Поиск по сайту

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в период адаптации. Из опыта работы

Автор: Ларина С.Ю., Ермолова Ю.В.


В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность их родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать направит, дополнить воспитательную деятельность семьи. Придать дошкольному учреждению «открытость», сделать педагогический процесс более свободным, гибким дифференцированным не так просто. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Главная задача администрации и педагогов нашего коллектива - обучить родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель – родитель", требует особых усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогами: диалог, умение отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка. Только совместные усилия воспитателей и родителей обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Особенно важно установить личное взаимодействие педагога и родителя на первой ступени детского сада – это группы раннего возраста.

Адаптация – сложный процесс. Малыш приходит в детский сад, для него начинается новая жизнь. Задача семьи и педагогов д/сада состоит в том, чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным.

Система организация периода адаптации включает несколько блоков:

· Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

· Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

· Организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок.

Пути решения по созданию комфортной эмоционально-благополучной атмосферы привыкания детей к условиям дошкольного учреждения нашим коллективом были определены следующие:

· Повысить профессиональный уровень педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников

· Скоординировать образовательную работу ДОУ и семьи в период адаптации

· Создать информационное поле для родителей с целью повышения компетенции в вопросах развития детей от 1,5 до 3 лет.

Современные родители обладают широким доступом через интернет ресурсы к литературе из области педагогики. Однако такая информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры: у родителей нет понимания самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом; " педагогической рефлексии"- умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, испытывают затруднения в применении почерпнутой из Интернета информации непосредственно на практике.

Возникает потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. Мы пришли к мнению, что понимание родителями возрастных особенностей, знание какую образовательную работу проводит детский сад с их детьми, даст толчок к проявлению сотрудничества, выбора единых воспитательных методов и приемов. А также расширение опыта родителей в сфере дошкольной педагогики и психологии раннего возраста позволит инициировать их активность в том, чтобы их малыш легко вошел в новую для него среду (детский сад) и приспособился к ее условия.

Наши шаги:67-1.jpg

· Проведены семинары, консультации для педагогов ("Шаги навстречу" и др. )

· В каждой из групп в начале учебного года определены направления работы в период адаптации.

В группе №1 - это цикл развивающих занятий совместно с родителями. Цикл занятий «Вместе с мамой» позволяет облегчить ребенку процесс адаптации, а педагогу эффективно строить работу с семьей ребенка. Цикл состоит из 12 занятий, которые проводятся в сентябре-октябре 2 раза в неделю. В конце каждого занятия проходит «Психологический практикум» - ответы на вопросы родителей, консультации, рекомендации по проведению тех или иных игр.

67-2.jpgВ группе № 9 - театрализованная деятельность.

Театрализованную деятельность мы используем для создания эмоционально-комфортной среды в период адаптации. Так как это неисчерпаемый источник развития чувств и эмоциональных открытий.

Театрально-игровая деятельность позволяет малышу не только легко адаптироваться к новым условиям, но и обогащает новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление.67-3.jpg

· Разработан «Путеводитель по раннему возрасту».

Это электронное информационное пособие для родителей, где постарались осветить вопросы, связанные с развитием ребенка 1,5 до 3 лет.

67-4.jpgРабота по путеводителю:

· Придумали форму, образ – лесные домики, где живут феи.

· Определи вопросы (в этом нам помог педагог-психолог, подсказав, с какими проблемами чаще обращаются родители) и нашли ответы.

· Составили меню, в него вошли 3 блока: особенности возраста, игры, добрые советы.

Особенности возраста

- Возрастные особенности 1.5 до 3 лет

- Адаптация ребенка в детском саду

- Кризис 3 лет

Игры

- по развитию речи

- по ознакомлению с окружающим миром

- Пальчиковые игры

- Подвижные игры

- Минутки общения (потешки)

- Игры по сенсорике

Игры и упражнения по развитию навыка рисования

- Добрые советы:

- Ребенок кусается

- Ребенок не хочет убирать игрушки

- Ребенок плачет при расставании

- Ребенок впадает в истерику

- Какие игрушки нужны малышу

- Как ходить с ребенком за покупками

- Справочник добрых слов

Путеводитель был востребован родителями в период адаптации.

· В течение нескольких месяцев был создан Фильм-презентация, который назвали «Здравствуй детский сад?! », где не только рассказали о работе своего67-5.jpg учреждения, постарались раскрыть проблемы, с которыми сталкивается родитель, приводя ребенка в детский сад.

Организация деятельности в период адаптации позволила:

· расширить компетенцию родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста (за счет создания информационного поля)

· сформировать активную позицию родителей по отношению процесса адаптации детей

· преодолеть стрессовые состояния у детей в период адаптации

· обогатить жизнь детей новыми впечатлениями

· способствовала развитию познавательных процессов детей, навыков взаимодействия детей друг с другом.

Введенный в действие новый закон РФ "Об образовании" определяет одной из основных задач детского сада - "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".

Перестраивать что-либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стериотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Вспомним слова А.В.Сухомлинский - "Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец". Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, необходимо отталкиваться именно от этого.

Цель данного опыта - помочь сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в решении этой сложной проблемы.

Надеемся наш практический опыт (детский сад № 67 Выборгского района СПб) будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, работающим на группах раннего возраста.



Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М., 2002г.

2. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия» Воронеж ТЦ Учитель,2005г.

3. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. СПб «Детство Пресс, 20013г.


Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в период адаптации. Из опыта работы

Назад в раздел