Поиск по сайту

Не выбирайте легких путей! Выбирайте правильный! Проблемы профессионального выбора современных школьников

Автор: Бойцова Т.Е.


Постоянное отслеживание актуальной ситуации профессионального выбора школьников (намерений школьников) и анализ приемной кампании позволяет прогнозировать особенности приемной кампании на следующий год, сориентировать учащихся и их родителей в перспективах обучения и дальнейшего трудоустройства: в специфике поступления в разные образовательные учреждения (конкурс, выбираемые экзамены, дополнительные испытания, средние баллы, сроки подачи документов и т.д.)

Специалисты Центра профориентации учащихся школ Выборгского района при ГБОУ школе №102 регулярно отслеживают профессиональную направленность выпускников школ района, проводя ежегодно ориентир-прогноз в мае и сбор данных по поступлению в сентябре каждого календарного года. Ориентир-прогноз включает в себя сбор данных у выпускников 9-х и 11-х классов образовательных учреждений Выборгского района по намерениям поступления в те или иные учебные заведения Санкт-Петербурга и выбор специальности. Получив окончательные данные в сентябре, делается сравнительный анализ прогнозируемого и реального поступления выпускников.

Начиная с 2009 года, когда вступили в силу правила поступления в ВУЗы по результатам ЕГЭ, можно наблюдать определенные тенденции и проблемы, связанные с профессиональным выбором старшеклассников. Одной из самых явных, в последнее время, является проблема отсутствия мотивации у будущих абитуриентов, особенно эта проблема ярко высвечивается, если сравнивать абитуриентов-петербуржцев и абитуриентов приезжих. Молодые петербуржцы апатичны, безынициативны, порой даже инфантильны, избалованы изобилием учебных заведений, развращены СМИ и полностью опустошены с точки зрения жизненных ценностей и позиций. Большинство «не заточены» на карьерный рост и достижение целей, к сожалению даже «сильные» ученики используют свой потенциал впустую, попадая на удочку престижа и гламура, выбирая модные специальности или престижный ВУЗ, не задумываясь о будущем. Иногородние выпускники заблаговременно, точечно и конкретно выбирают ВУЗ, специальность, рассматривают ее перспективы, не боятся начинать с самых низов карьерной лестницы, не боятся работать! Петербургские выпускники поступают в ВУЗ с целью «только поступить», или в запасных вариантах держат ВУЗы и специальности, которые им не подходят ни по каким параметрам. В итоге мы имеем занятые места в ВУЗах людьми незаинтересованными, потом безработных выпускников ВУЗов или работающих не по специальности. Недаром, каждый раз при встречах специалистов ВУЗов с выпускниками и их родителями, сообщают, что в первую очередь высшие учебные заведения отдают предпочтения тем абитуриентам, которые приносят в приемные комиссии оригиналы документов, что говорит о повышенном интересе именно к этому ВУЗу. Конечно, сегодняшние выпускники уже не совершают таких ошибок, как новички 2009 года выпуска: не сдают ЕГЭ, не выбрав ВУЗ, более тщательно просчитывают свой профессиональный маршрут, рассматривают наибольшее число вариантов. Но основные ошибки повторяются:

· большинство сдают ЕГЭ по обществознанию;

· сдают один ЕГЭ, чем урезают себе количество вариантов поступления;

· мало сдают ЕГЭ по физике и информатике (в том числе способные учащиеся);

· не рассматривают перспективы образования, востребованность профессий на рынке труда;

· не осведомлены о количестве бюджетных мест на гуманитарных направлениях;

· не отслеживают информацию по средним и минимальным проходным баллам в ВУЗы;

· подают документы на договорное обучение позже срока;

· не объективно оценивая свои возможности и возможности родителей оплачивать обучение, вынуждены поступать в колледжи.

В 2013 году из ВУЗов вышли первые «птенцы», окончившие бакалавриат и поступавшие по результатам ЕГЭ. Центр профориентации Выборгского района тесно сотрудничает с Центром занятости населения Выборгского района, данные полученные от ЦЗН осенью прошлого года просто ошеломляют:

· 17 % безработных составляет молодежь в возрасте 18-29 лет;

· 38 % безработных имеют высшее профессиональное образование.

