Поиск по сайту

Информационно-компьютерные технологии в практике дополнительного образования детей

Автор: Вишнякова А.В., Артеменко Б.А., Кайдун В.В.


В ходе реализации образовательных программ фольклорно-этнографического отдела педагоги используют разнообразные педагогические технологии, в том числе самые современные. Хотелось бы немного подробнее остановиться на одной из них, а именно – обратить свой взор на информационно-компьютерные технологии и разобраться: что это за технологии, как, когда и для каких целей их можно применять.

Термин «информационно-компьютерные» внятно характеризует сущность технологий. В первую очередь это информационные технологии, т.е. процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных ля получения информационного продукта. Вторая часть определения указывает на инструментарий. Информационные технологии прошли определенные этапы: до 2-й половины XIX в. использовались «ручные» инструменты: перо, чернильница, книга; с конца XIX в. – «механические»: пишущая машинка, телефон, диктофон; в 40-е-60-е годы ХХ в. – «электрические»: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны; с начала 70-х годов – «электронные»: большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. С середины 80-х годов ХХ в. все большую популярность и распространение стали получать компьютерные технологии; компьютер стал важным инструментом для получения, создания, распространения информации. Таким образом, информационно-компьютерные технологии в педагогике – это процессы подготовки и передачи информации обучаемым посредством компьютера.

Важным критерием данной технологии является многофункциональность инструментария, т.е. компьютера. Если книга (учебник) для ребенка – чаще всего учитель, т.е. источник учебной информации, то компьютер может быть и учителем (выступая в роли книги, наглядного пособия, тренажера, средства диагностики и т.п.), и инструментом (будучи средством подготовки и хранения текстов и иных материалов, текстовым и графическим редактором, средством моделирования и т.п.), и объектом (когда мы обучаем детей что-то делать на компьютере: создавать программный продукт, набирать нотную партитуру и т.п.), и некой средой, внутри которой происходит общая работа или общий досуг учащихся (локальные и интернет-сети, игровые программы, тестовые задания и т.п.). По времени применения компьютерные технологии также универсальны: их хорошо применять на вводном занятии, например, демонстрируя все грани мастерства в той области, с которой педагог знакомит ребенка, при помощи презентации; Для повторения и закрепления подойдут виртуальные путешествия, презентации с гиперссылками, для контроля знаний - разнообразные викторины, тесты.

Иногда приходится сталкиваться с вопросом: зачем использовать что-то новое, если есть проверенные временем, реально действенные методы? Ответим мы на него, поняв, насколько актуальны современные педагогические технологии, в частности – информационно-компьютерные. Если актуальность – это соответствие чего-либо современным требованиям и запросам, то технология, в которой основным средством является компьютер, вне всякого сомнения, актуальна. С одной стороны, дополнительное образование – это особое направление в педагогике, это та область, в которую дети входят по собственному желанию и остаются в ней только благодаря интересу. Взглянув на современных детей, мы понимаем, что для них компьютер – это норма, это часть повседневной жизни, это естественны атрибут абсолютного большинства процессов. Благодаря использованию информационно-компьютерных технологий педагоги могут говорить с детьми на одном языке, ярко, внятно и оперативно доводя до них информацию, тем самым удерживая интерес – ключевой мотиватор ребенка. С другой стороны, в современном обществе основным ресурсом является информация, и, следовательно, высоко ценится умение с ней обращаться: искать, передавать, преподносить, скрывать и т.п., в связи с чем Министерство образования и науки рекомендует, а иногда и диктует внедрять компьютерные технологи в образовательный процесс – с целью воспитания современных, грамотных, конкурентоспособных граждан. Дополнительное образование развивается также в русле государственной стратегии модернизации образования, следовательно, применение информационно-компьютерных технологий сегодня очень актуально.

В фольклорно-этнографическом отделе Дома детского творчества «Современник» более 10 лет реализуется комплексная программа «Школа русской традиционной культуры «Горница», состоящая из 10 программ. В ходе ее реализации компьютерные технологии используются широко: это и обработка экспедиционных материалов, и подготовка презентаций о праздниках годового круга и музыкальных викторин, и фото- и видеоотчеты о мероприятиях и т.д.

Важной особенностью программ, входящих в комплекс, является их взаимосвязь и в то же время четкое разделение на теоретический и практический блоки дисциплин. Так, на занятиях по программам «Этнография», «Русская культура» и «Фольклорный праздник» обучающиеся получают общие сведения о жизни и духовных воззрениях русского крестьянина, его буднях и праздниках, а на занятиях по программам «Музыкальный фольклор», «Традиционное рукоделие» и «Традиционный танец» приобретают определенные навыки: учатся рукодельничать, изучают песни и танцы, характерные для конкретной традиции в определенное время года.

