Поиск по сайту

Обучающее развитие малыша. От развивающих программ к развивающему подходу

Автор: Липина В.В.


Возраст от рождения до 7 лет – это самый благоприятный период для развития ребенка. Кем станет ребенок, чем будет интересоваться в дальнейшем, какие способности проявит – все это определяется этим периодом жизни.

Самый важный период в первом детстве является ранний возраст – от 1 года до 3 лет. В этом возрасте идет интенсивное развитие всех сфер детской деятельности, закладка уникальных особенностей личности ребенка. В раннем возрасте при соответствующих условиях у детей совершенствуются движения, речь, происходят значительные изменения в мышлении, идет закладка для начала формирования нравственных качеств. Познавательное развитие ребенка напрямую зависит от активности, с которой он осваивает окружающий мир. Известный педагог Б.П. Никитин утверждал, что если в детстве не получить возможность развить те или иные умения и навыки, то в дальнейшем они утрачиваются [4]. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь. И, соответственно – то, что он не получит в детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в дальнейшем. Не менее известный педагог Мария Монтессори определила свободу выбора деятельности, как естественно развивающуюся, внутреннюю способность, выбирать наилучшее для себя и для других [2].

Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно [2]. Все развитие в этом возрасте проходит в игровой форме, через предметно-манипуляторную деятельность, играя, ребенок незаметно для себя усваивает те знания, умения и навыки, которые взрослый считает необходимым ему привить.

Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка [1]. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми - практически закончен. И именно поэтому «обучению» в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью. Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревшими моделями воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело. Если поместить малыша в стерильную обстановку - его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться - мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь - он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков - ему трудно будет обучаться музыке.

Но многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети».

В наше время с каждым днем возрастают требования к человеку. Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.

Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем лучше развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования.

Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. Его не надо заставлять что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и создание соответствующих потребностям малыша условий.

Цель родителей - дать ребенку новые возможности в жизни.
Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины. Речь идет о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

В этом случае дети не могут и «перегрузиться», так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им интересно, что приносит им радость и удовольствие. Наша задача - наилучшим образом удовлетворить любознательность детей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира. Раннее обучающее развитие не может повредить физическому формированию и росту ребенка, так как мы все делаем без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надо - пусть он учится сам. Мы лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте - это игра, и заканчивать ее надо до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.

Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих силах - проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веря в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Но надо помнить, как говорила Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что главное не в тех учебных пособиях, которые приобретаем или изготавливаем для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят. Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка [3].

Больше всего раннее осознанное познавательное развитие нужно самому ребенку - развивающейся личности. Многое зависит от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная «занятия» с ребенком раннего возраста предоставляем детям широкие возможности, помогаем ему овладеть инструментами для познания жизни ради него самого.

Раннее развитие малыша - это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Развивающий подход к развитию ребенка раннего возраста - это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – наиболее важные особенности психики ребенка по сравнению с психикой взрослого. Исходя из этих особенностей детской психики, и строится наш развивающий подход к организации деятельности ребенка [5].

Цель подхода - создать психолого-педагогические условия организации детской деятельности с учетом индивидуальных особенностей и познавательной активности ребенка посредством развивающих игр.

Для реализации поставленной цели мы вывели формулу нашего развивающего подхода: «Интерес – индивидуальный подход – свобода выбора – основные направления нашей работы с детьми раннего возраста».

В нашем подходе выделено несколько направлений: социально-личностное, познавательно-речевое, сенсорное. В своей работе мы используем игровые, словесные, наглядные и практические методы взаимодействия с детьми раннего возраста. В качестве игровых пособий мы использовали: игры Лены Даниловой «Радужное лукошко», Игры Никитина «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат», рамки-вкладыши М. Монтессори, блоки Дьенеша и другие.

В процессе взаимодействия с детьми посредством развивающих игр развиваются: речь, памяти, внимание, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются сенсорные способности, цветоощущение и координация мелкой моторики, дети учатся анализировать, синтезировать и комбинировать, привыкают к аккуратности, учатся целеустремленности.

В процессе организации детской деятельности мы выделили основной принцип построения совместной деятельности педагога с детьми, который заключается в следующем: мы знакомим ребенка с игрой, обогащаем его игровой опыт. В данной ситуации педагог выступает актером. При совместной игре с ребенком педагог оказывает косвенную помощь через игровой персонаж, создает игровую ситуацию. В этом случае педагог является партнером ребенка. В ситуации самостоятельной игры ребенка с развивающими пособиями, педагог выступает наблюдателем. Здесь проводится диагностика знаний, умений и навыков ребенка. Осуществляя творческий подход, принимая инициативность, педагог является восхищенным зрителем.

Таким, образом, в заключении хотелось бы сказать словами Б.П. Никитина «Играя со своими детьми, мы учимся, не мешать ребенку думать и принимать решение» [4]. Игру выдумываем сами, творим исходя из потребностей и интересов ребенка: интерес-действие-практика-результат.



Литература:

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968

2. Презентация книги Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913

3. Монтессори М. Дети — другие. // C о вступительной статьей и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД «Карапуз». М. 2004

4. Никитин Б. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., 1990

5. Кроха. Программа развития и воспитания детей до 3 лет в условиях семьи. Н.Новгород, 1998


Поделиться:


Назад в раздел