При всей этой ситуации, сотрудники Центра занятости сообщают, что молодые специалисты стоят на учете годами, переучиваться и получать другие профессии не хотят, когда в это же самое время приезжие не брезгуют маленькими зарплатами, «цепляются» за любые предложения и очень быстро делают карьеру. К сожалению, данное подрастающее поколение не приучено к труду, все больше молодежь стремится к свободным видам деятельности и занятости (фрилансу), непостоянной работе, а работе от заказа до заказа, или когда есть время и желание. Вопросы, которые всегда волновали старшее поколение: стабильного будущего, наработки стажа, и уж тем более пенсии, современной молодежи кажутся смешными.

Интересны данные и по ВУЗам, выпускники каких ВУЗов Санкт-Петербурга встали на учет в Центр занятости населения в 2013 году (рейтинг по количеству заявлений):

1. РГПУ им. Герцена

2. Политехнический университет

3. Университет культуры и искусств

4. Университет сервиса и экономики (ГУЭ), Университет «Горный»

5. Аграрный университет, ГУАП, Университет технологии и дизайна

6. СЗАГС, ГУПС, ЛГУ им. Пушкина

7. Технологический институт, Лесотехнический университет

· Специалисты каких направлений:

1. Экономика, финансы

2. Юриспруденция

3. Связи с общественностью, реклама

4. Психология

5. Государственное и муниципальное управление.

Теперь сравним данные по безработным выпускникам с рейтингом выбранных ВУЗов выпускниками Выборгского района в 2013 году (по числу поступивших):

· Политехнический университет – 198

· Медицинские ВУЗы (ГМУ им. Павлова, Педиатрический, ГМУ им. Мечникова, Ветеринарная академия, ВМА им. Кирова , Химфармакадемия) – 114

· РГПУ им. Герцена – 75

· СПбГУ – 62

· СПбГЭУ (ФИНЭК, ИНЖЭКОН, ГУСЭ), Технологический институт – по 61

· ГАСУ (Архитектурно- строительный) – 60

· ГЛТУ (Лесотехнический) – 56

Рейтинг выбранных специальностей:

· Инженерно-технические специальности – 161

· Экономика, финансы, предпринимательство – 157

· Менеджмент, маркетинг, управление персоналом, гостиничный сервис - 116

· Медицина – 107

· Информационные технологии – 99

· Строительство, архитектура – 78

Если сравнивать эти данные, можно сказать, что только выпускники медицинских и технических факультетов не испытывают проблем с трудоустройством, хотя тоже есть несколько НО!

Например, Медицинские ВУЗы, как и медицинские колледжи, лидируют по выбору у выпускников Выборгского района уже 4-ый год, с чем это связано, никто объяснить не может. При том, что абитуриенты (по социологическим опросам) прекрасно осознают сложность профессии и длительность обучения. А по последним данным Центра занятости профессии «медсестра» и «врач» входят в десятку самых востребованных вакансий в Санкт-Петербурге, занимая вторую и шестую позиции соответственно. Возникает вопрос: где молодые специалисты?

Что касается Политехнического университета, вполне объяснимо, почему он так популярен среди выпускников нашего района. ВУЗ удобно расположен, пользуется отличной репутацией, и помимо чисто технических факультетов, имеет массу факультетов гуманитарного направления: экономика, лингвистика, менеджмент, издательское дело. А выпускникам данных факультетов найти работу по специальности нелегко, кроме, пожалуй, издательского дела (на сегодня, по мнению социологов, данная сфера является самой стабильной в российской экономике).

Теперь о РГПУ им. Герцена. По идее, все мы, педагоги должны порадоваться, что у наших учащихся такой популярностью пользуется Педагогический гуманитарный университет, но популярностью пользуется только второе и третье слова в этом названии – гуманитарный университет, то, что он педагогический, абитуриенты часто забывают и не понимают, что в их дипломе будет написано: учитель! В школы идут единицы, остальные, как вы смогли заметить выше, на биржи труда. А ведь проходные баллы в РГПУ не самые маленькие по городу – от 180 до 260 за три ЕГЭ, значит, поступают туда на бюджетные места не самые слабые учащиеся и не троечники, но так как выбор не осознанный, так как поступают только ради получения высшего образования, так как выбор идет в пользу «легкого» образования и в пользу «красивого названия» профессии, проблемы на выходе неизбежны.

