Поиск по сайту

Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся

Автор: Бобина А.В.


В современном мире, начиная с 90-х годах прошлого века, активно начали проявляться новые тенденции в социально-экономической области, на рынке труда, которые должны качественно повлиять на школу, на технологии и содержание образования. А именно:

- Современный мир – мир нестабильный, динамичный. В меняющемся мире система образования должна формировать профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Таким образом, современная школа должна формировать человек с высокой степенью обучаемости, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения, быть инициативный, способный к инновациям. [3, 10]

В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, нацеленных на всестороннее развития личности школьников в образовательном процессе.
Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность.

Сущность метода проектов

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его

называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюки, а также его учеником В.Х. Килпатриком. [1].

В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий начал использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся [1].

«Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [1].

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [2, 39].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

· Исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

· Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

· Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

· Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выделять главную и второстепенную информацию выявлять, какой информации или каких умений недостает);

· Презентационные (выступать перед непривычной аудиторией, отвечать на незапланированные (каверзные) вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

· Рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

· Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность: время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Описание педагогического опыта

В прошедшем учебном году, в рамках программы «Обучение бизнесу и предпринимательству» внашей школе были реализованы следующие проекты по профориентации:

-Представление компании-ментора;

-Структура компании-ментора и три лица в компании.

В ходе работы над проектами со школой сотрудничали четыре компании крупного и малого бизнеса:

- официальный дилер автомобилей;

- компания, изготавливающая кайты и снаряжение для дайвинга;

- фирма, занимающаяся строительством зданий, автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов;

- фирма, специализирующаяся на вывозе мусора.

Тематика проектов была определена исходя из того положения, что профессиональная ориентация учащихся 9-х классов особенно важна, поскольку школьники оканчивают курс средней школы, и их дальнейшее обучение зависит от выбора: профильные классы старшей школы (10-11 класс) или среднеспециальные учебные заведения.

Проекты носили долгосрочный характер, их продолжительность составила несколько месяцев. Работа над проектами выполнялась учащимся 9-х классов на уроках по профориентации с использованием технического потенциала компьютерного класса, активно использовались интернет-сервисы и электронная почта. Часть самостоятельной работы проводилась учениками дома, коммутация между участниками проекта осуществлялась посредством электронной почты.

В ходе работы ученики встречались с представителями компании, развивая, таким образом, навыки коммуникативного взаимодействия и культуры делового общения.

Результаты своей работы над проектом, с целью визуализации материала и наглядности, ученики представили в форме мультимедийных презентаций. В рамках проекта была проведена школьная конференция, на которой ученики, в присутствии администрации школы и одноклассников, защищали свои проекты.

Перед началом работы над проектом был составлен план, где были определены следующие этапы работы.

1 этап: подготовительный

На этом этапе ставится проблема и выбирается тема проекта, определяется задание конкретной направленности, формируются группы учащихся для работы над проектом (по 2-3 человека), и распределяются роли.

Задача этапа: сбор информации о компании с использованием ресурсов Интернета.

Ученики узнают историю создания фирмы, описывают продукцию, которую производит компания, выясняют организационную структуру предприятия. На основании анализа полученной информации составляется план интервью с представителями компании и формируется «банк» вопросов.

Задача учителя на этом этапе: координация действий учеников, проведение совместного анализа полученной информации.

2 этап: этап разработки

Задача этапа: Организовать практическую работу с компанией-ментором.

В ходе этого этапа учащиеся работают непосредственно с представителями компании:

· устанавливают контакт с компанией-ментором;

· встречаются с сотрудниками фирмы по предварительной договоренности;

· проводят интервью, фотосъемку и наблюдения во время посещения компании;

· сравнивают полученную информацию с информацией представленной Интернет-ресурсами;

· анализируют, какими профессиональными знаниями должен обладать представитель той или иной специальности.

Задача учителя на этом этапе: Оказание консультативной и организационной помощи.

3 этап: этап реализации

Задача этапа: Произвести анализ всей информации о компании с учетом темы и цели проекта.

