Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
№33 "Научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС дошкольного образования" (октябрь, 2017 г.)
Поиск по сайту
|
В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространенными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы. Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения. Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки ребят к школьному обучению. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Этапы работы: I. узнавание неречевых звуков. II. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе, тембру. III. Различение слов, близких по звуковомусоставу. IV. Дифференциация слогов. V. Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений. I. На первом этапе учим детей вслушиваться в окружающий мир, вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы. Пример: игровое упражнение «Что это?» Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков. Описание игры: ребенку предлагается прослушать запись и угадать: что это? II. На втором этапе учим детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно). Пример: игра «Кто позвал?» Цель: развитие слухового внимания. Описание игры: логопед предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребенка зовут, произнося: «Ау!» или имя вызываемого. ![]() III. На третьем этапе учим детей различать слова, близкие по звуковому составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза. Пример: дидактическая игра «Часы».
Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу. Оборудование: часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова – квазиамонимы). Описание игры: логопед предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.
IV. На четвертом этапе обращаем внимание ребенка на часть слова – слог. Пример: игровое упражнение «Добавь слог».
Описание игры: логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог: сы-сы-са – длинная ко… ши-ши-ши – наши дети хоро…
V. Данный этап является основным в работе по формированию Фонематических процессов у детей.
* Развитие фонематического восприятия. Дидактическая игра «Рыбаки». Оборудование:удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук <с>. Описание игры: логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук <с>.
Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твердости-мягкости, по звонкости – глухости, свистящие – шипящие и др. Дидактическая игра: Королевства «Твердыша» и «Мякиша».
Оборудование: изображения представителей королевств «Твердыш», «Мякиш», картинки с предметами <л> - < л' >. Описание: логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твердыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки <л> - < л' >. Дидактическая игра «Чебурашка».![]() Цель: обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости. Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки. Описание игры: логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.
Цель: развитие фонематического восприятия. Оборудование: пособие «Жаба и Зайка». Описание игры: логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке. ○ Развитие фонематического анализа. Учим детей выделять определенный звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Гусеница». Цель: развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного). Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами. Описание игры: логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.
Цель: развитие фонематического анализа (количественного). Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами. Описание игры: логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (5). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определенным количеством звуков в слове. ∆ Развитие фонематического синтеза. Учим детей объединять отдельные звуки в слова. Дидактическая игра «Корабль». Цель: развитие фонематического синтеза. Оборудование: пособие «Корабль», картинки. Описание игры: логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.
Цель: обучение делению слов на слоги. Оборудование: пособие «Поезд», картинки. Описание игры: логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога. □ Развитие фонематических представлений. Игровое упражнение «Вспомни слово». Цель: развитие фонематических представлений. Оборудование: мяч. Описание: логопед, бросив мяч ребенку, предлагает назвать слово с заданным звуком ( < с > в середине слова), затем назвать, какой по счету в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове. Поделиться:Назад в раздел |