Еще интереснее обстоит ситуация с Лесотехническим университетом и Технологическим институтом. Если рассматривать ориентир – прогнозы последних лет, в основном, эти ВУЗы будущие абитуриенты рассматривают в качестве запасного варианта, в «пятерку лидеров» эти ВУЗы попадают за счет не поступивших в Медицинские университеты, где конкурс очень высок, и за счет совпадения по ЕГЭ (химия и биология). (См рис.1 «Сравнительный рейтинг ВУЗов по прогнозу и поступлению за 2013 год»)

Бойцова1.JPG

Рис. 1

С одной стороны, вроде бы неплохо, абитуриент не остался на улице, стал студентом, но посмотрим глубже. С психологической точки зрения все медицинские специальности относятся к типу профессий «Человек-человек», к профессиям, связанными с людьми, ветеринария относится к типу «Человек-природа», профессиям, связанных с биологией. Хорошо, если не состоявшийся ветеринар стал студентом Лесотехнического университета, и там, и там профессии типа «Человек-природа», или не состоявшийся фармацевт стал студентом Технологического института, тоже близкие сферы химического производства. А вот если не состоявшийся медик стал учиться на инженера-химика или химика-технолога, трудностей ему не избежать. И учиться будет тяжело, и вряд ли найдет себя в будущей профессии. Обычно таким студентам я советую искать работу менеджера по продажам технической продукции, потому что в инженерной или исследовательской сфере таким людям просто не будет хватать общения.

Приведем еще один яркий пример. Центр профориентации тесно сотрудничает с профессиональными лицеями и училищами, которые с 2013 года все переименованы в колледжи, более старшему поколению данные учебные заведения известны как профтехучилища. Коллеги, работающие в таких училищах, знают не понаслышке, как выпускники ВУЗов: менеджеры, экономисты и юристы не могут найти работу, и приходят к ним на обучение получать рабочие специальности, чтобы найти высокооплачиваемую работу. Тем самым, можно утверждать, что на сегодняшний день существует две пирамиды образовательно-профессионального роста: стандартная «вверх» и нестандартная «вниз». См. рис. 2

Бойцова2.JPG

Сложившаяся ситуация очень понятна специалистам по профориентации. Педагоги-психологи Центра профориентации и учителя предпрофильной подготовки не дадут соврать, что современные учащиеся не готовы к профессиональной деятельности, до конца не понимают, для чего человек должен трудиться, и самое главное, что любой труд человека, любая деятельность на благо общества должна быть в почете. То что, быть сварщиком или водителем совсем не плохо, достойно, а иногда даже выгоднее, чем быть менеджером или юристом, современные школьники не понимают и не осознают. Такие профессии, как сантехник, электрик, фрезеровщик вызывают у подростков смех. В возрасте 15-16 лет, а именно эта возрастная категория школьников изучает курс предпрофильной подготовки в школе, подростки оценивают мир профессий только с точки зрения престижа, дохода и неоправданных амбиций.

По данным исследований психологов районного центра по изучению мотивации выбора будущей профессии у школьников, критерии, на которые опирается современный 9-классник, расположились следующим образом:

1. Дело, которым я буду заниматься, должно быть интересным - 84 %

2. Возможность сделать карьеру – 71 %

3. Возможность получения хорошей зарплаты – 68,8 %

4. Желание получить высшее образование – 62, 2 %

5. Возможность реализовать умения и идеи – 60 %

6. Общение с интересными людьми – 54,4 %

7. Возможность стать профессионалом – 51 %

8. Комфортные условия – 47, 7 %

9. Возможность развиваться в данной сфере – 46, 6 %

10. Безопасно для здоровья, Интерес возник через школьные предметы – 36, 6 %

Данное процентное соотношение связано с тем, что учащиеся должны были оценить 24 критерия по трем позициям, выше приведены данные по 10 самым популярным.

