Поиск по сайту

Сквозь призму поэзии (Самоактуализация нравственных чувств школьников на уроках литературы)

Автор: Шмакова Т.Л.


Возможности человека позиционировать себя в окружающем мире в условиях имевшего место в последние десятилетия информационной сверхпроводимости процесса интенсивного взаимодействия культур

не могут быть успешно реализованы без формирования нравственных установок личности на ответственное общественное поведение, толерантность, желание и умение трудиться.

Технологический прорыв и процессы глобализации изменили характер человеческой деятельности: образовательные процессы, еще вчера считавшие

приоритетом познание как средство взаимодействия с окружающим миром,

сегодня смещают акцент с познания на интенсивность формирования сознания,

а сам процесс этого формирования приобретает характер самого выгодного

прибыльного бизнеса. В процессе компьютерной революции овеществленная компьютером логика уравнивает людей в доступе к информации. В конкурентной борьбе на первый план закономерно выступает уникальность творческого мышления.

Педагогическая модель современного урока литературы предусматривает

планирование образовательной, познавательной, развивающей и

воспитательной составляющих как единого целого, при этом отмеченная выше

потребность в гуманитарном развитии отражает усиление внимание к процессу

нравственного воспитания как инструменту социального контроля общества

Вместе с тем уровень интеллектуального и духовного развития человека, его интеграция в окружающий мир, совершенствование коммуникативных умений напрямую зависят от уровня сформированности нравственных чувств и убеждений. В связи с этим задачи нравственного воспитания детей в учебно-воспитательном процессе в условиях современно развивающегося образовательного учреждения выходят на одно из первых мест. Примечательно, что учащиеся испытывают потребность видеть единство этих подходов не менее остро, чем учитель. На одном из уроков литературы по поэзии Н.А.Некрасова в 10 классе в ответ на вопрос о строках Некрасова, которые сегодня звучат особенно актуально, на доске появился экспромт переделанного известного афоризма поэта: «Ученым можешь ты не быть, а человеком быть обязан».

Ежегодно, планируя программную работу с поэтическим материалом, учитель-словесник учитывает психологический «портрет» класса и каждого из воспитанников. Любому из нас, а детям в особенности, приходится в своей жизни сталкиваться с чувством одиночества, с проблемой неуверенности в себе, неумением наладить отношения с окружающими. Порой мы даже забываем, когда искренно и от души смеялись. В подростковом возрасте перепады настроения и психологического состояния встречаются особенно часто, взрослые просто обязаны прийти на помощь в таких ситуациях. В одном из сочинений по анализу любимого стихотворения девочка-восьмиклассница цитирует стихотворение И.Северянина «Поэза отчаянья»:

Я ничего не знаю, я ни во что не верю,

Больше не вижу в жизни светлых ее сторон.

Я подхожу сторожко к ближнему, точно к зверю.

Мне ничего не нужно.Скучно. Я утомлен.

Понятно, что в данном случае речь идет об «эмоциональном выживании», а значит, о физическом и о нравственном здоровье и, как следствие, успешности ребенка во всех сферах жизни. Психологи обращают особое внимание на то, что при сильном и внезапном волнении в головном мозгу человека развивается такая сильная активность, что она не может быть уравновешена в системах самого мозга (Л.П.Гримак). Поэтому так важно в школе под руководством взрослых сделать работу подростка по самопознанию привычной и естественно необходимой. Однако самопознание — это только начало работы личности над собой, первый шаг на пути самосовершенствования, которое связано с умением понимать себя, слышать свой внутренний голос, управлять своим поведением, своим эмоциональным состоянием. Только понявший и принявший себя человек способен раскрыть и развить свой жизненный потенциал. А воспитание нравственных установок, заложенных в сознание с детства и юности, поможет ему оставаться в рамках социально приемлемого поведения, в любых сложных жизненных ситуациях быть хозяином своих эмоций, научиться управлять собой, уметь успешно побороть свои отрицательные переживания, ведущие к саморазрушению.

