Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
№35 "Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества деятельности педагога" (октябрь, 2018 г.)
Поиск по сайту
|
Не выбирайте легких путей! Выбирайте правильный! Проблемы профессионального выбора современных школьников
Постоянное отслеживание актуальной ситуации профессионального выбора школьников (намерений школьников) и анализ приемной кампании позволяет прогнозировать особенности приемной кампании на следующий год, сориентировать учащихся и их родителей в перспективах обучения и дальнейшего трудоустройства: в специфике поступления в разные образовательные учреждения (конкурс, выбираемые экзамены, дополнительные испытания, средние баллы, сроки подачи документов и т.д.) Специалисты Центра профориентации учащихся школ Выборгского района при ГБОУ школе №102 регулярно отслеживают профессиональную направленность выпускников школ района, проводя ежегодно ориентир-прогноз в мае и сбор данных по поступлению в сентябре каждого календарного года. Ориентир-прогноз включает в себя сбор данных у выпускников 9-х и 11-х классов образовательных учреждений Выборгского района по намерениям поступления в те или иные учебные заведения Санкт-Петербурга и выбор специальности. Получив окончательные данные в сентябре, делается сравнительный анализ прогнозируемого и реального поступления выпускников. Начиная с 2009 года, когда вступили в силу правила поступления в ВУЗы по результатам ЕГЭ, можно наблюдать определенные тенденции и проблемы, связанные с профессиональным выбором старшеклассников. Одной из самых явных, в последнее время, является проблема отсутствия мотивации у будущих абитуриентов, особенно эта проблема ярко высвечивается, если сравнивать абитуриентов-петербуржцев и абитуриентов приезжих. Молодые петербуржцы апатичны, безынициативны, порой даже инфантильны, избалованы изобилием учебных заведений, развращены СМИ и полностью опустошены с точки зрения жизненных ценностей и позиций. Большинство «не заточены» на карьерный рост и достижение целей, к сожалению даже «сильные» ученики используют свой потенциал впустую, попадая на удочку престижа и гламура, выбирая модные специальности или престижный ВУЗ, не задумываясь о будущем. Иногородние выпускники заблаговременно, точечно и конкретно выбирают ВУЗ, специальность, рассматривают ее перспективы, не боятся начинать с самых низов карьерной лестницы, не боятся работать! Петербургские выпускники поступают в ВУЗ с целью «только поступить», или в запасных вариантах держат ВУЗы и специальности, которые им не подходят ни по каким параметрам. В итоге мы имеем занятые места в ВУЗах людьми незаинтересованными, потом безработных выпускников ВУЗов или работающих не по специальности. Недаром, каждый раз при встречах специалистов ВУЗов с выпускниками и их родителями, сообщают, что в первую очередь высшие учебные заведения отдают предпочтения тем абитуриентам, которые приносят в приемные комиссии оригиналы документов, что говорит о повышенном интересе именно к этому ВУЗу. Конечно, сегодняшние выпускники уже не совершают таких ошибок, как новички 2009 года выпуска: не сдают ЕГЭ, не выбрав ВУЗ, более тщательно просчитывают свой профессиональный маршрут, рассматривают наибольшее число вариантов. Но основные ошибки повторяются: · большинство сдают ЕГЭ по обществознанию; · сдают один ЕГЭ, чем урезают себе количество вариантов поступления; · мало сдают ЕГЭ по физике и информатике (в том числе способные учащиеся); · не рассматривают перспективы образования, востребованность профессий на рынке труда; · не осведомлены о количестве бюджетных мест на гуманитарных направлениях; · не отслеживают информацию по средним и минимальным проходным баллам в ВУЗы; · подают документы на договорное обучение позже срока; · не объективно оценивая свои возможности и возможности родителей оплачивать обучение, вынуждены поступать в колледжи. В 2013 году из ВУЗов вышли первые «птенцы», окончившие бакалавриат и поступавшие по результатам ЕГЭ. Центр профориентации Выборгского района тесно