Поиск по сайту

Восприятие учителями личностных качеств учащихся

Автор: Жукова Н.А.


В логике происходящих сегодня изменений в образовательном процессе вполне закономерным является обращение к личностным и метапредметным образовательным результатам современного образования на всех его ступенях. Личностный аспект образования предполагает развитие индивидуальных способностей и становление определенных качеств личности школьников. Организация учебного процесса, в котором происходит развитие личности всех его участников, и выстраиваются равноправные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик», сегодня становится возможной при определенной философии педагогов.

В процессе исследования организационно-педагогических условий формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к учению нами был проведен опрос «Ученик глазами учителя» для педагогов Санкт-Петербургских школ. Целью опроса было выявление личностных качеств, которые учителя видят в современных учащихся.

Анализируя полученные данные, все качества, выделенные педагогами, мы разделили на мотивационно-целевую, когнитивную, коммуникативную, операциональную, эмоциональную, рефлексивно-оценочную группы.

В мотивационно-целевую мы включили качества, присущие ученику, которые отражают личностное отношение к деятельности, выражаются в целевых установках, интересах и способствуют развитию у него мотивационной сферы. Внутренняя мотивация придает деятельности ученика целенаправленность, энергию, оптимизм. Наибольшее количество респондентов выделили у учащихся следующие качества: прагматичный (62%), эгоцентричный (56%), честолюбивый (49%), целеустремленный (36%) и успешный (40%). Среди данных качеств приоритет отдается «прагматичному» ученику. Вместе с тем такое качество, как целеустремленность, наименее выражено [1].

Полученные результаты обусловлены социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе. Хотя, безусловно, в данных наблюдается скрытое противоречие между тем, что обществу нужны профессионалы, четко планирующие свою деятельность и умеющие ставить перед собой конкретные цели, но современные ученики пока не видят необходимости в развитии своих организационных умений. Сегодняшнему ученику необходимо овладевать организационными умениями, и, поэтому особое значение приобретают умения анализировать, планировать свою деятельность. Преобладающим качеством является рациональность, вместе с тем, отмечается неумение ставить цель и присущая сегодняшним школьникам нелогичность в действиях.

В эмоциональную группу мы включили качества учащихся, которые являются отражением внутреннего состояния учащихся и проявляются в процессе их взаимодействия. По мнению учителей, можно выделить следующие качества учащихся: радостный (46,7%), агрессивный (64,7%), сопереживающий (34%), гордый (31,3%), уверенный (56%).

Расширение кругозора, повышение уровня развития познавательной самостоятельности и интеллектуального развития – пути к сохранению эмоционально здорового общества, в котором проявления грубости, озлобленности сменяются стремлением к непрерывной работе над собой. Процесс переживания учеником результатов своей учебной деятельности, преобладание положительных эмоций, сопровождающих эту деятельность, работа над осмыслением причин, возникающих в процессе учения, трудностей стимулирует самопознание. В когнитивную группу мы включили качества, присущие ученику в процессе познавательной деятельности, способствующие адекватному восприятию и осмыслению информации.

Среди мнений педагогов наиболее распространенным является взгляд на ученика как информированного, но пассивного, любознательного, но неуспевающего. Л. М. Перминова особое внимание уделяет формированию организационных умений учащихся как условию качественного овладения другими общеучебными умениями, позволяющими совершенствовать себя в дальнейшем учении и самообразовании [3].

В коммуникативную группу мы включили качества учащихся, которые проявляются в процессе общения и способствуют развитию коммуникативных умений. Наблюдения за сегодняшними учениками показывают, что им присуща раскрепощенность (55,3%), коммуникабельность (68%). Вместе с тем незначительный процент учащихся умеет слушать (47,3%). Достаточно невысок процент школьников, у которых ведущими является открытость (38,7%) и толерантность (30%). В рефлексивно-оценочную группу мы включили качества учащихся, которые проявляются в процессе самоанализа и самооценки собственной деятельности и осмысления ее результатов.

