Поиск по сайту

Работа школы по защите прав ребенка. Как помочь подростку защитить свои права

Автор: Полинская Н.Ф.


О правах ребенка заговорили во всем мире не потому, что детям решили предоставить нечто большее, чем остальным людям. Достаточно прочитать тексты Конвенции о правах ребенка и любого международного документа по правам человека, чтобы убедиться: взрослые и дети обладают одинаковыми правами и свободами. Никаких привилегий у детей нет. Есть иное: признание простого факта, что ребенку, в силу его физических и психических способностей, сложнее отстаивать свои права (те же самые, что у взрослых). Взрослый человек может постоять за себя сам – ребенок просто не поймет, что произошло и как надо действовать.

Конвенция о правах ребенка и обращена не к самому ребенку, а ко взрослым. Знать и соблюдать статьи Конвенции должны родители, педагоги, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и другие властные структуры. У детей же знакомство с текстом Конвенции может способствовать росту иждивенческих настроений: «Взрослые должны обеспечить мне то-то и то-то…» Именно поэтому с детьми надо говорить не о правах ребенка, а о правах человека.

Как показало проведенное нами изучение работы нашей школы, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед школьным коллективом, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка. Должно быть общепризнанной нормой такое положение дел, когда права самостоятельно реализуются самим ребенком, а государство, педагогический коллектив, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им прав и законных интересов. И тогда Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» должен стать в социальном государстве наиболее актуальным педагогическим средством.

Позиция ребенка как равноправного субъекта права выступает важным условием для внедрения в повседневную жизнь российских граждан вообще и в образовательный процесс в частности новой системы межличностных отношений, — системы, основанной на гуманистических принципах, на принципах взаимоуважения и толерантности. Однако сделать это только путем принятия правозащитных законов невозможно. Не менее важным условием является осознание всеми членами общества, всеми участниками образовательного процесса необходимости признания ребенка самоценной личностью, имеющей наряду с обязанностями определенные права и свободы. Социально-педагогическая деятельность в данном направлении связана:

1. С осуществлением практической деятельности по контролю за соблюдением прав и интересов ребенка.

2. С педагогической поддержкой социального самоопределения и самореализации ребенка.

3. С обеспечением развития социальной субъективности ребенка.

В этой сложной и многоплановой работе принимает участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит директору, социальному педагогу и заместителю директора школы по воспитательной работе. Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, можно добиться желаемого результата. Рассмотрим работу школы по защите прав учащихся на конкретных примерах.

Директор школы выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Объясняет, что права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Администрация школы осуществляет распределение функциональных обязанностей между сотрудниками школы и оформляют их в письменном виде, формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей. Ориентацию сотрудников на уважение прав детей рассматриваем как одну из значимых задач управления, без решения которой различные организационно-педагогические меры не дадут заметного результата. По инициативе директора каждый учебный год проводится круглый стол для учащихся " Школа и права ребенка", результаты которого обсуждаются на педагогическом совете школы.

Совместно с педагогическим коллективом определяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключается договор между учреждением и родителями. Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводится анонимное анкетирование родителей и сотрудников). На первой недели нового учебного года социальный педагог проводит круглый стол «Это надо знать» для новеньких учащихся и их родителей, на котором знакомит с Уставом школы, правилами, обычаями, традициями учебного заведения.

Библиотека школы приобретает и предлагает для изучения в коллективе основные нормативно-правовые документы федерального уровня, а также региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей, а также новинки литературы для работы с родителями и подростками по правам человека.

Родители сегодня являются субъектами образовательного и воспитательного процесса наравне с педагогами.

В распоряжении родителей гораздо больше механизмов для защиты прав детей, чем у учителей и школьной администрации, именно в семье у ребенка складываются правовые представления (об ответственности, справедливости, честности, законности). Судя по наблюдениям за молодым поколением родителей, во взаимоотношениях с детьми появилось некое новое понимание родительской ответственности, которое скорее определяется понятием «право» и которое принимается с готовностью его защищать. Первоочередной задачей социального партнерства в защите прав подростка является правовое воспитание родителей. Оно обязательно должно находиться под контролем школы и компетентных специалистов. Родителям необходимо разъяснять их права, обязанности и ответственность за воспитание детей.

Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.

К сожалению, мы встречаемся еще с нарушением прав ребенка со стороны семьи, где родители используют метод насилия в воздействии на ребенка. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты прав и законных интересов. Социальная служба выявляет такие семьи, выясняет причины отклонений в семейных отношениях, проводит рейды совместно с инспекторами ОДН 58 отдела полиции и общественностью в эти семьи, устанавливает контроль над ними.

Выполняя охранно-защитную функцию подростка, социальный педагог проводит разъяснительную работу и просвещение родителей: «Азбука школьной жизни для родителей», «Ребенок ушел из дома», «Права и обязанности родителей», «Агрессивность». Эти презентации касаются семейно-правовой защиты ребенка. Проводим консультации для родителей на темы: «Семейная жестокость», «Семейная атмосфера».

