Поиск по сайту

Социально-психологические механизмы и особенности социализации личности в современном обществе

Автор: Андреева М.К.



<p align="center"><b><i> </i></b></p>

<p align="justify"><b><i>Социализация </i></b>– сложный и многогранный процесс. В соответствии с обобщенной трактовкой процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества и полноценной личности. Принципиальный вопрос, с которым сталкивается теория социализации – это вопрос об активности-пассивности индивида в этом процессе. В соответствии с одной точкой зрения, присущей ряду представителей западной психологии, индивид является объектом целенаправленных воздействий со стороны социума в плане приспособления его к социальной жизни; акцент при этом делается на принуждении, навязывании взглядов и норм поведения.</p>

<p align="justify">Другая точка зрения акцентирует внимание на активности индивида в процессе социализации, на его субъективной позиции в ходе присвоения норм и ценностей общества. Конкретные условия и специальное окружение могут либо препятствовать проявлению активности и целенаправленно формировать конформную личность, либо способствовать развитию таких качеств личности, которые позволяют преодолеть «принудительную конформность». </p>

<p align="justify">В отечественной социальной психологии наиболее распространено следующее понимание процесса социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем восхождения в социальную среду, в систему социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». При таком понимании социализации фиксируются не только процесс социальной ориентировки, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения.</p>

<p align="justify"> В целях конкретизации анализа особенностей современного социализационного процесса выделим наиболее значимые аспекты его анализа.</p>

<p align="justify">В анализе социализации может быть сделан акцент на трансляцию культурно задаваемых ценностей, моделей поведения. Социальное развитие личности (процесс воспитания в широком смысле) в данном случае может рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации. Результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре (языке, традициях, ценностях). Безусловно, <b>речь идет, прежде всего, об освоении национальной культуры.</b></p>

<p align="justify">В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию:</p>

<p align="justify">· <i>Вертикальная трансмиссия</i>, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям.</p>

<p align="justify">· <i>Горизонтальная культурная трансмиссия</i> предполагает, что ребенок, подросток осваивает социальный опыт, традиции культуры в общении со сверстниками.</p>

<p align="justify">· «<i>Непрямая трансмиссия культуры</i>, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его людей.</p>

<p align="justify">Процесс социализации может быть понят как процесс собственно <b><i>усвоения (интернализации) социального опыта</i></b>. В данном случае акцент переносится на само содержание усвоенного и механизмах этого усвоения: усвоение моделей поведения; усвоение социальных норм, символов, ценностей и установок.</p>

<p align="justify">Социализация также может рассматриваться с точки зрения результатов социализации, то есть социализации <b>как адаптации.</b></p>

<p align="justify"> </p>

<p align="justify">Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, "механизмов". Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам, по мнению А.В. Мудрика, можно отнести следующие:</p>

<p align="justify">Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.</p>

<p align="justify">Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.</p>

<p align="justify">Экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.</p>

<p align="justify">Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.</p>

<p align="justify">Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.</p>

<p align="justify">К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.</p>

<p align="justify"><i>Традиционный механизм социализации</i> (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: "…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой". Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.</p>

<p align="justify"><i>Институциональный механизм социализации</i>, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.</p>

<p align="justify">Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. Реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, "поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать". Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.</p>

<p align="justify"><i>Стилизованный механизм социализации</i> действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.</p>

<p align="justify"><i>Межличностный механизм социализации </i>функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует. А если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.</p>

<p align="justify">Социализация человека, а особенно детей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизированный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.</p>

<p align="justify">В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:</p>

<p align="justify">стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;</p>

<p align="justify">относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп;</p>

<p align="justify">относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;</p>

<p align="justify">более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостоятельности, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.</p>

<p align="justify">Используя подход, имеющий много общего с теорией культивирования, различные теории социализации (Heath & Bryant, 1992) акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем. Мейровиц (Meyrowitz, 1985) и Поустмен (Postman, 1982, 1985) утверждают, что в век телевидения дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это было несколько столетий назад. Телевидение - это окно, через которое дети узнают о мире взрослых, более не являющемся для них тайной. Таким образом, влияние телевидения заключается в гомогенизации стадий развития: дети становятся похожими на взрослых, а взрослые - похожими на детей. Кроме того, постулируется и приписывается влиянию СМИ аналогичное "сглаживание" дихотомий маскулинность - фемининность и политик - обыватель, следствием которого становится более андрогинное поведение и оценка политических кандидатов в соответствии с личными стандартами.</p>

