Поиск по сайту

Проектная деятельность как средство организации взаимодействия детского сада компенсирующего вида и семьи

Автор: Вершинина Н.А., Курчашова Т.А., Тарасова Т.О.


По данным Всероссийской диспансеризации детского населения, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последние десятилетия ухудшилось: численность здоровых детей сократилась, с одновременным увеличением удельного веса детей, имеющих хроническую патологию. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в постоянном медицинском наблюдении, комплексных профилактических и восстановительных мероприятиях. Им также необходимо грамотное, с учетом патологии, психолого-педагогическое сопровождение. Ребенок должен иметь такие же возможности социализации и получения полноценного образования, как и его здоровые сверстники. Пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности позволяет максимально реабилитировать ребенка и полноценно подготовить его к школе.

С 1 марта 2011 года ГБДОУ детский сад № 136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга был переведен в режим экспериментальной площадки. Особенности экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении определяются, прежде всего, тем, что все дети, посещающие ДОУ, с ограниченными возможностями здоровья, имеют различные хронические патологии, склонны к частым ОРВИ. Таким образом, контингент образовательного учреждения - часто болеющие дети. Именно поэтому направлением инновационной деятельности мы избрали «Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». В рамках данного направления была определена тема ОЭР «Проектная деятельность как средство организации взаимодействия детского сада и семьи в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида». Своеобразие эксперимента в том, что для активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств, обеспечения единых стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы решили использовать метод проектов.

В начале исследования мы выделили следующие проблемы осуществления проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях:

• низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

• нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

• недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

• низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Анализ посещаемости детьми ДОУ показал, что количество дней, пропущенных одним ребенком за год (средние показатели), составляет 16 дней. Мы сформулировали следующую задачу - охватить образованием максимальное количество детей, отсутствующих в дошкольном учреждении в связи с болезнью. Таким образом, мы пытались решить задачу предоставления одинаковых стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы часто болеющий ребенок не выпадал из образовательного процесса на продолжительное время. Нам представлялось возможным решить это с помощью проектной деятельности. Как правило, продолжительность проектов колебалась от двух недель до нескольких месяцев, что позволяло отсутствующему в ДОУ ребенку совместно с родителями дома выполнить часть проекта и затем активно включиться в деятельность после прихода в дошкольное учреждение. Информационную часть проекта с рекомендациями по выполнению различных этапов планировалось размещать на соответствующей странице сайта.

Цель первого этапа опытно-экспериментальной работы: создать необходимые предпосылки (программно-методические, кадровые, управленческие) к реализации программы ОЭР на практике. Первый организационно-диагностический этап, включал в себя:

- Определение готовности к участию в инновационном процессе педагогов ДОУ.

- Признание темы опытно-экспериментальной работы.

- Обучение педагогического коллектива:

- Освоение педагогическим коллективом понятий: педагогическое проектирование, субъектная позиция.

- Осознание педагогическим коллективом значимости и актуальности проблемы формирования субъектной позиции ребенка в проектной деятельности.

- Моделирование среды творческого взаимодействия взрослых и детей.

В течение первого этапа опытно-экспериментальной работы была создана система организационно - методической деятельности, включающая:

• деятельность творческой группы педагогов и специалистов;

• систему семинаров и консультаций для педагогов и специалистов;

• организацию коллектива для работы в режиме опытно-экспериментальной работы;

• заседания педагогического совета детского сада по теме опытно-экспериментальной работы;

• информационную поддержку опытно-экспериментальной работы на сайте детского сада.

В качестве пилотного исследования в 2011-2012 учебном году было реализовано три проекта: «Истории елочных игрушек», «Как мы Новый год ждали», «Масленичная неделя» (материалы представлены на сайте ДОУ). Результаты убедили нас в том, что проведенная работа повысила педагогическую компетентность и мотивацию воспитателей и специалистов ДОУ, заинтересованность родителей.

Для погружения педагогов в проблему опытно-экспериментальной работы был разработан план повышения квалификации педагогов и специалистов по теме «Проектная деятельность». Творческой группой ДОУ разрабатывались анкеты для всех участников эксперимента на выявление уровня понимания данной проблемы и степени включенности в эксперимент. Система повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности, включала в себя тематический педсовет, посвященный работе ДОУ в режиме опытно-экспериментальной площадки, цикл семинаров «Технология проектной деятельности», индивидуальные и групповые консультации по темам: «Современные педагогические технологии в ДОУ», «Использование метода проектов в ДОУ».