При реализации комплексной программы особенно важно, чтобы у обучающихся формировалось единое представление об изучаемой области. Поэтому в ходе освоения учащимися различных программ внутри комплексной педагоги уделяют пристальное внимание междисциплинарным связям, используя принцип интеграции как на содержательном, так и на организационном уровне. Возможности компьютерных технологий в этом случае как нельзя более подходят для проведения интегрированных занятий, ведь связь предметов на содержательном уровне, особенно – связь практических дисциплин с теоретическими, легко и ярко можно преподнести при помощи широко используемых сейчас компьютерных презентаций. Однако, налаживая связи между блоками дисциплин в ходе обучения, педагоги должны иметь возможность контролировать уровень освоения обучающимися отдельных программ на том же, междисциплинарном, уровне. Для решения этой задачи важно предусмотреть возможность использования интегрированных форм организации контроля знаний и умений. В нашем отделе, учитывая специфику направленности, при организации обобщающих занятий мы используем формы традиционной культуры – гуляние, этно-спектакль, фольклорный праздник, – в ходе которых учащиеся имеют возможность проявить полный спектр полученных умений и навыков. Проконтролировать уровень освоения теоретического блока дисциплин при помощи подобных форм сложнее. Поэтому нами был опробован новый для нашего направления способ контроля знаний, а именно – интеллектуально-этнографическая викторина в виде компьютерной презентации с гиперссылками. И если целью применения технологии в данном случае является проверка знаний обучающихся на междисциплинарном уровне, то сверхцелью, педагогической идеей является активизация познавательного интереса детей. В конечном итоге, именно пробуждение в учащихся личного интереса – та идея, ради которой все мы трудимся, занимаемся творчеством и педагогическим поиском. В данном случае педагоги фольклорно-этнографического отдела отказались от обычного опроса, от письменной проверки знаний в пользу формы новой и интересной – презентации с гиперссылками. Чем такая презентация отличается от обычной? При показе обычной презентации слайды в программе показа открываются последовательно один за другим, суть же гиперссылки заключается в том, сто при нажатии на соответствующую область слайда программа показа слайдов открывает не следующий слайд, а тот, на который была дана гиперссылка (работать с гиперссылками в программе Power point можно во вкладке «Вставка» - «Гиперссылка»).

Викторина представляет собой ряд вопросов, распределенных по темам: «Великий пост», «Песни», «Весна», «Ремесла» и «Птицы». Выбор тем не случайный: викторина была приурочена к празднику «Сороки» 22 марта, символом которого является птичка жаворонок. Для каждой темы предусмотрено 5 вопросов, различных по уровню сложности и соответственно оцененных: от 1 до 5 баллов за правильный ответ. Для интереса и оживления игры безликие баллы были заменены жетонами-«птичками», которые собирала «в стаю» каждая из команд. С технической стороны викторина представляет собой таблицу, в которой при нажатии компьютерной мышью на ячейку с выбранной сложностью вопроса посредством гиперссылки происходит переход на слайд с текстом вопроса. Команды обдумывают вопрос, предлагают свои варианты ответа. Для проверки его правильности необходимо еще раз «щелкнуть» мышкой – и посредством гиперссылки перейти на слайд с ответом. В случае правильного ответа команда получает соответствующее сложности вопроса количество жетонов-«птичек», в случае неправильного или неполного шанс пополнить свою «стаю птичек» получают другие команды. При следующем «щелчке» мышки мы возвращаемся к исходной таблице, и команды имеют возможность выбрать следующий вопрос необходимого уровня сложности. И так – пока не будут открыты все вопросы и пока не будут сосчитаны «птички» в каждой «стае».

Для подготовки презентации были запланированы следующие этапы работы:

1. Подбор проверочных вопросов и формулировка ответов по каждой из дисциплин.

2. Распределение вопросов по темам.

3. Ранжирование вопросов по степени сложности внутри каждой темы.

4. Создание иллюстрированной таблицы.

5. Работа в программе Power point: создание слайдов для каждого вопроса и каждого ответ.а

6. Работа в программе Power point: связка слайдов при помощи гиперссылок.

7. Проведение викторины.

Ресурсы, необходимые для применения данной технологии – компьютер (ноутбук), проектор и экран.

Опыт использования компьютерной презентации с гиперссылками продемонстрировал возможность активно и оперативно проверять знания детей в области нескольких дисциплин единой направленности, стимулировать процессы визуального запоминания и мышления, а также формировать интерес учащихся к изучаемым предметам, активно включая их в процесс игры. Эффективность применения технологии также заключается в поддержании психологического комфорта обучающихся при контроле знаний.

Педагогам фольклорно-этнографического отдела важно было дать понять учащимся, что, используя современные методы, формы, технологии и возможности техники, мы идем все к той же цели, проповедуем те же принципы, имеем в виду те же идеалы, что и во время «Вертепного представления», традиционного гуляния или вечерок и посиделок. Обратная, зеркальная задача – донести до них, что, изучая уходящую традиционную культуру, погружаясь в пласты прошлого, мы остаемся современными людьми, готовыми использовать возможности XXI века для достижения поставленных целей.

Приложение: презентация «Информационно-компьютерные технологии. Что? Как? Когда? Зачем?»


Информационно-компьютерные технологии в практике дополнительного образования детей

Назад в раздел