Уроки литературы и русского языка — благодатная возможность для учителя чутко улавливать шкалу нравственного барометра своих воспитанников и влиять на значения в нужную сторону. Так, читая сочинения-рассуждения в жанре эссе, чаще всего приходится встречаться с такими наблюдениями детей над самими собой: «Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие», «Мне не хватает уверенности в себе», «Мне кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть», «Нередко я думаю о таких вещах, которые ни с кем не хотел бы обсуждать», «Я часто расстраиваюсь из-за пустяков и склонен принимать все происходящее всерьез…», «Временами я чувствую себя бесполезным и дома, и в школе», «Я настороженно отношусь к людям в большинстве случаев», «Чаще всего я откладываю на завтра то, что следовало бы сделать сегодня», «Меня часто не радует то, что, я вижу, радует других», «Я часто недоволен собой», « Жизнь — штука несправедливая», «Я всегда делаю то, что мне сейчас выгодно, ведь, что бы я ни делал, людям все равно не угодишь…». Мы видим, что негативные переживания неуверенности в себе, беспокойства и неудовлетворенности от неисполнения желаний чаще всего и являются причиной безынициативности и социальной робости. Следовательно, основная работа должна быть направлена на повышение самооценки, создание положительного фона переживаний, спокойствия, оптимизма, формирование чувства собственного достоинства, инициативности, социальной смелости, независимости. При этом интересно, что повышенная по сравнению с остальными доза внимания, особенно со стороны сверстников, умело направляемая учителем, очень быстро помогает решить многие проблемы с подростком. Любопытно, что по итогам читательских предпочтений 2012 года среди семиклассников первое место было отдано стихотворению Андрея Дементьева «Никогда, никогда ни о чем не жалейте...» ( слушали исполнение этого стихотворения автором на вечере поэзии в Московском Доме литераторов), а строки « Пусть другой гениально играет на скрипке, но еще гениальнее слушали вы» процитировали 90 процентов писавших.

Однако педагогическая модель повышенной дозы внимания не всегда является единственно эффективной. На одном из уроков по современной поэзии в 9 классе меня удивило особое единодушие класса, написавшего в сочинениях, что стихотворение «О черном и белом» ( слушали в исполнении С.Крючковой) наиболее полно отражает то, что я сейчас чувствую. Подавляющее большинство учащихся 9 класса процитировали строчку: «Часто простое кажется сложным, черное — белым, белое — черным». Авторитарная модель взаимоотношений с миром и поведения оказалась достаточно популярной у подростков. Они охотно откликаются на то, что предписывает ясные алгоритмы действий в различных ситуациях. Конечно, чаще всего это связано с определенной интеллектуальной леностью или недостаточной интеллектуальной развитостью, ведь получать готовое всегда легче, чем думать самому. Но, с другой стороны, подростковый максимализм — свойственное возрасту психологическое состояние — предоставляет педагогу возможности опираться на силу авторитета, в том числе поэтического. Не случайно из современных поэтов неизменно живейший интерес вызывают прочитанные в классе строки стихотворений Е.Евтушенко, воспринимаемые, как правило, как своеобразный нравственный тренинг:

Смири гордыню — то есть гордым будь.

Штандарт — он и в чехле не полиняет.

Не плачься, что тебя не понимают —

Поймет когда-нибудь хоть кто-нибудь.

Особое место в структуре учебного плана по литературе занимают уроки внеклассного чтения, предполагающие возможность свободы выбора учителем в зависимости от особенностей класса как темы обсуждения, так и форм его проведения. Традиционно на протяжении нескольких лет в преддверии Рождественской недели и праздника Нового года мы с лицеистами проводим поэтические уроки в игровой форме поздравления и приветствия одноклассников.

На уроке звучат стихи как поэтов 19 века, так и современных поэтов, музыкальные заставки, видеофрагменты. При этом главной установкой урока при его подготовке в творческих группах является подведение внутренних итогов года каждым учащимся не только с точки зрения успехов в учебе и полученных оценок, но собственного человеческого роста, достижений в общении со сверстниками, общения с окружающим миром, участия в интересных делах.