сотрудничает с Центром занятости населения Выборгского района, данные полученные от ЦЗН осенью прошлого года просто ошеломляют: · 17 % безработных составляет молодежь в возрасте 18-29 лет; · 38 % безработных имеют высшее профессиональное образование. При всей этой ситуации, сотрудники Центра занятости сообщают, что молодые специалисты стоят на учете годами, переучиваться и получать другие профессии не хотят, когда в это же самое время приезжие не брезгуют маленькими зарплатами, «цепляются» за любые предложения и очень быстро делают карьеру. К сожалению, данное подрастающее поколение не приучено к труду, все больше молодежь стремится к свободным видам деятельности и занятости (фрилансу), непостоянной работе, а работе от заказа до заказа, или когда есть время и желание. Вопросы, которые всегда волновали старшее поколение: стабильного будущего, наработки стажа, и уж тем более пенсии, современной молодежи кажутся смешными. Интересны данные и по ВУЗам, выпускники каких ВУЗов Санкт-Петербурга встали на учет в Центр занятости населения в 2013 году (рейтинг по количеству заявлений): 1. РГПУ им. Герцена 2. Политехнический университет 3. Университет культуры и искусств 4. Университет сервиса и экономики (ГУЭ), Университет «Горный» 5. Аграрный университет, ГУАП, Университет технологии и дизайна 6. СЗАГС, ГУПС, ЛГУ им. Пушкина 7. Технологический институт, Лесотехнический университет · Специалисты каких направлений: 1. Экономика, финансы 2. Юриспруденция 3. Связи с общественностью, реклама 4. Психология 5. Государственное и муниципальное управление. Теперь сравним данные по безработным выпускникам с рейтингом выбранных ВУЗов выпускниками Выборгского района в 2013 году (по числу поступивших): · Политехнический университет – 198 · Медицинские ВУЗы (ГМУ им. Павлова, Педиатрический, ГМУ им. Мечникова, Ветеринарная академия, ВМА им. Кирова , Химфармакадемия) – 114 · РГПУ им. Герцена – 75 · СПбГУ – 62 · СПбГЭУ (ФИНЭК, ИНЖЭКОН, ГУСЭ), Технологический институт – по 61 · ГАСУ (Архитектурно- строительный) – 60 · ГЛТУ (Лесотехнический) – 56 Рейтинг выбранных специальностей: · Инженерно-технические специальности – 161 · Экономика, финансы, предпринимательство – 157 · Менеджмент, маркетинг, управление персоналом, гостиничный сервис - 116 · Медицина – 107 · Информационные технологии – 99 · Строительство, архитектура – 78 Если сравнивать эти данные, можно сказать, что только выпускники медицинских и технических факультетов не испытывают проблем с трудоустройством, хотя тоже есть несколько НО! Например, Медицинские ВУЗы, как и медицинские колледжи, лидируют по выбору у выпускников Выборгского района уже 4-ый год, с чем это связано, никто объяснить не может. При том, что абитуриенты (по социологическим опросам) прекрасно осознают сложность профессии и длительность обучения. А по последним данным Центра занятости профессии «медсестра» и «врач» входят в десятку самых востребованных вакансий в Санкт-Петербурге, занимая вторую и шестую позиции соответственно. Возникает вопрос: где молодые специалисты? Что касается Политехнического университета, вполне объяснимо, почему он так популярен среди выпускников нашего района. ВУЗ удобно расположен, пользуется отличной репутацией, и помимо чисто технических факультетов, имеет массу факультетов гуманитарного направления: экономика, лингвистика, менеджмент, издательское дело. А выпускникам данных факультетов найти работу по специальности нелегко, кроме, пожалуй, издательского дела (на сегодня, по мнению социологов, данная сфера является самой стабильной в российской экономике). Теперь о РГПУ им. Герцена. По идее, все мы, педагоги должны порадоваться, что у наших учащихся такой популярностью пользуется Педагогический гуманитарный университет, но популярностью пользуется только второе и третье слова в этом названии – гуманитарный университет, то, что он педагогический, абитуриенты часто забывают и не понимают, что в их дипломе будет написано: учитель! В школы идут единицы, остальные, как вы смогли заметить выше, на биржи труда. А ведь проходные