Поиск по сайту

Новые возможности при разработке экологической темы на уроке английского языка в условиях информатизации образования

Автор: Шишкунова Л.В.


ФГОС нового поколения предъявляет особые требования к подготовке выпускников средней школы. Основное из них – освоение учащимися способов деятельности, применимых при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [1]. Эта задача включает в себя умение организовать свою работу, определить цели и задачи, выбрать средства реализации, взаимодействовать в группе, а также умение оценить свою деятельность с гуманистической позиции.

Тема защиты окружающей среды на уроке иностранного языка является одной из тех, которые позволяют ставить одновременно образовательную, развивающую и воспитательную цели урока и предоставляют широкие возможности их разработки с применением разнообразных интерактивных технологий. Действительно, при изучении любой из экологических тем происходит расширение лексического запаса учащихся, обучение установлению причинно-следственных связей, развивается умение анализировать и излагать свои выводы, совершенствуются навыки работы с различными источниками информации и сотрудничество в группе. При этом воспитывается любовь к природе и чувство ответственности за ее сохранение.

С появлением в образовании новых информационных технологий открывается широкий спектр возможностей их использования в школе. По мнению исследователей [2], новые информационные технологии дают нам в руки новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедийность, коммуникативность, производительность.

Нельзя не учитывать тот факт, что изучение актуальных, глобальных тем (к которым, несомненно, относится и экологическая) с использованием информационных обучающих ресурсов повышает мотивацию к изучению иностранного (английского) языка [3].

Таким образом, перед современным учителем стоит задача грамотного включения информационных технологий и ресурсов в уроки.

При разработке темы охраны окружающей среды на уроках английского языка важной задачей становится научить школьника самостоятельно добывать информацию в сети Интернет и анализировать ее, пользоваться электронными словарями и Википедией, сайтами экологических организаций (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис и другие). При этом отрабатываются навыки чтения с выбором информации, навыки подбора ключевых слов для поиска, развивается способность к анализу и обработке сведений, расширяется лексический запас. Работа в Интернете облегчает выполнение творческих работ и проектов. Создание школьниками в итоге мультимедийных презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint не только обеспечивает иллюстративность материала, но является результатом осмысления темы и пробуждает интерес к самостоятельной работе.

Глобальная сеть позволяет познакомиться с реально существующими международными экологическими организациями (Life-Link, Упсала, Швеция; Environment Online, Финляндия; Young Masters Programme, Лунд, Швеция), принимать участие в вебинарах и совместных акциях, участвовать в международных проектах («Исчезающие виды животных», «Посадка деревьев», «Химикаты и природа», «Сократим, используем, переработаем» и другие). Все это повышает мотивацию к изучению английского языка.

В сети Интернет на британских образовательных сайтах (http://www.english-to-go.com; http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish) можно найти аутентичные материалы, в том числе аудио и видео. Использование этих информационных ресурсов необходимо для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи и позволяет подбирать для урока материалы разной степени сложности.

Информационные технологии позволяют расширить и дополнить совершенно новыми формами дистанционное обучение школьников [4]. Современное программное обеспечение может предложить чат-занятия и дистанционные уроки, семинары, конференции. К настоящему времени разработаны учебно-методические комплексы по дистанционному обучению английскому языку [5]. Наконец, рассылка заданий, комментариев, других материалов с помощью электронной почты доступна каждому ученику и учителю и используется в процессе подготовки творческих работ и совместных проектов.

Для проведения уроков английского языка, как при введении нового материала, так и при закреплении и систематизации знаний, новые возможности предоставляет применение интерактивной доски с программным обеспечением InterWrite Workspace. Повышается плотность урока за счет заранее подготовленных схем, текстов, диалогов, улучшается запоминание за счет наглядности и интерактивности, чередуются разные виды деятельности. Применение новых лингафонных кабинетов с элементами мультимедиа при отработке навыков аудирования и говорения позволяет организовывать работу учащихся индивидуально, в парах и тройках с самопрослушиванием. Учитель может, подключаясь, контролировать ход дискуссии в каждой группе.

Таким образом, информационные технологии при изучении английского языка могут использоваться для решения всех видов учебных задач. Их применение позволяет повысить мотивацию к учебе, активизировать речь, увеличить темп урока и эффективность усвоения материала.


Приложение: конспект-план урока «Поможем нашей планете», 7 класс, УМК «Английский в фокусе» (авторы Ю. Ваулина, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс), М.:Express Publishing: Просвещение, 2012.

Приложение: презентация


Литература:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования. Под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

2. Солнцева-Накова Е.В., Манчев В.С. О проблеме адаптации преподавателя русского языка к новым информационным технологиям. http://www.erono.ru Выпуск 18.

3. Варшавская Ф.Г. Мотивация познавательного процесса в изучении английского языка. http://www.erono.ru Выпуск 18.

4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006.

5. http://www.mygrammarlab.com


Поделиться:


Назад в раздел