Для родителей школа выпустила брошюру «В помощь родителям» с рекомендациями по разным школьным вопросам. Сейчас готовится к выпуску второй номер брошюры с актуальным материалом по воспитанию подростков.

На родительских собраниях и индивидуально классные руководители поднимают тему отношений между детьми и родителями, говорят о любви, о добром отношении к детям, привлекают родителей к участию в делах класса и школы. Традиционными в школе являются весенние Благотворительные концерты, в которых выступают дети, родители и даже целые семьи. Последние два года все собранные средства от концертов идут на лечение наших учеников. Родители принимают активное участие вместе с детьми в традиционном районном осеннем беге «Испытай себя».

Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников, начиная с первого класса. Используются разнообразные средства и методы: этические беседы, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п. В помощь классным руководителям социальный педагог составляет презентации на правовые темы: «Азбука школьной жизни», «Что делать в сложной ситуации?», «Права ребенка в школе», «Правовой статус несовершеннолетнего».

Школьная театральная студия «Недоросль» поставила мини-спектакли по данной теме: «Ай, болит» или «Преступление и наказание» (как не стать жертвой преступления); «Горе не только Федоры» (экологические и нравственные вопросы); «Школьная страна – государство Детства» (о правах ребенка); «Возьмемся за руки, друзья! (вопросы толерантности).

В течение трех лет школа проводит встречи с волонтерами Молодежного центра по правам человека, которые знакомят учащихся с документами по правам человека, устраивают просмотры и обсуждение фильмов. Также мы контактируем с Благотворительной общественной организацией «Детский кризисный центр» куда может обратиться подросток за помощью.

Каждый ребенок имеет право на образование, но, к сожалению, есть учащиеся, которые это право не используют полностью. Для того чтобы помочь подростку реализовать это право наша школа несколько лет сотрудничает с «Новым поколением» и «Балтийским берегом». В этих организациях с подростками занимаются психологи, которые настраивают подростков на положительную мотивацию учения и помогают в их профессиональной ориентации.

Социальный педагог помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между взрослыми (учителями) и детьми. Суть проблем заключается в том, что неумение договориться, порождает противостояние интересов. Формы взаимодействия учителя с ребенком зависят от того, как он воспринимает ситуацию – позитивно или негативно. Социальная служба стремится настроить учителя в любой ситуации с подростком на позитивное восприятие взаимодействия. И это сопровождается чувством внутренней уверенности и силы, которое воодушевляет учителя на конструктивные взаимоотношения с подростком. В школе для разрешения конфликтов создана Конфликтная комиссия, задача которой заключается в преодолении враждебности, создания атмосферы взаимопонимания конфликтующих сторон.

Чаще всего в школе мы сталкиваемся со словесным оскорблением, а иногда и с физическим воздействием между учащимися. В данной ситуации необходимо проанализировать конфликт, в котором пребывает подросток и помочь ему выйти из этого положения. В школе существует «Служба примирения», в которую входит Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог и волонтеры представители из 7-11 классов. Эта служба, проанализировав ситуацию, предлагает обеим сторонам заключить примирительный договор, который ставит «точку» в конфликте.

Особое внимание педагогический коллектив уделяет просветительской работе среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркологических веществ. Проводим конкурсы плакатов, презентаций на данную тему. Привлекаем родителей в проведении классных часов о вредных привычках.

Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школы необходимо проводить раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Что мы и делаем. Ведется работа с "трудными" детьми по защите их прав. Но эффективность этой работы снижена по причине слабой возможности школы законодательно воздействовать на семьи, где родители уклоняются от воспитания детей.

Каждый год вместе с психологами ЦМПСС Выборгского района мы проводим исследования по выявлению уровня и характера тревожности наших учащихся, связанных со школой. В исследовании принимают участие ученики 5 классов. Результат их показывает, что уровень тревожности у 82% учащихся в норме, у 15%- наблюдается повышенный уровень тревожности и только у 3% учащихся показатель тревожности высок. Эти результаты дают почву для работы непосредственно учителям по взаимодействию в системе учитель – ученик.

В школе оборудован постоянный стенд «Подросток и Закон». На нем информация: "Права ребенка с момента рождения и до совершеннолетия", выдержки из Устава ГБОУ школы № 558 "Права и обязанности ученика", "Права и обязанности учителя", "Права и обязанности опекуна (родителя) в школе". На стенде есть место для информации "На вопросы отвечает школьный социальный педагог ". Каждый ученик знает, к кому он может обратиться за защитой в случае, если считает, что его права ущемлены. Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школа проводит раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Частыми гостями школы бывают инспектора ГИБДД, инспектора 58 отдела полиции, психологи.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие была и остается неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы.


Список литературы:

1. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005

2. Шуман С.Г. Как избежать конфликта с детьми. М.: Педагогика,1989

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.,2009

4. Фролов Б.С., Рубина Л.П., Овечкина И.В. Профилактика кризиса у детей. СПб, 2008

5. Луховицкий В.В. Как защитить права детей и учителей. Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008

6. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. М., Арсенал образования, 2011


Поделиться:


Назад в раздел