В процессе подготовки к уроку ребята делятся на группы, каждая из которых в качестве домашнего задания готовит стихотворное послание — литературный экспромт на основе одного из известных стихотворений русской или зарубежной классики, в том числе стихотворений современных поэтов. Разрешается вносить незначительные изменения в строки, при этом стихотворение должно остаться узнаваемым. Главное условие для подготовки послания — оно посвящается однокласснику из другой группы, он (и его группа) должен узнать себя в этих строчках, при этом совместно с группой надо не только угадать поэта, но и прокомментировать прочитанные строки, объяснить, чем они созвучны твоей душе, твоему настроению, твоим чувствам и переживаниям в уходящем году. Такая подготовительная работа требует не только знания стихотворений ( они предварительно отбираются совместно с группой и учителем), но и проявления внимания, доброжелательности, душевности, такта по отношению к одноклассникам, умения чувствовать их душевное состояние, их переживания, их затруднения и обнаружить в этой связи желание поддержать, доставить минуты радости, проявить уважение или помочь почувствовать признание сверстников, что очень важно в подростковом возрасте. .

Одна из главных задач любого урока литературы — культивировать атмосферу радости общения и творчества при встрече с литературными героями. Важно, чтобы встреча с литературным произведением стала не просто строчкой программы по литературе, а несла в себе заряд приобщения к миру высоких и светлых человеческих чувств, чтобы литературное произведение стало живым и близким другом, нашло путь к сердцу читателей.

На уроках внеклассного чтения учащиеся могут проявить свою начитанность, фантазию, свободу выбора, а также «поиграть» с литературными источниками. Литературное послание-экспромт доставляет много радости и долго обсуждается, оставаясь в центре внимания. В этом году одна из девочек-выпускниц призналась, что лучшим подарком к празднику спустя уже три года считает литературную открытку с одного из таких уроков. Послание может быть оформлено как литературная открытка, музыкальный клип или презентация. Конкурс носит название: « Угадай себя в стихах... а в них поэта!» При подведении итогов этого конкурса баллы начисляются жюри за оригинальность текста послания и угаданный в нем портрет адресата, за дизайн и форму презентации (представляющей группе), за правильный ответ по автору-поэту, полноту и оригинальность комментария стихотворения и отдельно за полноту и искренность комментария «самопортрета», которое уловил в этом стихотворении адресат (в отвечающей группе). Дополнительные баллы назначаются любому участнику независимо от группы за дополнительные оригинальные комментарии. Приведем несколько примеров поэтических строк известных поэтов, которые были использованы (в ряде случаев переделаны по мотивам стихотворения) и вызвали наибольшее обсуждение:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер в далекую даль.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

(Н.Заболоцкий. «Сентябрь»)

Музыкально-литературная открытка выполнена с использованием стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь», музыкальное оформление — вальс Ф.Шопена «Вальс дождя до минор №7», художественное оформление — «В Абрамцевском парке. Золотая осень» И.С.Остроухова.

На втором этапе урока предлагаем учащимся каждой группы после непродолжительного обсуждения выбрать 2-3 стихотворения из предложенных

текстов ( тексты должны быть заранее заготовлены учителем) и в режиме экспромта представить их выразительное чтение ( в композиции может принимать участие вся группа или 2-3 человека от группы, но обязательное условие ­— групповое исполнение). По результатам конкурса жюри оценивает

точность прочтения, выразительность интонации, публичное представление.

Конкурс называется «Выбери себя, выбери меня...». В завершение учащиеся пишут сочинение-эссе «О чем меня заставило задуматься стихотворение...». Работы учащихся каждой группы публикуются на сайте учителя-словесника в записи блога «Учимся и читаем». Группа-победитель готовит общую презентацию и получает дипломы-сертификаты победителей, остальные — получают сертификаты участников.

Таким образом, подводя итоги сказанному, можно отметить, что ментальный тренинг и смысловая манипуляция нравственным сознанием с помощью поэтической классики, обладающей особой энергетикой, представляет благодатный материал для работы по формированию нравственных чувств и нравственного сознания школьников.



Использованная литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.,1999.

2. Казаринова И.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в межкризисном состоянии // Что мы читаем? Какие мы?: Сб.науч.тр. Спб. Рос.науч.б-ка. 1993.

3. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. — М.,1980.

4. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие.Ч.1. — М.,1995.


Поделиться:


Назад в раздел