Опираясь на данные по всем критериям, общая статистическая картина складывается таким образом:

1. Профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности) – 65 %

2. Познавательная (учебная) мотивация – 48,5 %

3. Статусная мотивация (забота о престиже) – 43 %

4. Прагматичная мотивация (материальная обеспеченность) – 40,3 %

5. Коммуникативная мотивация (потребность в общении) – 32,6 %

6. Внешняя мотивация (случайные причины) – 25,5 %

7. Социальная мотивация (совет людей, значимость профессии в обществе) – 7 %

Если обобщить данные, приведенные выше, можно сделать следующие выводы, что все-таки освоить интересную профессию для подростка является важным, но насколько она будет значима, полезна и востребована, об этом он задумывается редко. Прагматичная мотивация или мотивация на доход от профессии занимает четвертую позицию, но мало, кто из старшеклассников осведомлен о реальных доходах специалистов рабочих профессий. Поэтому на уроках, посвященных теме рынка труда и на выступлениях перед родителями и учащимися, специалисты-профориентаторы обязательно рассказывают о сегодняшней ситуации на рынке труда в городе, приводя данные по востребованным вакансиям и указанным зарплатам. (См. рис.3 «Наиболее дефицитные специалисты с зарплатой выше средней по региону» и рис. 4 «Соотношение спроса и предложения на рынке труда Санк-Петербурга в 2013 году»).

Рис.3 «Наиболее дефицитные специалисты с зарплатой выше средней по региону»

место

Профессия

Средняязарплата

1

· Электрогазосварщик

· Шеф - повар

60000-63000 р

2

· Монтажник

· Водитель грузового автомобиля

55000 р

3

· Инженер-технолог

· Аудитор

50000-52000 р

4

· Прораб

· Электромонтажник

42000 р

5

· Инженер-проектировщик

· Инженер по качеству

41000 р

6

· Техник-технолог

· Токарь

38000-39000 р

Создается впечатление, что современные выпускники старшей школы прибывают в состоянии «розовых очков», что достаточно закончить ВУЗ и престижная, высокооплачиваемая работа у них в кармане. К понятию «карьера» вообще отношение достаточно инфантильное, им кажется, что придет все и сразу. Поэтому зачастую мы слышим на вопрос «Кем ты себя видишь в будущем?» ответы: «Банкиром» (но не банковским служащим), «Управляющим строительной компанией» (но не прорабом), «Адвокатом» (но не секретарем в суде), «Главным врачом» (но не участковым терапевтом). Приходится объяснять школьникам, что все управленцами быть не могут, кто-то должен и работать, и обслуживать тех же самых управленцев, и чтобы достичь вершины карьерной лестницы, начинать надо иногда с азов, с малооплачиваемой, непрестижной работы: курьера, водителя, продавца-консультанта и т.д.

Бойцова3.JPG

Рис. 4

Еще раз акцентируем внимание на «сильных» и способных учениках, или как их называют в профессиональных учебных заведениях, «системниках» - учащихся, которые успевают и по технических и по гуманитарным дисциплинам. Данным учащимся помощь психолога по выбору профиля требуется иногда больше, чем ученику средних способностей. Бывают ситуации, когда такие ученики успешны во многих направлениях, а какое направление выбрать, не знают. Бывают ситуации, когда такие ученики конфликтуют с учителями или одноклассниками, так как зачастую амбициозны, некоторые боятся сдачи ЕГЭ, и делают выбор в пользу среднего профессионального образования и ухода из школы после 9 класса. Здесь тоже два пути: учащиеся выбирают колледж при ВУЗе, в котором они заинтересованы, без труда поступают в ОУ СПО, и, минуя ЕГЭ, становятся студентами выбранного университета. Либо учащийся выбирает промежуточный вариант, т.е. обучение на время для получения среднего образования, что не всегда бывает верным. Конечно, можно получить высшее образование и после колледжа, но не по каждому профилю можно найти подходящий колледж. Например, если учащийся интересуется серьезно биологией или хочет стать в будущем психологом, подобрать Колледж по профилю сложно, в итоге все равно нужно будет сдавать ЕГЭ и вместе с бывшими школьниками поступать в ВУЗ. Таким учащимся все-таки хочется посоветовать не оставлять школу, остаться в 10-11 классах, некоторым учащимся стоит даже подобрать более сильную или профильную школу. Но в последнее время замечена тенденция ухода сильных учащихся после 9 класса, а в 10 классе остаются те, которым скорее рекомендовано идти учиться в средние профессиональные учебные заведения.