<p align="justify">В анализе процесса социализации может быть сделан акцент на <i>активности субъекта социализации</i>, которая проявляется во многих сферах: в приверженности разным ценностям, в выборе ролей, мировоззрения и т.п.</p>

<p align="justify">Перечисленные грани процесса социализации выделены условно, в реальности они неразрывно слиты друг с другом. На всех этапах и во всех звеньях процесса социализации осуществляется воздействие общества на личность или непосредственно или через группы. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством смыслов и групповых ценностей. Те группы, в которых личность непосредственно приобщается к нормам и ценностям, которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации (формальные и неформальные)</p>

<p align="justify">На становление личности воздействие оказывает как влияние других людей и групп, так и общества в целом., которое включает: социальные институты, коллективные представления, культуру, а также средства массовой информации (СМИ). Проблема заключается в том, что цели и способы воздействия формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Воздействие СМИ, телевидения и рекламы во многом противодействуют воспитательным усилиям педагогов школ и вузов, внедряя в сознание молодежи стереотипы массового сознания , ценности потребления.</p>

<p align="justify"><b>Социализация как интернализация. </b>Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность, и следовательно, механизмов трансляции социального опыта. В этом случае социализация выступает как интернализация , которую можно определить как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.</p>

<p align="justify">При этом, как правило, речь идет о двух основных характеристиках этого процесса: освоение моделей поведения, а также усвоение социальных значений, символов, ценностей и установок.</p>

<p align="justify"><b>Социализация как адаптация. </b>В данном аспекте в качестве основного результата социализации выступает такое приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а его нарушение – как дезадаптация.</p>

<p align="justify"><b>Социализация личности как конструирование реальности. </b>В данном аспекте социализации акцент делается на активности субъекта, которая проявляется во многих сферах: в избирательном отношении к ролевому репертуару, в приверженности той или иной системе ценностей.</p>

<p align="justify">Таким образом, реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые и в этом смысле – конструируемые, сотворенные. </p>

<p align="justify">Важную роль в социализации личности безусловно играет семья, которая способна создать атмосферу правдивости и искренности, а также атмосферу спокойной, достойной дисциплины, ограждающей ребенка одновременно и от вседозволенности и от террора. «Самое важное в воспитании - это <i>духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, </i>а может уже подстерегающих его опасностей и искушений – источник силы и утешения в его собственной душе . <i>Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»</i> .</p>

<p align="justify">Рассмотрим <b><i>особенности социализации современной молодежи</i></b>. В настоящее время социологи констатируют, что воспитательные процессы ослаблены, наблюдаются негативные явления в нравственном, правовом, гражданском становлении молодежи в целом по стране. Социальная стихия, обрушившаяся на нашу страну с начала 90-х годов оказывает еще более мощное и сильное воздействие на молодежь, на ее несформировавшееся сознание, смятенные чувства, неокрепшую волю. «Дух общества», пораженный ложными ценностями и идеалами, чужеродными энергиями и взглядами, словно гигантский пресс давит, уродует сознание людей, развращая юные души пропагандой разгула страстей и вседозволенности, формируя их личность на новый (западный, американский) лад, сводя «на нет» самоотверженные усилия педагогов и воспитателей.</p>

<p align="justify">Социологи и педагоги делают мрачный вывод: «Молодежь, подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей, они оказались податливы американской массовой культуре … на них преднамеренно обрушили шквал «порнухи» и «чернухи»; они в основном своем безыдейны, а значит равнодушны и даже враждебны к традициям русского патриотизма». В связи с этим появился термин <i>«новые нерусские».</i></p>

<p align="justify">Некоторые педагоги высшей школы открыто провозглашают отказ от ответственности за развитие личности обучаемых, их духовно-нравственное становление и воспитание, возлагая всю ответственность на самих них самих и их семью. Семья, в свою очередь, ссылается на недоработки педагогов, и все вместе справедливо указывают на отсутствие целенаправленной государственной политики в области воспитания нравственности и морали молодежи ( хотя бы на уровне ограничения негативного воздействия СМИ и рекламы).</p>