баллы в РГПУ не самые маленькие по городу – от 180 до 260 за три ЕГЭ, значит, поступают туда на бюджетные места не самые слабые учащиеся и не троечники, но так как выбор не осознанный, так как поступают только ради получения высшего образования, так как выбор идет в пользу «легкого» образования и в пользу «красивого названия» профессии, проблемы на выходе неизбежны. Еще интереснее обстоит ситуация с Лесотехническим университетом и Технологическим институтом. Если рассматривать ориентир – прогнозы последних лет, в основном, эти ВУЗы будущие абитуриенты рассматривают в качестве запасного варианта, в «пятерку лидеров» эти ВУЗы попадают за счет не поступивших в Медицинские университеты, где конкурс очень высок, и за счет совпадения по ЕГЭ (химия и биология). (См рис.1 «Сравнительный рейтинг ВУЗов по прогнозу и поступлению за 2013 год») Рис. 1
С одной стороны, вроде бы неплохо, абитуриент не остался на улице, стал студентом, но посмотрим глубже. С психологической точки зрения все медицинские специальности относятся к типу профессий «Человек-человек», к профессиям, связанными с людьми, ветеринария относится к типу «Человек-природа», профессиям, связанных с биологией. Хорошо, если не состоявшийся ветеринар стал студентом Лесотехнического университета, и там, и там профессии типа «Человек-природа», или не состоявшийся фармацевт стал студентом Технологического института, тоже близкие сферы химического производства. А вот если не состоявшийся медик стал учиться на инженера-химика или химика-технолога, трудностей ему не избежать. И учиться будет тяжело, и вряд ли найдет себя в будущей профессии. Обычно таким студентам я советую искать работу менеджера по продажам технической продукции, потому что в инженерной или исследовательской сфере таким людям просто не будет хватать общения. Приведем еще один яркий пример. Центр профориентации тесно сотрудничает с профессиональными лицеями и училищами, которые с 2013 года все переименованы в колледжи, более старшему поколению данные учебные заведения известны как профтехучилища. Коллеги, работающие в таких училищах, знают не понаслышке, как выпускники ВУЗов: менеджеры, экономисты и юристы не могут найти работу, и приходят к ним на обучение получать рабочие специальности, чтобы найти высокооплачиваемую работу. Тем самым, можно утверждать, что на сегодняшний день существует две пирамиды образовательно-профессионального роста: стандартная «вверх» и нестандартная «вниз». См. рис. 2
Сложившаяся ситуация очень понятна специалистам по профориентации. Педагоги-психологи Центра профориентации и учителя предпрофильной подготовки не дадут соврать, что современные учащиеся не готовы к профессиональной деятельности, до конца не понимают, для чего человек должен трудиться, и самое главное, что любой труд человека, любая деятельность на благо общества должна быть в почете. То что, быть сварщиком или водителем совсем не плохо, достойно, а иногда даже выгоднее, чем быть менеджером или юристом, современные школьники не понимают и не осознают. Такие профессии, как сантехник, электрик, фрезеровщик вызывают у подростков смех. В возрасте 15-16 лет, а именно эта возрастная категория школьников изучает курс предпрофильной подготовки в школе, подростки оценивают мир профессий только с точки зрения престижа, дохода и неоправданных амбиций. По данным исследований психологов районного центра по изучению мотивации выбора будущей профессии у школьников, критерии, на которые опирается современный 9-классник, расположились следующим образом: 1. Дело, которым я буду заниматься, должно быть интересным - 84 % 2. Возможность сделать карьеру – 71 % 3. Возможность получения хорошей зарплаты – 68,8 % 4. Желание получить высшее образование – 62, 2 % 5. Возможность реализовать умения и идеи – 60 % 6. Общение с интересными людьми – 54,4 % 7. Возможность стать профессионалом – 51 % 8. Комфортные условия – 47, 7 % 9. Возможность развиваться в данной сфере – 46, 6 % 10. Безопасно для здоровья, Интерес возник через школьные предметы – 36, 6 % Данное процентное