С целью визуализации материала и наглядности, результаты работы над проектами ученики оформляют в виде мультимедийных презентаций.

Задача учителя на этом этапе: Оказание консультативной и технической помощи в создании презентаций.

4 этап: представление проекта

Задача этапа: Представить и защитить свой проект с использованием мультимедийной презентации. Предварительно проекты демонстрируют сначала в классе перед одноклассниками. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. После чего проект представляется на школьной конференции, где ученики выступают в присутствии администрации школы и одноклассников. После представления каждого проекта проходит обсуждение работы, ребята отвечают на вопросы, определяют что достигнуто, обсуждаются дальнейшие перспективы. В качестве рефлексии, все участники проекта заполняют листы обратной связи, при помощи которых производится самооценка работы над проектом.

В мае 2012 года на школьной конференции проходила защита проектов. В присутствии администрации школы и старшеклассников учащиеся представляли свои проекты. Ребята волновались, ведь опыт публичных выступлений у них был явно недостаточный.

Реплика: «…Выступать было трудно. Нужно было побороть страх и волнение…». После представления каждого проекта, участникам задавали вопросы, причем среди них были и «каверзные». Реплика: «…Было страшно. Сильно нервничала. Столько людей было, Нина Юрьевна задавала такие вопросы…. В следующий раз буду чувствовать себя уверенней… ».

Нужно отметить, что не все ученики смогли не растеряться в нестандартной ситуации и ответить на неожиданные вопросы. Тем не менее, все участники проекта оценили данный опыт публичных выступлений как очень полезный и отметили, что он пригодится им в дальнейшей жизни.

Рефлексия

После каждого выступления все участники проекта и члены администрации заполняли листы обратной связи, где каждое выступление оценивалось по ряду критериев:

-умение свободно и уверенно начать выступление:

-умение грамотно изложить содержание;

-умение поддерживать заинтересованность аудитории;

-умение демонстрировать наглядный материал;

-умение уложиться в отведенное для доклада время;

-общее мнение о поведении докладчика (грамотность, культура речи, культура общения, культура внешнего вида;

- умение ориентироваться в сложной ситуации.

Каждый из указанных критериев оценивался по пятибалльной шкале. Подсчет баллов и анализ полученной информации позволил:

-выбрать самый лучший проект;

-оценить степень адекватности оценки своих проектов самими участниками. Сравнивались баллы по каждому критерию, которые поставил себе сам участник проекта и оценку, которую поставили присутствующие. Следует отметить, что в большинстве случаев ребята оценивали себя адекватно или немного недооценивали.

Итоги

После завершения проекта, большая группа учеников 9 "в" класса (8 учащихся), в результате работы с компанией, являющейся официальным дилером автомобилей, выбрали профессию автомеханика, и поступили в профильное среднеспециальные учебное заведение. Остальная часть учащихся продолжила обучение в 10 классе с целью получить высшее образование. Таким образом, можно сделать вывод, что работа над проектом по профориентации позволила ученикам нашей школы выбрать профессию, учитывая свои склонности и интересы.

Заключение

В современном менеджменте констатируется факт, что человек, успешно реализовавший несколько локальных проектов, постепенно получает возможность расширить рамки своей деятельности для того, чтобы от локальных проектов переходить к более масштабным и требующим новых знаний, освоения новых способов деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что технологии метода проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в современном обществе.

В свою очередь использование интернет-технологий позволяет использовать метод проектов на более высоком уровне, что предоставляет большие возможности не только для разностороннего развития и социализации учащихся, но и для повышения профессиональной компетентности учителей, повышения их творческого потенциала.



Источники и литература:

Источники

1. Метод проектов / http://wiki.irkutsk.ru/index.php/

Литература

2. Гусев Н.Г. Профессиональная ориентация молодежи и организация

приема в высшие учебные заведения / Н.Г. Гусев, Н.П. Калашников,

А.В. Качанов. – М.: Высшая школа, 1982. – 128 с.

3. Информационные технологии для Новой школы. Материалы конференции.

СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования

и информационных технологий», 2011. – 280 с.


 Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся

Назад в раздел