<p align="justify">Образование, являясь одной из гуманитарных практик, призвана реализовывать цель «становления» человеческого в человеке. Однако мы сталкиваемся с <i>тенденцией подмены образования как гуманитарной практики разнообразными психотехническими, образовательными технологиями,</i> которые не берут на себя ответственность за освоение человеком абсолютных смыслов бытия, становление индивидуальности, становления мировоззрения и нравственных ценностей.</p>

<p align="justify">В современной социальной ситуации вузы становятся главным институтом социализации, воспитания нравственности и освоения культуры. В связи с этим воспитатель, преподаватель высшей школы призван стать борцом за сохранение и взращивание «человеческого в человеке» и сам находится в непрестанной борьбе за достойную человеческую жизнь (С.Л.Рубинштейн).</p>

<p align="justify">Известный российский философ И.А.Ильин по этому поводу писал: «Образование без воспитания есть дело опасное, оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка».</p>

<p align="justify">Человек - субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на духовные и нравственные ценности традиционной национальной культуры. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы <b><i>состоялось рождение личности.</i></b></p>

<p align="justify">Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека, существующий на уровне индивидуального и общественного сознания. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным. Однако присвоение культурного опыта - от орудийных действий до нравственных норм - не происходит автоматически и не является спонтанным; оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности – инкультурации, социализации. </p>

<p align="justify"><b>Социализация</b> – процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни. Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. </p>

<p align="justify">Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида называют <i>агентами социализации.</i> Для детей и подростков основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники<i>, средства массовой информации.</i></p>

<p align="justify">Особенностью нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков и молодежи , заключается в том, что этот процесс происходит в условиях кризиса института семьи и семейного воспитания, коммерциализация средств массовой информации</p>

<p align="justify"><i>Коммерциализация средств массовой информации</i>, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с компьютерными играми — наиболее распространенные виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.</p>

<p align="justify">В литературе приводится тревожная картина <b><i> </i></b><i>современной молодежной субкультуры в России. Она характеризуется следующими особенностями:</i></p>

<p align="justify">-Преимущественно <i>развлекательно-рекреативная направленность.</i></p>

<p align="justify">-«<i>Вестернизация» (американизация)</i> культурных потребностей и интересов.</p>

<p align="justify"><i>-Приоритет потребительских ориентаций</i>над креативными. </p>

<p align="justify">-Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.</p>

<p align="justify">-<i>Внеинституциональная культурная самореализация.</i> </p>

<p align="justify"><i>-Отсутствие этнокультурной самоидентификации</i><i>.</i></p>

<p align="justify"><i>-Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении,</i> деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство, реальная жизнь), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями. </p>

<p align="justify">Таким образом, в настоящее время <b>наблюдаются <i>тенденции деформации процесса социализации – процесса вхождения человека в культуру своего народа (инкультурации</i>). </b>Социальные психологи отмечают, что нарушены в основном все уровни инкультурации: </p>

<p align="justify">· вертикальная трансмиссия культуры (передача культурных ценностей, верований, культуры поведения от родителей к детям ; </p>

<p align="justify">· горизонтальная трансмиссия культуры - освоение в процессе общения социального опыта и традиций культуры и морали (СМИ, реклама, мода): транслируется низкий уровень моральных ценностей, внедряются ложные ценности и аморальные установки (насилие как способ достижения цели и разрешения конфликтов; страсть к наживе; распущенность, свобода сексуального поведения ; индивидуализм, эгоизм; самоутверждение, гордыня; асоциальность, антисоциальность, криминализация сознания; бездуховность (отсутствие стремления к познанию высших ценностей человеческого бытия); гедонизм (стремление к удовольствиям); вседозволенность (разрушение табу) и др. (Н. Маркова)</p>