С 2014 года выпускники колледжей, имеющие среднее профессиональное образование, могут поступать в любой ВУЗ, на любое направление, сдавая по выбору либо ЕГЭ в колледже, либо вступительные испытания в ВУЗе. Сокращенная форма обучения в ВУЗе (3,5 года) сохранилась только для тех, кто поступает на базе СПО на вечернюю форму обучения, по профилю и на специалитет. Сразу заметим, что с 2013 года поступление в колледжи осуществляется без экзаменов, по среднему баллу аттестата, что с одной стороны облегчает поступление абитуриентам, с другой усложняет. Система поступления в колледжи теперь напоминает систему поступления в ВУЗы: абитуриенты могут подавать копии документов сразу в несколько колледжей и на несколько специальностей. Если средний балл аттестата выпускника достаточно высокий (от 4 и выше), оснований для волнений нет, если же средний балл аттестата действительно «средний», в прямом и переносном смысле (ниже 3,6), абитуриентам приходиться ждать свое место в колледже практически до конца августа, когда становится понятно по числу поступивших, сколько вакантных мест осталось на той или иной специальности. Поступившим считается тот абитуриент, который проходит по среднему баллу аттестата и принес в учебное заведение оригиналы документов. Усложнилась ситуация и для работников приемных комиссий колледжей, особенно с абитуриентами, поступающими на перспективные специальности. Так в Университетский политехнический колледж «Радиополитехникум» при Политехническом университете на специальности «Компьютерные системы и программирование» выпускники 9-х классов подавали документы уже с высоким средним баллом аттестата (от 4 до 4,4), чтобы определить зачисленных, колледжу пришлось проводить дополнительный конкурс по профильным предметам (складывались оценки по алгебре, физике и иностранному языку). Возникла проблема и с конкретикой выбора колледжа, раньше, когда было поступление по экзаменам, 9-классники шли в заранее выбранный колледж на подготовительные курсы, и «Колледж» был в них заинтересован, как в потенциальных студентах. После подготовительных курсов школьники сдавали в июне экзамены, и при положительном результате, уже в июне становились студентами колледжа. Теперь, при новых правилах поступления, процент случайности выбора колледжа или профессии вырос в разы!

Идут разговоры и про введение дополнительных испытаний в ВУЗы:

· Будет учитываться средний балл аттестата;

· Портфолио учащегося (грамоты и дипломы);

· Кроме трех обязательных, каждый ВУЗ может ввести 4-ый ЕГЭ по профилю.

Некоторые ВУЗы, такие как СПбГУ и ИТМО, уже с прошлого и с этого года ввели дополнительные испытания: в СПбГУ дополнительный тест по профильному предмету, в ИТМО с этого года введено сочинение. В прошлом году наблюдался рост среднего балла ЕГЭ — 67,8 балла, что значительно выше, чем в 2012 году. 40% ВУЗов России в 2013 году повысили минимальный средний балл ЕГЭ. Цель – обеспечить бюджетными местами абитуриентов, готовых к серьезному образованию. Средний конкурс в высших учебных заведениях России составил 8,8 заявлений на место. (См. рис. 5)

«Рост среднего проходного балла ЕГЭ в приемные кампании»

Бойцова4.JPG

Рис. 5

В заключение скажем, что стремительные изменения во всем не смогли обойти и систему образования. Выпускники должны всегда «держать руку на пульсе», чтобы не пропустить нововведений в правила приема. Меняется и профессиональный мир: какие-то профессии становятся не востребованными на рынке труда, какие-то совсем исчезают. Многие отрасли промышленности и экономики заинтересованы в интегрированных специалистах, сочетающих в себе инженерное и экономическое, техническое и филологическое, экономическое и юридическое образования. Всегда будут востребованы те специалисты, которые постоянно растут профессионально, повышают свою квалификацию, осваивают смежные профессии, изучают иностранные языки. Наша страна ждет молодых разносторонних профессионалов, дело за ними!


Приложение


Не выбирайте легких путей! Выбирайте правильный! Проблемы профессионального выбора современных школьников

Назад в раздел