По результатам анкетирования были определены некоторые личностные и профессиональные качества участников проекта: выявлены отношение педагогов к проектной деятельности и их творческий потенциал; произведена оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; определена готовность педагогов к внедрению новых технологий и инноваций. Результаты анкетирования педагогов, специалистов и родителей позволили определить, что: 33% респондентов имеют представления о проектной деятельности, но 66% - не знакомы с технологией проектной деятельности; 92,4% готовы начать изучение проблемы и только 6,6% не готовы. Среди родителей, готовность участвовать в совместной работе, в т.ч. с использованием интернет ресурсов ДОУ составила 93%, а 7% были не готовы участвовать в совместной работе.

Система управления инновационной деятельностью включала в себя локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ в ходе реализации инновационного проекта:

1. Приказ «О переводе ГДОУ № 136 в режим экспериментальной площадки» в соответствии с распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга № 308 от 01.03.2011 г.

2. Положение о деятельности Государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга в режиме экспериментальной площадки.

3. Приказ «О создании творческой группы для организации деятельности дошкольного образовательного учреждения в режиме экспериментальной площадки».

4. Положение о творческой группе педагогов.

Были определены возможные риски в процессе осуществления эксперимента:

· Недостаток материальных ресурсов (расходные материалы, использование технических средств обучения).

· Дополнительная нагрузка на воспитателей, вызванная необходимостью планирования и осуществления проектной деятельности, педагогической диагностики, а также оформления отчетной документации.

Для оценивания надежности используемых механизмов реализации эксперимента предполагалось использовать несколько методик: анкетирование участников социального партнерства, диагностику уровня интеллектуального и социального развития детей; устные опросы; наблюдение за ходом реализации совместных проектов и программ; анализ методических разработок по проблеме; рейтинговую оценку; статистические методы.

В конце первого этапа работы определились перспективы реализации следующего этапа эксперимента: разработать комплекс проектов и обосновать модель системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием данного комплекса; апробировать методическое обеспечение разработанной модели в ДОУ; провести контрольную диагностику и необходимую коррекцию. Второй этап опытно-экспериментальной работы, теоретико-экспериментальный, включал в себя:

· Разработку и обоснование системы воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями с использованием метода проектов и ее методическое обеспечение.

· Апробирование методического обеспечения разработанной модели.

· Проведение контрольной диагностики и необходимой коррекции.

В течение второго года опытно-экспериментальной работы были разработаны и реализованы как локальные проекты (на одной-двух группах), так и проекты, реализованные на всех или нескольких группах ДОУ. Среди локальных следует отметить проекты младших групп: «Осень-художница», «Моя семья», «В гостях у медвежонка», «Для елочки праздничный наряд», «Теремок»; средних и старших групп: «Овощи», «Чистота - залог здоровья», «Космический зоопарк»; подготовительных групп – «Тряпичные куклы», «Люблю тебя, Петра творенье…», «Олимпиада». Масштабные проекты, в которых участвовали даже группы раннего возраста это – «Мини-музей в ДОУ», «Новогоднее окно», «Спасем лесную елочку».

Следует отметить, что проекты, связанные по тематике с новогодними праздниками стали традиционными в детском саду. Проект «Спасем лесную елочку» завершал 2013 год, который был объявлен годом экологии. Выставка-конкурс елочек, как итоговое мероприятие, проходил под девизом «Сделаем елочку сами, сами своими руками, чтобы елочка в лесу сберегла свою красу!». Все проекты планировались с учетом интеграции образовательных областей и охватывали разделы социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. В соответствии с этим и подбиралось методическое обеспечение проектной деятельности.

Обязательным разделом методического обеспечения каждого проекта был раздел «Работа с родителями детей, отсутствующими во время проведения проекта в ДОУ». На сайте учреждения размещалась информация о начале проекта в конкретной группе, давались рекомендации родителям по теме, где подробно объясняли план работы: что можно почитать детям, о чем рассказать, какие поделки сделать, какие выставки и мероприятия планируются по теме проекта. Продолжительность проектов в группах была разной от одной недели до трех месяцев. Таким образом, ребенок, отсутствующий в детском саду, мог тоже участвовать в проектной деятельности, и, придя в детский сад, продолжить эту работу уже вместе со всеми детьми.