<p align="justify"> <b><i>Секс-пропаганда и уничтожение табу</i></b>. В начале 90-х годов обновляются средства массовой информации, отбрасываются все табу и возводят секс для подростков в ранг суровой жизненной необходимости. Российские телеканалы переполнены сексуальными символами. Секс-пропаганда указывает на внедрение идей западной «сексуальной революции» и правится в СМИ единой рукой. Это массированное внедрение, культуринтевенция. (Н.Маркова) . Упорное непринятие закона о цензуре и высказывания о свободе слова имеют общее происхождение: свобода слова – пропаганда, разрушающая нормы цивилизации, свобода уничтожения культуры.</p>

<p align="justify">Драматичность секс-пропаганды состоит в том, что подросток свято верит в печатное слово. У подростка велика ранимость и напряженность психики, высокий уровень личностных расстройств. Секс-пропаганда призывает подростка окунуться в радости безличного секса и он становится беззащитным (психологически и экономически). Все это ведет к внутренним конфликтам между новыми задачами, перед которыми стоит подросток и чувством неполноценности от осознания сложности их выполнения. Подросток становится жертвой секс-пропаганды (беспорядочная половая жизнь, посещение тусовок, прием алкоголя, наркотиков). У таких молодых людей возникает разочарование, неудовлетворение, депрессия. Секс-пропаганда связана с увеличением сбыта наркотиков, а для этого надо подростка погрузить в депрессию.</p>

<p align="justify"><b><i> </i></b><b><i>D</i></b><b><i>-мода . Один из основных условных стимулов – мода.</i></b> D-мода и ее пропаганда в СМИ – один из главных катализаторов западной псевдореволюции и появления новейших субкультур. Свойство человека болезненно чувствовать неодобрение окружающих (социальный контроль) использует D-мода. В отличие от подлинной моды, обозначающей эталоны привлекательности или социальный статус (тушевание такового), D-мода употребляет коды исключительно эпатажного характера. В ее арсенале полный набор исторических клейм, закрепляющих удаление (изоляцию) от общества. Так, привилегию бриться наголо издавна имеют рабы, преступники, революционные повстанцы, каторжане, солдаты, монахи. Из обозначения племенного статуса туземная татуировка становится принадлежностью моряков (людей, отлученных от земли) и заключенных (от общества). В эпатажной D- моде, под пристальным взглядом прохожих подросток беспомощен и испытываемый страх сменяется агрессией. Этот образ противопоставляется обществу. Главный принцип D-моды: одежда, прическа, облик должны вызвать насмешки, неприязнь, презрение и отделять молодежь от общества.</p>

<p align="justify">В 50-х годах поведенческая революция сознательно использовала психологию масс для прививания нужных идей и чувств. В настоящее время продюсеры выстраивают сексуальный ореол звезды (участие актера в фильмах с шокирующими секс-сценами, частые пикантные публикации, любовные скандалы и т. д.) и таким образом происходит трансформация актера в безусловный сексуальный стимул. D-маркетинг (Н.Маркова) упростил задачи и для признания публики не обязательно обладать талантом. Для того чтобы зажглась новая звезда, ее имя должно постоянно звучать в СМИ рядом с набором элементарных безусловных стимулов. Известной манекенщице, женщине-подростку Твигги достаточно было смело обнажить ноги, надев «мини», чтобы рromotion сделал ее популярность сверхъестественной. Неверно было бы думать, что звезды экрана, моды и поп-музыки подражают подростковой моде, желая понравиться зрителю. Напротив, важным условием подписания контракта или предоставления средств для съемок является трансляция D-моды, будь это мини, или обривание головы, татуирование или выступление в D-макияже. </p>

<p align="justify">Наблюдается примечательный феномен. Соединяясь с D-звездой, обладающей качеством Безусловного стимула, асексуальные и уродливые знаки моды приобретают сексуальный характер. При этом D-мода, скопированная подростками с кумиров, для большинства окружающих сексуальным стимулом не является и в их глазах выглядит нелепо, так как мифотворческие информационные потоки направлены лишь в определенный целевой сектор (12-25 лет). <b><i>Внедряемый сегодня образ маргинала – бритоголовое или перигидрольное татуированное существо с кольцами в носу, ушах, на пупке и ягодицах, со слабо различимыми признаками пола и кошмарным макияжем.</i> </b>Каждый из этих знаков – сексуальный сигнал-стимул для окружающих, вопиющий о желании нравиться, быть значительным. </p>

