Поиск по сайту

Использование проектной деятельности в лицее для реализации образовательной программы

Автор: Галл М.Ю.


В основе нового стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Современная система обучения должна быть направлена на формирование личности, готовой к саморазвитию и мотивированной к самообучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Проектная деятельность позволяет обучающимся освоить универсальные учебные действия и самостоятельно их использовать. Не секрет, что проектная методика уже давно успешно применяется на уроках, в том числе и на уроках иностранного языка. Проектная деятельность выходит за рамки одного предмета и широко используется как внеурочная. Одним из способов превращения ученика в субъект деятельности является его участие в исследовательской работе. Создавая проект под руководством тьютера в рамках ученического научно-исследовательского общества лицея (далее УНИО) и в сотрудничестве со своими сверстниками, учащийся получает навыки организаторской деятельности, коммуникации, самостоятельного принятия решений, планирования деятельности и прогнозирования результатов.

Проект «Игровой метод в изучении английского языка», разработанный нами совместно с учащимися 11 класса лицея № 101, является попыткой обучающихся посмотреть на систему преподавания глазами субъекта обучения, постараться выделить проблемы и предложить пути их решения. Цель данного проекта не только рассмотреть игровой метод как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка у учащихся, но и разработать игры для уроков с применением игровой методики.

На одном из уроков в 11 классе с ребятами была организована полемика по теме, каким образом эффективнее всего изучать иностранный язык. Мы пришли к выводу, что языковая практика за границей с носителями языка является одним из лучших методов. Но как же добиться хороших результатов, не выезжая за рубеж, находясь в стенах своего учебного заведения в окружении своих сверстников и педагогов? Не случайно древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса у учащихся нельзя добиться желаемого результата. Всякое обучение, по своей сути, есть создание благоприятных условий для развития личности. Именно личностно-ориентированный подход в обучении стал необходимым условием для осуществления дифференциации процесса обучения и мотивации учебной деятельности. Внутренняя мотивация определяет отношение учеников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Когда ребенка побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, только тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

Возникает вопрос, как повысить мотивацию обучающихся, какие применять методики и технологии, чтобы достичь ожидаемого результата. Ученикам был задан вопрос, какие уроки запоминаются им больше всех, что позволяет им изучать язык и в то же время получать удовольствие от урока. И многие ответили, что элемент игры на уроке, драматизация и воссоздание проблемной ситуации помогают им лучше усвоить материал урока, а также проявить свои личностные качества, учат их принимать решения и работать в коллективе. Общение – это очень важный фактор в жизни современной молодежи, а игровая методика позволяет реализовать стремление к коммуникации и раскрыть творческий потенциал даже самых слабых учащихся. В игре все равны. Игра помогает преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы.

Идея проекта ««Игровой метод в изучении английского языка» возникла накануне Дня самоуправления в лицее. Две ученицы старшей школы выразили желание провести урок английского языка в начальных классах, т.к. в дальнейшем хотели бы связать свою жизнь с преподаванием иностранного языка. Они с удовольствием разрабатывали сценарий урока, в котором было много элементов игровой деятельности. Подбирая материал к уроку, эти учащиеся заинтересовались вопросом, как повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Девушки попросили своего преподавателя Галл М.Ю. стать тьютером в исследовании этой проблемы в рамках УНИО лицея. В процессе работы над проектом была выдвинута гипотеза , что использование элементов игры позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка, тем самым повысить эффективность формирования навыков и умений при обучении иностранному языку. Объектом исследования стал процесс обучения иностранному языку в школе, а предметом исследования - использование игровой методики при работе над формированием различных навыков и умений в процессе изучения иностранного языка. Под руководством своего преподавателя участники проекта изучали методическую базу игровой методики и в своей работе пытались доказать, что этот метод очень эффективен в изучении иностранного языка и повышает мотивацию как учащихся начальной школы, так и у ребят более старшего возраста. Работать над проектом им также помогали другие учащиеся 11 класса: велась фото и видеосъемка на уроках с апробацией проекта, были составлены анкеты, которые являлись контрольно-измерительными материалами проекта, разработан ряд игр.

Подтвержденным выводом данного исследования явилось то, что игра делает учебный процесс радостным и легким, позволяя осваивать знания и навыки, и даже самый тяжелый труд делает интересным. Именно игра является одним из видов активной деятельности. Этот вид деятельности способствует не только приобретению знаний, но и развитию различных качеств личности, активизирует учебный процесс. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы обучаемого. Определенно, именно игровая технология повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

На итоговой конференции УНИО лицея участники проекта выступили с презентацией своего исследования. Они поделились своими выводами с участниками конференции:

1. Игровой метод должен ис­пользоваться на различных ступенях обучения иностранному языку и на разных этапах урока.

2. Использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации об­щения, повышающей эффективность учебного процесса;

5.Проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет обучаемым освоить универсальные учебные действия, а задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще.

6. Разработка и внедрение игр в процесс обучения способствует более ус­пеш­но­му решению основных задач обучения иностранному языку на разных этапах. Именно с помощью игровых методов возможно применение тео­ретических знаний на практике, а будущем и в реальных жизненных ситуациях.

Учащиеся выразили мнение, что работая над проектом, они получили возможность делать что-то интересное самостоятельно, приложить свои знания и публично представить результаты своего исследования. Проектная деятельность значима для самих «открывателей» тем, что она носит практический, прикладной характер.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы. Современные развивающие программы обязательно должны включать проектную деятельность в содержание различных учебных и внеурочных курсов.



Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1996

2. Дюзина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. – М.: Вако,2001.

3. Ефанова З. А. Нестандартные уроки английского языка. – Волгоград.: Корифей,2006.

4. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.:Каро, Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2006.

5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М:Вентана-Граф, 2002

6. Нестеров А. В. Традиции празднования Дня Святого Валентина в англоязычных странах. – СПб.: Книжный дом,2001.

7. Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003

8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе. № № 2, 3, 2000

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.-2004


 Использование проектной  деятельности в лицее для реализации образовательной программы

Назад в раздел