Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста
В последнее время проблема эмоционального развития детей раннего возраста, все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Эту проблему исследовали такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, Л.С. Зеньковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Д. Кошелева, Н.М. Щелованов и др. Одна из центральных задач педагогики раннего детства- изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих найти с ним двусторонний контакт. Психологи и педагоги отмечают , что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволит грамотно строить свое взаимидействие с малышом, а , следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент эмоциональной сферы, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка. И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций малыш воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает. Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». По наблюдениям Г.А. Урунтаевой эмоции на этом этапе антогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и непредсказуемо. Примерно в полтора-два года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное развитие «хорошо-плохо». К трем годам начинают появляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением и т.д.. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш пытается отличить действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фоьклор- одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В нашей работе знакомство с фольклором у детей началось еще в адаптационный период. В период привыкания к новой обстановке дети скучают по дому, маме им трудно общаться с другими детьми и новыми взрослыми. С целью вызвать у детей положительные эмоции и установить контакт мы подобрали ряд потешек. Особое место заняли потешки, где можно вставить любое имя не изменяя содержания. Например: Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся мой дружок, Встань мой Юрочка. Очень помогают потешки типа «Ладушки, ладушки…» и «Сорока- ворона», знакомые всем детям еще из семьи. Это помогает установить контакт. Также дети радостно включаются в игры-забавы, такие как « Чики- чикалочки», «Еду, еду к бабе деду», « По кочкам, по кочкам». Также важным мы посчитали включить фольклорные произведения во все режимные процессы, и в формирование навыков самообслуживания. С целью формирования эмоционально положительного отношения ко всем режимным процессам и к навыкам одевания, раздевания, опрятности, соблюдения чистоты тела. Для формирования положительных эмоций в данной области мы собрали фольклорные произведения в картотеки. Показ трудового действия мы сопровождаем чтением потешки. Показ производим детально ( подняли рукава, открыли кран…) действуя индивидуально или маленькими подгруппами, используя дидактическую куклу Юлю- чистюлю. Перенося в игры с куклами слова знакомых потешек, дети обогащают свою речь. Попутно для решения речевых задач и обогащения эмоционального опыта, произвели подбор иллюстрационного материала. Подобрали картинки на разные эмоциональные состояния, произвели подбор игрушек. Дав детям рассмотреть игрушку, рассказываем о персонаже потешки, о его особенностях: Петушок, петушок красный, красный гребешок Масленна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, голосисто поешь Детям спать не даешь? В беседе объясняем значение новых слов и действий. Читая потешки эмоционально пытаемся передать характер персонажа. Дай молока, Буренушка, Хоть капельку на донышко! Ждут меня котята, малые ребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье молоко коровье. В этой потешке кошка просит молока для котят, они голодные их жалко, а Буренка добрая, не жадная она обязательно даст молока. Позднее в работе с детьми можно использовать с мимическим изображением эмоций объясняя в доступном детям понимании причины возникновения конкретных эмоций ( веселый – радуется; грустный – плачет; страшный – пугает). Потешки прочитывать не однократно, используя прием наглядного показа, что бы дети могли представить себе жесты, мимику, позы персонажа и могли почувствовать свое отношение к нему. Существует тесная связь между эмоциональной сферой ребенка и фольклорным произведением. В течении всего дня ребенок кроме положительных эмоций получает, и негативные эмоции и испытывает нервное напряжение. А использование малых форм фольклора в основных видах деятельности детей раннего возраста, помогут снять напряжение, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях, пробудить интерес к деятельности. Также восстановят душевное равновесие( баланс между негативными и отрицательными эмоциями с перевесом в сторону «плюс»), избавят от психосаматики ( неосознанная трансформация негативных эмоций на собственный организм). С помощью фольклора ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей. Организация взаимодействия детей с фольклором помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. На наш взгляд тема актуальна в наши дни, так как развитие эмоциональной сферы имеет большое значение в жизни ребенка. Изучив эту тему, применив ее на практике мы предлагаем использовать малые формы фольклора как доступное и простое средство для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
Список литературы:
Поделиться:Назад в раздел |