<p align="justify">Если обратить внимание на использование западными, а теперь и отечественными рок-звездами элементов субкультурного имиджа, здесь полный набор клейм D-моды: бритые головы, разноцветно окрашенные волосы, свалянные в сложный колтун дреды, панковские гребешки, цветные татуировки, ассиметричная челка и пр. Аксессуары D-моды не покидают экраны и страницы. Море рекламной информации о поп-музыке и ее исполнителях, российских и зарубежных, обрекает современного подростка на эго-идентификацию с рок-звездами. </p>

<p align="justify"> Весьма любопытно смотрятся на фоне нового «искусства» данные об интенсивности самоубийств в России: «В 1991-1995 годах интенсивность самоубийств в России возросла в 1,6 раза. Теперь в среднем по стране кончают с собой 40-42 человека на 100 тысяч в год. А в отдельных регионах – 120-180. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), критическим уровнем считается 20». </p>

<p align="justify">Типичный кандидат в самоубийцы «…человек молодого, трудоспособного возраста…с невысоким образовательным цензом. Дезадаптированный в социальной и сексуально-супружеской сферах, с наличием невротических расстройств или депрессий<b>. Атеист.»</b> (В.Г.Остроглазов). Характерно, что мощный поток враждебной, блокирующей нормальный половой рефлекс, навязывающей девиантность и депрессию, убийственной для психики информации, под видом развлечений и нового искусства обрушивается именно на этот сектор рынка. </p>

<p align="justify"> Имея представление о депрессивном воздействии новой музыки и о законах, по которым привнесенная таким образом в сознание подростка депрессия развивается в дальнейшем, (порочный круг депрессия – негативизм –депрессия) мы можем ясно представить себе неотвратимый ход событий. </p>

<p align="justify"> Дальнейшее следование «свободе слова и плюрализму мнений», т.е. отсутствие элементарной цензуры, обеспечивающей психологическую, и физиологическую безопасность членов общества от депрессивного воздействия убийственной музыки, и столь же убийственного искусства несет: </p>

<p align="justify">· Разрушение института социализации детей и подростков, уничтожение культурной преемственности и рост преступности. </p>

<p align="justify">· Блокирование естественного полового рефлекса средствами искусства и СМИ; приобщение населения к «релятивному и рекреативному» сексу; распространение женского и мужского гомосексуализма (как и в развитых странах нас ожидает 5 – 10%), а также вал детской проституции и порнографии. Психические травмы как следствие неудовлетворенности и психологического дискомфорта, в дальнейшем - частая смена партнеров, потребление наркотиков, рост самоубийств. </p>

<p align="justify">· Частичное разрушение института семьи (здесь прослеживается прямая связь с пунктом №1) и как следствие – дальнейшее снижение рождаемости и перманентная демографическая катастрофа. </p>

<p align="justify">· Эпидемия СПИДа, наркомании, дальнейшее уменьшение населения России, запланированное творцами экспансии. </p>

<p align="justify"> Н. Маркова в своей статье «Культуринтервенция» информировала о Проекте «Барьер». Это программа профилактики наркомании , основанная на противодействии внешним социальным и информационным влияниям</p>

<p align="justify">На основе изучения возможностей противостояния давлению социальной среды, в проекте взяты на вооружение все 6 подходов к профилактике наркомании, имеющиеся на сегодняшний день: </p>

<p align="justify">· информационный подход позволит широко информировать как подвергающихся воздействиям подростков, так и их учителей, родителей об опасных воздействиях социальной среды. </p>

<p align="justify">· Эмоциональный подход позволит сделать это в эмоционально-образной художественной форме, максимально доступной и доходчивой. Катарсис как главный фактор художественного произведения переведет и закрепит необходимую модель поведения из эмоционально-образной в когнитивную, а затем в поведенческую сферу. </p>

<p align="justify">· Подход, основанный на влиянии социальных факторов, который ляжет в основу профилактического воздействия и будет объединен с другими подходами. Это будет способствовать формированию необходимых жизненных навыков (и соответствующему подходу), способствующему обеспечению безопасного поведения. </p>

