Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
№35 "Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества деятельности педагога" (октябрь, 2018 г.)
Поиск по сайту
|
Культура здорового образа жизни учащихся (из опыта работы ГБОУ № 475 Санкт-Петербурга)
Обновление школы связано с созданием новой практики образования и управления учебно-воспитательным процессом. Одним из ключевых направлений проекта «Петербургская школа – 2020» является направление по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Таким образом, определяющим моментом в развитии современных общеобразовательных учреждений является деятельность, направленная на обеспечение усвоения обучающимися определенной суммы знаний, выработку установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, а также работа по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. По приведенным ниже данным о состоянии здоровья детей в нашей школе, можно сделать вывод о том, что данной проблеме необходимо уделять большое внимание. 1 группа – здоровые дети 2 группа – незначительные отклонения 3,4 группа – дети с хроническими патологиями (заболевание желудочно-кишечного тракта, разные степени близорукости, вегето - сосудистые дистонии, сколиозы различной степени)
411 чел. – 102 чел-24.8%-хронические патологии Педагогический коллектив школы осознает, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья как учителей, так и школьников, наличие его позволяет быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении этого условия адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. В школе работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогических работников осуществляется при комплексной реализации следующих видов деятельности: - образование в области здоровья на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования в тесном взаимодействии с семьями обучающихся, общественностью; - осуществление физического воспитания и организация деятельности по повышению двигательной активности школьников; - совершенствование уровня психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; - формирование здоровьесберегающей образовательной среды. В школе реализуется программа «Здоровье», которая призвана способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе. Под понятием здоровье мы подразумеваем единство трех его составляющих, каковыми являются физическое, психическое (душевное) и социальное здоровье. В конечном итоге, сформированность всех трех составляющих здоровья дает человеку возможность стать личностью автономной, способной к позитивному самоопределению, самореализации и самоконтролю. Под здоровым образом жизни мы понимаем: · благоприятное социальное окружение; · духовно-нравственное благополучие; · оптимальный двигательный режим (культура движений); · закаливание организма; · рациональное питание; · личная гигиена; · отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); · положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. Инновационная составляющая деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников связана с разработкой системы отслеживания изменений, происходящих на фоне введения инновационных технологий, использования инновационных методов и приемов образования. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Типы технологий используемые в нашей школе: · Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) · Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) · Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) · Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы) В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта деятельность осуществляется по следующим направлениям:
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя урока, так и после уроков.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
· Диагностические мероприятия: - составление социального портрета школы (классов);
· Профилактические мероприятия: · - совместная работа с ОДН, с неблагополучными семьями;
В школе создана СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ. ЦЕЛЬ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ: ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОУ. ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ: - повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры участников образовательного процесса -создание условий для оздоровления учащихся , ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков. НАПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ ОУ: -повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности -совершенствование образовательных технологий воспитания и обучения - создание условий для здорового питания в ОУ - психолого-педагогический и медико-социальное сопровождение ослабленных учащихся и педагогов. - саногенетический мониторинг учащихся. Одной из основных задач проведения саногенетического мониторинга в нашей школе является изучение состояния здоровья, а так же экспресс- оценка психомоторной деятельности детей и подростков для создания условий, возможностей, мотивации здорового образа жизни. Изучение организма – как единой целостной системы – сложная проблема, решение которой требует технической оснащенности. Мы вот уже три года участвуем в программе «Здоровый школьник», что позволяет нам проводить мониторинг здоровья детей на самом современном цифровом оборудовании, не выходя из здания школы. У нас есть возможность исследовать минимум ведущих систем организма ребенка – дыхательной, сердечно-сосудистой , нервно – мышечной . Выявленные нарушения у отдельных школьников дают возможность диагностики возможных наследственных патологий, влияние внешних факторов, а также корректировки заболеваний различных систем органов. Это в свою очередь минимизирует риски для здоровья в процессе обучения. Также на основании данных мониторинга осуществляется оценка общешкольной среды с точки зрения здоровьесозидания; оценка образовательных технологий с точки зрения сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; и конечно же индивидуальный подход к каждому в зависимости от наличия функциональных отклонений По результатам мониторинга специалистами Санкт–Петербургского Государственного медицинского университета им. акад. И.П.ПАВЛОВА (Кафедра клинической лабораторной диагностики )разрабатываются и предлагаются корректирующие мероприятия, что в свою очередь позволяет частично или полностью справиться с выявленными проблемами.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Список литературы
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» 2.«Петербургская школа 2020» 3. «Концепция духовно- нравственного развития личности гражданина Росс 4.«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Ковалько В.И. 2004 5.«Здоровая школа» СПб АППО 2010 Алексеев С.В. Татарникова Л.Г. Рычкова С.В. Васильева И.В. 6.«Сборник нормативно- методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков» Учебное пособие Хлебникова Н.Н. МИОО 2010 7.«Здоровье на 5+» Сметанкин А.А. 2007 ЗАО «Биосвязь»
Поделиться:Назад в раздел |