соотношение связано с тем, что учащиеся должны были оценить 24 критерия по трем позициям, выше приведены данные по 10 самым популярным. Опираясь на данные по всем критериям, общая статистическая картина складывается таким образом: 1. Профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности) – 65 % 2. Познавательная (учебная) мотивация – 48,5 % 3. Статусная мотивация (забота о престиже) – 43 % 4. Прагматичная мотивация (материальная обеспеченность) – 40,3 % 5. Коммуникативная мотивация (потребность в общении) – 32,6 % 6. Внешняя мотивация (случайные причины) – 25,5 % 7. Социальная мотивация (совет людей, значимость профессии в обществе) – 7 % Если обобщить данные, приведенные выше, можно сделать следующие выводы, что все-таки освоить интересную профессию для подростка является важным, но насколько она будет значима, полезна и востребована, об этом он задумывается редко. Прагматичная мотивация или мотивация на доход от профессии занимает четвертую позицию, но мало, кто из старшеклассников осведомлен о реальных доходах специалистов рабочих профессий. Поэтому на уроках, посвященных теме рынка труда и на выступлениях перед родителями и учащимися, специалисты-профориентаторы обязательно рассказывают о сегодняшней ситуации на рынке труда в городе, приводя данные по востребованным вакансиям и указанным зарплатам. (См. рис.3 «Наиболее дефицитные специалисты с зарплатой выше средней по региону» и рис. 4 «Соотношение спроса и предложения на рынке труда Санк-Петербурга в 2013 году»).
Рис.3 «Наиболее дефицитные специалисты с зарплатой выше средней по региону»
Создается впечатление, что современные выпускники старшей школы прибывают в состоянии «розовых очков», что достаточно закончить ВУЗ и престижная, высокооплачиваемая работа у них в кармане. К понятию «карьера» вообще отношение достаточно инфантильное, им кажется, что придет все и сразу. Поэтому зачастую мы слышим на вопрос «Кем ты себя видишь в будущем?» ответы: «Банкиром» (но не банковским служащим), «Управляющим строительной компанией» (но не прорабом), «Адвокатом» (но не секретарем в суде), «Главным врачом» (но не участковым терапевтом). Приходится объяснять школьникам, что все управленцами быть не могут, кто-то должен и работать, и обслуживать тех же самых управленцев, и чтобы достичь вершины карьерной лестницы, начинать надо иногда с азов, с малооплачиваемой, непрестижной работы: курьера, водителя, продавца-консультанта и т.д.
Рис. 4 Еще раз акцентируем внимание на «сильных» и способных учениках, или как их называют в профессиональных учебных заведениях, «системниках» - учащихся, которые успевают и по технических и по гуманитарным дисциплинам. Данным учащимся помощь психолога по выбору профиля требуется иногда больше, чем ученику средних способностей. Бывают ситуации, когда такие ученики успешны во многих направлениях, а какое направление выбрать, не знают. Бывают ситуации, когда такие ученики конфликтуют с учителями или одноклассниками, так как зачастую амбициозны, некоторые боятся сдачи ЕГЭ, и делают выбор в пользу среднего профессионального образования и ухода из школы после 9 класса. Здесь тоже два пути: учащиеся выбирают колледж при ВУЗе, в котором они заинтересованы, без труда поступают в ОУ СПО, и, минуя ЕГЭ, становятся студентами выбранного университета. Либо учащийся выбирает промежуточный вариант, т.е. обучение на время для получения среднего образования, что не всегда бывает верным. Конечно, можно получить высшее образование и после колледжа, но не по каждому профилю можно найти подходящий колледж. Например, если учащийся интересуется серьезно биологией или хочет стать в будущем психологом, подобрать Колледж по профилю сложно, в итоге все равно нужно будет сдавать ЕГЭ и вместе с бывшими школьниками поступать в ВУЗ. Таким учащимся все-таки хочется посоветовать не оставлять школу, остаться в 10-11 классах, некоторым учащимся стоит даже подобрать более сильную или профильную школу. Но в последнее время замечена тенденция ухода сильных учащихся после 9 класса, а в 10 классе остаются