<p align="justify">· Альтернативная наркотикам деятельность и пропаганда здорового образа жизни станут необходимым продолжением информации о социальных влияниях, формирующих поведение потребителя наркотиков. </p>

<p align="justify"> "Проект Барьер" – это универсальная, действенная программа первичной профилактики и предотвращения эпидемии наркомании среди детей и подростков. Впервые в мировой практике такая программа может быть построена с учетом конкретных информационных влияний, моделирующих коммуникативные процессы и поведение потребителя наркотиков по законам социологии и социальной психологии. (Н.Маркова). </p>

<p align="justify"> </p>

<p align="justify"> Таким образом, на становление личности воздействие оказывает как влияние других людей и групп, так и общества в целом, которое включает: социальные институты, коллективные представления, культуру, а также средства массовой информации (СМИ). <b> </b>Проблема заключается в том, что цели и способы воздействия формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Воздействие СМИ, телевидения и рекламы во многом противодействуют воспитательным усилиям педагогов школ и вузов, внедряя в сознание молодежи стереотипы массового сознания, ложные ценности. </p>

<p align="justify"><b>Воздействие СМИ, телевидения и рекламы на нравственное воспитание молодежи</b></p>

<table border="1" align="justify" cellspacing="0" cellpadding="0">
  <tbody>
    <tr> <td width="319" valign="top">
        <p> </p>
      
        <p>Стереотипы массового сознания, внедряемые через рекламу, телевидение (ложные ценности)</p>
      
        <p align="center"> </p>
       </td> <td width="319" valign="top">
        <p> </p>
      
        <p>Общечеловеческие нравственные ценности </p>
      
        <p align="center"> </p>
       </td> </tr>
  
    <tr> <td width="319" valign="top">
        <p> </p>
      
        <p>• Страсть к наживе </p>
      
        <p>• Насилие как способ достижения цели и разрешения конфликтов</p>
      
        <p>• Распущенность, свобода сексуального поведения </p>
      
        <p>• Индивидуализм</p>
      
        <p>• Эгоизм</p>
      
        <p>• Самоутверждение, гордыня</p>
      
        <p>• Асоциальность, антисоциальность, криминализация сознания</p>
      
        <p>• Бездуховность (отсутствие стремления к познанию высших ценностей человеческого бытия)</p>
      
        <p>• Гедонизм (стремление к удовольствиям)</p>
      
        <p>• Вседозволенность (разрушение табу)</p>
      
        <p align="center"> </p>
       </td> <td width="319" valign="top">
        <p>• Целостность</p>
      
        <p>• Красота </p>
      
        <p>• Доброта </p>
      
        <p>• Любовь к ближнему(взаимопомощь, милосердие)</p>
      
        <p>• Совершенство</p>
      
        <p>• Альтруизм (жертвенное служение ближнему)</p>
      
        <p>• Сострадание к слабому, больному, бедному</p>
      
        <p>• Осмысленность жизни</p>
      
        <p>• Социальный интерес (служение людям, обществу)</p>
      
        <p>• Служение высшим ценностям бытия (истина, добро, красота)</p>
      
        <p align="center">· Устойчивое различение добра и зла</p>
       </td> </tr>
   </tbody>
</table>

<p align="justify"> </p>

<p align="justify">Таким образом, в современном обществе имеют место факторы, которые <i>деформируют процесс нормальной социализации, нарушают процесс передачи и освоения традиционной национальной культуры, общечеловеческих нравственных ценностей.</i> В основе нормальной социализации лежит процесс освоения традиционной национальной культуры, фундаментом которой служат ценности культуробразующей религии – православного христианства. </p>

<p align="justify"><b> </b></p>

<p align="justify"><b><i>
      <br />
    </i></b></p>

<p align="justify"><b><i>Литература:</i></b></p>

<p align="justify">1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 656 с.</p>

<p align="justify">2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб. ,2006 - 448 с.</p>

<p align="justify">3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006 . 256 с.</p>

<p align="justify">4. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. Пособие для студентов , 2004.</p>

<p align="justify">5. Формирование российского интеллигента в университете. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 228 с. </p>

Социально-психологические механизмы и особенности социализации  личности в современном обществе

Назад в раздел