть самостоятельным. Взрослые, торопясь, часто выполняют то, что ребенок может сделать сам: одевают – раздевают, застегивают молнии, липучки, достают с полки игрушки и даже играют вместо него, отведя ребенку роль пассивного наблюдателя, что очень вредно, т.к. тормозит развитие.

Подведем итог нашей деятельности по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи самодельных игрушек из бросового материала.

В группах раннего возраста созданы все условия для полноценного физического и психического развития детей, тщательно продумано размещение игр, пособий, игрушек в групповой комнате. Воспитатели создали авторские творческие игрушки, формирующие ручную умелость. В физкультурном уголке с помощью родителей сшиты матерчатые длинные палки основных цветов, наполненные горохом, пенопластом, крупой. Из таких палок можно делать дорожки, ручейки, квадраты, круги, треугольники разноцветная змейка. Коврики «Времена года», дополненные липучками, молниями, крючочками, застежками, шнуровками, косичками, позволяют воспитателям в течение всего года развивать мелкую моторику пальцев рук .

Так же, для игр с детьми имеются «бассейны», наполненные крышками, горохом, фасолью. В них можно искать – геометрические формы или другие игрушки. Из кусочков фломастеров можно собрать бусы. Любые узоры, геометрические формы можно выложить и из разноцветных крышечек.

Благодаря системе пальчиковых игр с использованием интересных игрушек, к концу года у детей совершенствуется мелкая моторика, улучшаются навыки самообслуживания. В группе формируется положительная эмоциональная атмосфера и большой интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Данная работа в группах раннего возраста проводится в течение нескольких лет. Родители воспитанников учитывают советы воспитателей, что делает воспитание и развитие детей успешным и гармоничным.



Список литератуы:

1. Янушко Е.А. "Помогите малышу заговорить!" (1,5-3 г.) издательство "Теревинф",2012 г.

2. Рузская А. «Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года»Издательство «Мозаика-Синтез» ,М.,2007 г.

3. Галигузова Л. «Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года», издательство «Мозаика-Синтез», М.,2008 г.


Поделиться:


Назад в раздел