Поиск по сайту

Преображение человеческой души в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (методическая разработка урока)

Автор: Личко Л.Е.


Предлагаемый в статье конспект урока по творчеству Николая Васильевича Гоголя предполагает раскрытие основной мысли повести «Ночь перед Рождеством» в новом ракурсе, а именно: «Главное чудо Рождественской ночи – преображение человеческой души».

Для работы над этой интересной мыслью Гоголя нам потребуется на уроке особый настрой, для его создания мы попробуем задействовать все возможные способы восприятия информации учащимися.

Лучше всего проводить этот урок незадолго до новогодних каникул. Подготовку надо начать еще на перемене: включить музыкальный отрывок (муз. Ф. Грубера «Ночь тиха», солист Юра Волков), под звучание которого дети будут рассаживаться по своим местам. Это создаст неформальную обстановку, напомнит ребятам о приближающемся празднике.

Желательно, чтобы ребята заранее украсили кабинет новогодними игрушками, поставили маленькую елочку. На видном месте рекомендую расположить портрет писателя, Екатерины II, кукол в народных украинских костюмах, на стол учителя поставить две корзинки с новогодними шарами (с номерами вопросов) для викторины и конкурса капитанов.

Ученики рассаживаются по три группы, у них уже должны быть домашние заготовки по персонажам повести в рабочих тетрадях, в текстах – закладки на описаниях ночи. На экране – первый красочный слайд презентации к уроку. Зрительный и звуковой ряды помогают проникнуться сказочной атмосферой повести.

Чтобы конкретизировать тему чуда, в начале урока учитель читает три отрывка описания рождественской ночи разных авторов, и дети должны отгадать среди них Гоголя (по волшебным персонажам). А вот в чем заключается главное чудо, с точки зрения писателя, – к этому выводу дети должны прийти самостоятельно.

Работа в группах создает на уроке соревновательное настроение, и здесь каждый проявляет свои индивидуальные способности: один отлично запомнил второстепенных персонажей, другой быстро ориентируется в тексте, третий тонко чувствует юмор, а четвертый приготовил подробную домашнюю заготовку по героям.

Яркие веселые слайды помогают не только сделать урок живым и интересным для ребят, но и наглядно способствуют четкому разделению ступеней урока. Главная цель урока должна быть достигнута благодаря захватывающей атмосфере игры, элементы которой изложены в конспекте: викторина, конкурс, взаимные вопросы. Учитель обращает внимание ребят на то, какими были главные герои в начале повести (Вакула, Оксана, Чуб) – и какими они становятся к концу произведения. Учащиеся сами приходят к мысли, что «упертый» Чуб, капризная, своевольная Оксана и «богобоязливый» кузнец, рискнувший обратиться к колдуну, каждый проходит через свое испытание: Чуб – «пострадав» в мешке, Оксана – раскаявшись за свое жестокосердие, ну а Вакула проходит через церковное покаяние.

Герои повести изменяются, особенно убедительно преображение Оксаны.

В эпилоге Гоголь обращает наше внимание на «красивую женщину с дитятей на руках», и мы невольно сравниваем ее с портретом, которым восхищался Вакула во дворце (изображение Мадонны). Как тут не вспомнить:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Позднее, изучая лирику Александра Сергеевича Пушкина, вы сможете напомнить ребятам об идеале женщины в повести Гоголя, а сейчас обратите внимание на то, что этот параллелизм возводит образ Оксаны на самую высокую ступень – к символу жертвенной материнской любви.

Юмористическое описание приключений героев в необычайную, волшебную Рождественскую ночь завершается внешне прозаической картиной – но в этом-то и секрет Гоголя. Произошло настоящее, не мистифицированное, чудо, – преображение человеческой души…

Урок заканчивается самостоятельным открытием основной мысли повестии, одновременно, подведением итогов и выявлением группы-победительницы. Домашнее задание должно закрепить результат этого исследования мини-сочинением на тему: «Чему нас учит повесть Н.В. Гоголя?»

Положительными результатами проведенного урока можно считать:

- повышение интереса к творчеству Н.В. Гоголя;

- повышение мотивации к обучению;

- выявление нестандартно мыслящих учеников (по итогам групповой работы);

- полное усвоение темы урока (по результатам домашнего сочинения).

Приложение 1: конспект урока

Приложение 2: презентация к уроку

Приложение 3: музыка к уроку


Поделиться:


Назад в раздел