Преобладающее большинство респондентов считают сегодняшнего ученика размышляющим. Ученик постоянно сталкивается с большим потоком информации, вследствие чего возникает множество познавательных проблем и развиваются мыслительные способности (от репродуктивных к преобразующим). Вместе с тем лишь небольшое число респондентов отмечают в современном ученике такое качество, как эмпатия, то есть способность к сопереживанию и сочувствию.

В ценностно-смысловую группу мы включили качества учащихся, с помощью которых осуществляется выбор целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, способствующих пониманию окружающего мира и принятию решений. Результаты анализа группы ценностно-смысловых качеств учащихся преобладающий выбор среди учителей выпал на ученика познающего (47,9%) и креативного (41,3%). На третьем месте – выбор совестливого ученика (24,7%) и последние два места занимает самосовершенствующийся (20,3%). В целом полученные данные отражают общую тенденцию стремления учеников к познанию и творчеству, но очевидным является необходимость включения нравственного компонента в образовательный процесс.

Сегодняшние учителя признают, что в школе необходимо: учить импровизировать, отказываться от догм, использовать свой интеллект, продолжая учиться всю жизнь, при этом не забывать учиться у своих учеников. В традиционных образовательных технологиях ученик занимает позицию «слушателя», который воспринимает, запоминает информацию, осмысляет ее в русле заданной учителем логики. Основной вид деятельности учащихся – работа по заданному образцу. Между тем, при использовании интерактивных образовательных технологий в учебном процессе позиция ученика изменяется. Он размышляет над увиденным или прочитанным, понимает пройденный материал, сопереживает своим товарищам. Ребенок превращается в творца, познающего и преобразующего окружающий мир и самого себя.

Приведем пример совместного поиска педагога и учащихся на педагогической мастерской для старшеклассников «Познавательные проблемы как средство познания и учения».

1. Возьмите предложенный листок, продолжите фразу.

О мире физических явлений я знаю…; о мире физических явлений я не знаю…; о мире животных я знаю… ; о мире животных я не знаю; о мире людей я знаю; о мире людей я не знаю; о мире вещей я знаю; о мире вещей я не знаю; о мире мыслей я знаю…; о мире мыслей я знаю…; о мире слов я знаю…

1. Возьмите любой текст или иллюстрацию. Сформулируйте область своего незнания.

2. В паре «Учитель-ученик» поработайте над планом движения в познании от своего незнания к знанию.

3. Сформулируйте свое определение понятия «познавательная проблема».

(проблемой является вопрос, задание, ситуация, способ решения которых ученику заранее не известен); познавательная проблема представляет собой противоречие между знанием и незнанием, выражающееся в виде вопросов и гипотез; гносеологическая познавательная проблема – это ситуация, требующая организации целенаправленных действий, задачей которых является преодоление противоречий между желаемым и действительным.

Перед вами – различные классификации познавательных проблем. В группе выберете одну из предложенных классификаций. Сосредоточьте свое внимание на одной из проблем. Спроектируйте ее на свой педагогический опыт. Предложите ее формулировку окружающим.

1. Выберете любую проблему. Найдите путь ее решения.

2. Проанализируйте свою работу на мастерской через призму познавательной мотивации.

3. Напишите текст на тему: «Ценность моего учения», «Корень учения горек – зато плод – сладок».

Тексты для работы на мастерской подбираются автором.

1. Подводя итог, отметим, что сегодня в центре внимания думающего учителя ученик, его личность и ее неповторимый внутренний мир. По-этому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.



Библиографический список:

1. Жукова, Н. А. Организационно-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учению [Текст] : дис. на соискание степени канд. пед. наук : 13.00.01 ; защищена 18.11.20 08 ; утв. 20.02.2009 / Жукова Наталия Айзиковна. – СПб., 2008. – 194 с.

2. Кондаков, А. М., Кузнецов, А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [Текст] : доклад Российской академии образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 9–29.

3. Перминова, Л. М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования: методическое пособие для учителей общеобразовательных школ [Текст] / Л. М. Перминова. – СПб. : СПбАППО, 2006. – 64 с.


Восприятие учителями личностных качеств учащихся

Назад в раздел