Поиск по сайту

Использование игр в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста в работе по преодолению речевых нарушений

Автор: Горячева Н.П.


В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространенными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки ребят к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Этапы работы:

I. узнавание неречевых звуков.

II. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе, тембру.

III. Различение слов, близких по звуковомусоставу.

IV. Дифференциация слогов.

V. Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

I. На первом этапе учим детей вслушиваться в окружающий мир,

вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Пример: игровое упражнение «Что это?»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.

Описание игры: ребенку предлагается прослушать запись и угадать: что это?

II. На втором этапе учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,

ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно).

Пример: игра «Кто позвал?»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: логопед предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребенка зовут, произнося: «Ау!» или имя вызываемого.

АУ.jpg

III. На третьем этапе учим детей различать слова, близкие по звуковому

составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.

Пример: дидактическая игра «Часы».


xfcs.jpg

Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова – квазиамонимы).

Описание игры: логопед предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.




IV. На четвертом этапе обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.

Пример: игровое упражнение «Добавь слог».

добавь слог.jpgОборудование: мяч.

Описание игры: логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

сы-сы-са – длинная ко…

ши-ши-ши – наши дети хоро…




V. Данный этап является основным в работе по формированию

Фонематических процессов у детей.

Он включает в себя несколько разделов:

* Развитие

фонематического восприятия

o Развитие

фонематического анализа

∆ Развитие фонематического синтеза

Развитие фонематических представлений

* Развитие фонематического восприятия.

Дидактическая игра «Рыбаки».

Оборудование:удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук <с>.

Описание игры: логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук <с>.

рыба1.jpg


рыба2.jpg

Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твердости-мягкости, по звонкости – глухости, свистящие – шипящие и др.

Дидактическая игра: Королевства «Твердыша» и «Мякиша».

королевство1.jpgкоролевство2.jpgЦель: обучение дифференциации на слух звуков по твердости-мягкости.

Оборудование: изображения представителей королевств «Твердыш», «Мякиш», картинки с предметами <л> - < л' >.

Описание: логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твердыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки <л> - < л' >.

Дидактическая игра «Чебурашка».чебурашка.jpg

Цель: обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.

Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.

Описание игры: логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.


жаба.jpgДидактическая игра «Собери картинки».

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».

Описание игры: логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке.



○ Развитие фонематического анализа.

Учим детей выделять определенный звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Гусеница».гусеница.jpg

Цель: развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного).

Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.

Описание игры: логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.


цветик.jpgДидактическая игра «Цветик-семицветик».

Цель: развитие фонематического анализа (количественного).

Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.

Описание игры: логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (5). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определенным количеством звуков в слове.


∆ Развитие фонематического синтеза.

Учим детей объединять отдельные звуки в слова.

Дидактическая игра «Корабль».корабль.jpg

Цель: развитие фонематического синтеза.

Оборудование: пособие «Корабль», картинки.

Описание игры: логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.


поезд.jpgДидактическая игра «Поезд».

Цель: обучение делению слов на слоги.

Оборудование: пособие «Поезд», картинки.

Описание игры: логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.



□ Развитие фонематических представлений.

Игровое упражнение «Вспомни слово».

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: мяч.

Описание: логопед, бросив мяч ребенку, предлагает назвать слово с заданным звуком ( < с > в середине слова), затем назвать, какой по счету в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.


Использование игр в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста в работе по преодолению речевых нарушений

Назад в раздел