Творческой группой педагогов и специалистов были разработаны следующие критерии для экспертизы проектов: значимость и актуальность выдвинутой проблемы, полнота раскрытия темы, продуманность системной паутинки, роль родителей в осуществлении проекта, оригинальность решения проблемы, конечный продукт, убедительность презентации содержания проекта, методическое сопровождение проекта. Соответствие каждому критерию выражается в баллах. Такая подробная экспертиза проектов помогала воспитателям оттачивать мастерство в проектировании реализации проектов в работе с детьми и родителями.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с 2011 год по 2014 год показал следующее:

Родители, участвующие в проектной деятельности:

• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

• смогли реализовать свои творческие способности.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

• проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

• обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;

• осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

• реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Дети, участвующие в проектной деятельности:

· научились приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

· приобрели коммуникативные навыки и умения, умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

· познакомились с разными точками зрения на одну проблему;

· освоили умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Эффективность результатов проектной деятельности за 2011-2014 гг. подтверждается рядом показателей: значительно возросло количество реализованных проектов (с 14 в 2011 году до 32 в 2013 году). В 2013 году преобладали проекты не локальные, а масштабные, в которых участвовали группы всего ДОУ. Увеличилось количеством участников проектной деятельности, особенно значимым стало увеличение заочных участников – детей и родителей, которые отсутствовали во время проведения проекта непосредственно в группе, но в проекте принимали активное участие. На рис.1 показано это изменение числа участников проектов.

136-1.JPG

Рис.1. Количество участников проектной деятельности за 3 года ОЭР

Примечателен и такой факт: количество детей, привлеченных в проекты очно, несколько ниже в 2013 году, чем в 2012, что связано с тем что возросло количество заочных участников, а количество родителей увеличилось. Дело в том, что очень часто в проекты включались не отдельные мамы или папы, а целые семьи. Зачастую и бабушки с дедушками, и другие родственники становились активными участниками того или другого проекта.

Наша опытно-экспериментальная работа была задумана с целью выравнивания стартовых возможностей выпускников ДОУ при поступлении в школу, поэтому для нас важно было проанализировать результаты мониторинга развития интегративных качеств в подготовительных группах. Полученные данные представлены на рис. 2-4.

136-2.JPG


136-3.JPG

Представленные в диаграммах данные убеждают, что инновационная деятельность оказала непосредственное воздействие на развитие личности детей, их физические, интеллектуальные и личностные качества достигли к концу опытно-экспериментальной работы высокого уровня, средний уровень исчез полностью. Разработка и защита проектов развивала у детей умение осуществлять поиск и анализ информации, умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды (даже при отсутствии ребенка определенное время в дошкольном учреждении), брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.

Изменилось и отношение родителей к образовательной деятельности в детском саду: родители становились сопричастны всему, что происходит в жизни группы и их ребенка, так как они становились непосредственными участниками многих событий. Наших родителей по праву можно считать полноправными субъектами образовательных отношений.

Опыт работы был представлен в виде статьи «Использование проектной деятельности как средства организации взаимодействия детского сада и семьи» на III Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология. Теория и практика», проходившей 11-12 июня 2013 года в Эстонии. Материалы по теме опубликованы на сайте www.intellekt.ee, проекты, разработанные нашими педагогами публиковались на сайте детского сада № 136 (https://sites.google.com/a/shko.la/detskij-sad-no-136/), а также детского сада № 36 Кировского района (http://www.kirov.spb.ru/detskieproekty/). В результате второго этапа опытно-экспериментальной работы был создан сборник проектов «Проектная деятельность как средство организации взаимодействия детского сада и семьи в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида», в который вошли десять проектов, созданных и апробированных в работе с детьми нашего ДОУ.

Еще одним результатом опытно-экспериментальной работы стало установление делового сотрудничества с ДОУ нашего города: № 36 Кировского района и № 27 Адмиралтейского района, инновационная деятельность которых также связана с проектной деятельностью детей и работой с родителями. Мы полагаем, что это сотрудничество является для нас одной из перспектив реализации следующего этапа эксперимента через организацию сетевого взаимодействия с этими и другими учреждениями.


Проектная деятельность как средство организации взаимодействия детского сада компенсирующего вида и семьи

Назад в раздел