Поиск по сайту

Перспективы формирования транспортной культуры молодежи

Автор: Данченко С.П.


Современные достижения научно-технического прогресса вооружают организаторов дорожного движения новыми эффективными средствами управления транспортными потоками и предупреждения дорожного травматизма. И, тем не менее, быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу источником повышенной опасности. По международной статистике, смертность в результате дорожно-транспортных происшествий стоит на третьем месте после смертности от болезней системы кровообращения и раковых заболеваний. Автомобильный травматизм уносит больше жизней, чем все эпидемии вместе взятые. Вот почему безопасность на дорогах стала одной из самых острых социальных проблем современности.

Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувства горечи и досады. Но еще больнее, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Основные причины несчастий – переход дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосторожная езда на велосипедах и мопедах.

Совершенно очевидно, что все названные причины вытекают из слабого знания и вследствие этого невыполнения детьми правил дорожного движения.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тысяч человек. На дорогах с 2004 по 2010 год включительно погибло 7 900 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 166 020 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за эти годы составил 506 246 человек, что в 2,3 раза больше, чем, например, численность российского населения, занятого в сельском хозяйстве.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.

Решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации назвал одной из актуальных задач развития страны.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что:

1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

3. Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.

4. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Таким образом, обучение безопасному поведению школьников на дорогах в соответствии с Законом должно проводиться обязательно. Прерогатива обучению безопасного поведения школьников на дорогах должна принадлежать курсу ОБЖ. Деятельность системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по обучению учащихся безопасному поведению на дорогах проводится в соответствии с федеральными целевыми программами (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения. Результаты реализации стратегии обеспечения безопасности дорожного движения в России с 2006 по 2012 год свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. За 5 лет ее реализации число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, удалось сократить на 23 процента.

В рамках реализации этой ФЦП в 2010 году по сравнению с расчетным 2004 годом, в частности, сократились:

- тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших) – на 6,8 процента, составив 9,6 погибшего на 100 пострадавших;

- количество детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий – на 36 процентов.

Вместе с тем, несмотря на эффективность реализации ФЦП в 2006 - 2012 годах, движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами. В частности на 100 тысяч жителей в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет почти в 5 раз больше человек, чем в Нидерландах, и в 2 раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в 2 раза выше российского.

Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, актуальным является продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами. Поэтому в 2012 году была разработана Концепция ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах». В Концепции определена необходимость продолжить деятельность по повышению безопасности дорожного движения централизованно, в рамках федеральной программы.

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения в рамках Программы и активизации роли государства в решении задач с использованием программно-целевого метода.

Чтобы обучение стало эффективным, оно должно быть обязательным, систематическим и непрерывным. Большинство европейских стран рассматривают образование в сфере дорожной безопасности как неотъемлемую часть целостного подхода к обеспечению детской безопасности на дорогах, во многих странах оно обязательно и преподается как в начальной, так и в средней школах.

По распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга была разработана программа учебного модуля «Дорожная безопасность» для учащихся 1-9 классов и учебно-методический комплект, реализуемые в курсе ОБЖ. Однако в возрасте 14-17 лет подростки попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП) не столько из-за незнания ПДД или по неосторожности (как младшие школьники), а из-за переоценки своих возможностей, невнимательности, спешки. Поэтому для учащихся 10-11 классов также необходимо изучение дорожной безопасности на базе знаний, полученных в основной школе. Поэтому Комитет по образованию Санкт-Петербурга предложил Академии постдипломного педагогического образования разработать программу по ПДД для учащихся 10-11 классов.

Изучение правил дорожного движения в 10-11 классах может осуществляться:

- интегративно, включив их изучение в содержание различных предметов;

- включением в содержание курса ОБЖ;

- на классных часах. Это самая распространенная форма изучения вопросов дорожной безопасности;

- на элективных курсах.

В образовательных учреждениях могут использоваться различные формы обучения старших школьников дорожной безопасности. При выборе формы обучения нужно понимать, что в основе должно быть умение подростков критично относиться к собственным действиям в различных дорожных ситуациях, воспитывать у них чувство взаимоуважения к другим участникам дорожного движения. Все эти черты личности, наряду со знанием и соблюдением ПДД являются составляющими транспортной культуры.