те, которым скорее рекомендовано идти учиться в средние профессиональные учебные заведения. С 2014 года выпускники колледжей, имеющие среднее профессиональное образование, могут поступать в любой ВУЗ, на любое направление, сдавая по выбору либо ЕГЭ в колледже, либо вступительные испытания в ВУЗе. Сокращенная форма обучения в ВУЗе (3,5 года) сохранилась только для тех, кто поступает на базе СПО на вечернюю форму обучения, по профилю и на специалитет. Сразу заметим, что с 2013 года поступление в колледжи осуществляется без экзаменов, по среднему баллу аттестата, что с одной стороны облегчает поступление абитуриентам, с другой усложняет. Система поступления в колледжи теперь напоминает систему поступления в ВУЗы: абитуриенты могут подавать копии документов сразу в несколько колледжей и на несколько специальностей. Если средний балл аттестата выпускника достаточно высокий (от 4 и выше), оснований для волнений нет, если же средний балл аттестата действительно «средний», в прямом и переносном смысле (ниже 3,6), абитуриентам приходиться ждать свое место в колледже практически до конца августа, когда становится понятно по числу поступивших, сколько вакантных мест осталось на той или иной специальности. Поступившим считается тот абитуриент, который проходит по среднему баллу аттестата и принес в учебное заведение оригиналы документов. Усложнилась ситуация и для работников приемных комиссий колледжей, особенно с абитуриентами, поступающими на перспективные специальности. Так в Университетский политехнический колледж «Радиополитехникум» при Политехническом университете на специальности «Компьютерные системы и программирование» выпускники 9-х классов подавали документы уже с высоким средним баллом аттестата (от 4 до 4,4), чтобы определить зачисленных, колледжу пришлось проводить дополнительный конкурс по профильным предметам (складывались оценки по алгебре, физике и иностранному языку). Возникла проблема и с конкретикой выбора колледжа, раньше, когда было поступление по экзаменам, 9-классники шли в заранее выбранный колледж на подготовительные курсы, и «Колледж» был в них заинтересован, как в потенциальных студентах. После подготовительных курсов школьники сдавали в июне экзамены, и при положительном результате, уже в июне становились студентами колледжа. Теперь, при новых правилах поступления, процент случайности выбора колледжа или профессии вырос в разы! Идут разговоры и про введение дополнительных испытаний в ВУЗы: · Будет учитываться средний балл аттестата; · Портфолио учащегося (грамоты и дипломы); · Кроме трех обязательных, каждый ВУЗ может ввести 4-ый ЕГЭ по профилю. Некоторые ВУЗы, такие как СПбГУ и ИТМО, уже с прошлого и с этого года ввели дополнительные испытания: в СПбГУ дополнительный тест по профильному предмету, в ИТМО с этого года введено сочинение. В прошлом году наблюдался рост среднего балла ЕГЭ — 67,8 балла, что значительно выше, чем в 2012 году. 40% ВУЗов России в 2013 году повысили минимальный средний балл ЕГЭ. Цель – обеспечить бюджетными местами абитуриентов, готовых к серьезному образованию. Средний конкурс в высших учебных заведениях России составил 8,8 заявлений на место. (См. рис. 5) «Рост среднего проходного балла ЕГЭ в приемные кампании»
Рис. 5 В заключение скажем, что стремительные изменения во всем не смогли обойти и систему образования. Выпускники должны всегда «держать руку на пульсе», чтобы не пропустить нововведений в правила приема. Меняется и профессиональный мир: какие-то профессии становятся не востребованными на рынке труда, какие-то совсем исчезают. Многие отрасли промышленности и экономики заинтересованы в интегрированных специалистах, сочетающих в себе инженерное и экономическое, техническое и филологическое, экономическое и юридическое образования. Всегда будут востребованы те специалисты, которые постоянно растут профессионально, повышают свою квалификацию, осваивают смежные профессии, изучают иностранные языки. Наша страна ждет молодых разносторонних профессионалов, дело за ними!
Поделиться:Назад в раздел |