Поиск по сайту

Маленький гражданин воспитывается в детском саду

Автор: Иванова И.В., Сачкова ЛВ.


В последние годы, активно идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Следует отметить, что в самые последние годы педагогическая наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Этому немало способствует действующая в России Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, она ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.

Появляются новые исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этно-педагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е. А. Казаева), краеведения, как средства патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных, направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.

Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи, значительное место отводят следующим аспектам нравственного воспитания:

  • формирование культуры поведения - С. В. Петерина;
  • формирование гуманных отношений - Виноградова А. М., Воробева М. В., Буре Р. С., и другие;
  • формирование любви к Родине - Козлова С. А., Беляева Л. И., Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Суслова Э. К.;
  • воспитание нравственно-волевых качеств - Суровцева А. Р., Демурова Е. Ю., Буре Р. С., Стародубова Н. А. и другие.

Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р. С. Буре).

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С. А. Козлова).

Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С. К. Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М. С. Джунусов, И. А. Суслова и другие). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А. П. Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, в нашем проекте мы коснемся только воспитания уважения к участникам Великой Отечественной войны и чувства гордости за Ленинерадцев!

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ. Необходимо обязательно вовлекать детей в посильную поисковую, практическую деятельность.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Россия – родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия – страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.

Итак, патриотизм надо прививать с самого раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создается культурой человека, нравственной его глубиной.

А один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и дедушки и педагоги.

Идея проекта, посвященного блокаде Ленинграда, родилась именно в связи с важностью и весомостью темы патриотизма. Основной его целью являлось формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству, формирование представления о блокаде Ленинграда как страшной трагедии, постигшей наш народ, о героизме жителей блокадного города, привить чувство гордости за героизм земляков – ленинградцев.

Педагоги подготовительных групп, в процессе сотрудничества с ребенком в данном проекте, способствуют развитию детского мышления путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта. Вы увидите, что в нашем проекте, реализуется принцип системности, идет взаимосвязанное формирование представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности, а так же развитие у воспитанников действенного отношения к окружающему миру.

В проекте мы постарались активно использовать видео и фото материалы, затрагивающие эмоциональную сферу, это помогает детям окунуться в те военные годы, глубже осознать трагедию и величие подвига жителей осажденного Ленинграда.

Были использованы фотографии военных лет блокадного города, а также видеохроника блокадных дней. Музыкальным фоном на некоторых слайдах послужила симфония Д. Д. Шостаковича, о которой также было рассказано на мероприятие. Составленная презентация прекрасно дополняла рассказ, и пусть вам не кажется, что материал сложный.

Приложение: проект


Литература:

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий!». М.: Учитель, 2007.
  2. Зеленова Н. Г. «Мы живем в России: подготовительная к школе группа». М.: Скрипторий, 2008.
  3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне». М.: ГНОМ и Д, 2008.
  4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие»., М., 2007.
  5. Левтов В. Е., Давид В. М. «Победа Ленинграда. Из блокады – к весне 45-го». С-Пб, ЛИК, 2009.

А так же материалы из интернета:

http://lib.rus.ec/node/360006

http://dovosp.ru/articls/educator/social_and_personal_development/o-sisteme-patrioticheskogo-vospitanija/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/urok-muzhestvastsenarii-deti-blokadnogo-leningrada

http://festival.1september.ru/articles/506161/

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2427/



Поделиться:


Назад в раздел