Проблема обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений безопасному участию в дорожном движении определяется не только требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения, но и в первую очередь важностью и необходимостью сохранения жизни и здоровья детей и подростков. Поэтому учитель, преподающий вопросы дорожной безопасности должен в совершенстве:

- знать правила дорожного движения РФ и строго выполнять их, так как учитель является примером, образцом подражания для учеников.

- владеть методикой преподавания ПДД:

1. использовать эффективные методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Определять факторы, влияющие на результативность уроков по ПДД.

4. Применять учебные и наглядные пособия.

5. Использовать ситуационные методы обучения.

Для проверки знаний учащихся желательно использовать компьютерные программы, например «Экзамен ПДД онлайн» http://sanekua.ru/pdd/pdd.html, позволяющие проверять качество усвоения ПДД по каждому разделу Правил дорожного движения, а также проводить итоговый контроль.

Оценку качества знаний Правил дорожного движения у выпускников средней школы предпочтительно учитывать при выставлении итоговой оценки по ОБЖ за курс средней школы. Основанием для этого является то, что дорожная безопасность является составной частью «личной безопасности в повседневной жизни», раздела, который включен в содержание курса ОБЖ 10-11 классов.

На прошедшем 4 июня 2013 года в Москве Всероссийском семинаре-совещании по детской безопасности Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов озвучил данные, что больше всего детей гибнет на дорогах Дагестана и Московской области. Рекордсмены по пострадавшим на дорогах – Москва и Санкт-Петербург.

По словам Астахова, есть среди регионов лидеры по количеству погибших детей, есть и те, которым удается бороться с этим бедствием. Например, в прошлом году детская смертность на дорогах резко выросла – на треть – в Ульяновской области, Республике Алтай и Адыгее.

В то же время Павел Астахов назвал и те регионы, на опыте которых стоит поучиться. На Чукотке смертность детей на дорогах за год сократилась на 80 процентов. В Костромской и Магаданской областях снизилась гибель их на дорогах почти на 50 процентов. Более чем на 30 процентов меньше детей погибло в Псковской губернии.

За 4 месяца 2013 года произошло 4 263 аварии с участием детей. В них погибло 138 детей и 4 511 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких ДТП сократилось на 5,1 процента, количество погибших на 26,2 процента, раненых – на 3,7 процента. Почти 52 процента всех дорожных происшествий с детьми – это наезды. В среднем по стране происходит 18 наездов ежедневно.

В 46 процентов случаев – а это 1017 ДТП – в авариях виноваты дети.

Трудно согласиться с данными о виновности детей. На международной научно-практической конференции «Транспортная культура подрастающего поколения: состояние, проблемы, перспективы», состоявшейся в сентябре 2011 года, представитель Финляндии, занимающийся реализацией российско-финских проектов по повышению безопасности дорожного движения возле школ, рассказал об опыте работы по уменьшению детского дорожно-транспортного травматизма. Если в России после дорожно-транспортного происшествия с участием ребенка разбирают аварийную ситуацию с тем, чтобы определить виновного, то в развитых европейских странах, прежде всего, определяют какие меры необходимо предпринять, чтобы ребенок на этом месте дороги не мог пострадать в дальнейшем.

Таким образом, проблема дорожно-транспортного травматизма в России, а значит и детского дорожно-транспортного травматизма – сложная проблема, решить которую могут только совместные усилия всех заинтересованных организаций: ГИБДД, образование, строители и эксплуатационники дорог. При этом одна из самых сложных задач поставлена перед образованием – воздействовать на сознание учащихся, чтобы сформировать законопослушного участника дорожного движения, обладающего высоким уровнем транспортной культуры.


Литература:

1.Распоряжение Правительства российской федерации от 27 октября 2012 года N 1995-р  «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"

2.Данченко С.П., Форштадт М.Л. Учебные пособия по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 5,6,7,8 и 9 классов.// СПб: изд. «Лики России», 2007.

3.Григорян Н.В., Данченко С.П., Форштат М.Л.)  Методические рекомендации по правилам и безопасности дорожного движения.) в помощь учителю по проведению уроков  в 5,6,7,8. 9 классах.// СПб: изд. «Лики России», 2008.

4.Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения //СПб: изд. «Лики России», 2010.

 

 


Перспективы формирования транспортной культуры молодежи

Назад в раздел