Поиск по сайту

Технологии семейного воспитания в дошкольном образовании

Автор: Аришина А.В.


Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей.

А.С. Макаренко



Семья является традиционно главным институтом воспитания дошкольника. Нравственные ценности, которые ребенок в детские годы приобретает в семье, регулируют его поведение в течение всей последующей жизни. Положительное воздействие семьи на личность ребенка происходит благодаря уникальной среде общения с самыми близкими для него людьми, которые любят его и заботятся о нем [1]. К сожалению, в современном мире дети часто испытывают дефицит общения в семье. А со старшим поколением особенно. Между тем, именно общение с бабушкой и дедушкой помогает ребенку познать нравственные истины и оказывает существенное влияние на формирование жизненной позиции ребенка по отношению к миру. Семейное воспитание обеспечивает нравственную преемственность поколений, сохраняет согласованность между домашним и общественным воспитанием ребенка. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.

Успех воспитательной работы в дошкольном образовании во многом определяется способностью воспитателя органично включить семью в воспитательный процесс. При этом особенность нравственного воспитания исключает попытку использования семьи для достижения целей педагога, а представляет собой процесс тьюторского сопровождения общения ребенка с членами семьи. Этот процесс включает в себя прояснение и согласование цели воспитательного мероприятия с семьей ребенка, создание условий для проявления инициативы общения со стороны ребенка, оказание поддержки и помощи для проявления самостоятельных действий ребенка и членов семьи, наконец, рефлексия полученных результатов в словах благодарности друг к другу. Алгоритм организации такого взаимодействия ребенка с членами семьи представлен в проектных технологиях. Пройдя под руководством педагога такой алгоритм взаимодействия и, осознав его результативность в нравственном воспитании ребенка, взрослые члены семьи могут использовать его самостоятельно. Таким образом, включенность семьи в воспитательную работу дошкольного учреждения обеспечивает результативность, как на стороне ребенка, так и семьи.

Результативность и технологичность воспитательной работы с участием старших членов семьи в дошкольном образовательном учреждении можно показать на примере подготовки и реализации проекта «Бабушку и дедушку угощаем хлебушком». Приступая к разработке проекта, мы взяли за основу образовательного материала важные и интересные, не только для детей, но и для всей семьи ребенка события, связанные с трудовыми процессами выращивания пшеницы, выпечки хлеба, с изучением духовной роли старшего поколения в жизни всех членов семьи.

Красной нитью реализации проекта является познавательно-исследовательская проектная деятельность детей. Организация самостоятельной работы опирается на возрастные особенности детей - необычайную активность и пытливость «почемучек» [2].

С родителями детей мы согласовали цель нашего проекта - развитие чуткого отношение детей к близким людям, через влияние семьи и ее традиции, с опорой на чувственный опыт ребенка. Поэтому ожидаемым результатом нашей работы стало ласковое, внимательное отношение наших детей к людям старшего поколения. Отсроченным результатом реализации проекта в семьях стали слова благодарности: «Спасибо вам, внук позвонил, сказал, что любит и скучает. Спешим в гости. Нас ждут».

В рамках подготовки и реализации проекта мы решали следующие задачи:

- пробуждать эмпатию и эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей;

- формировать начальные предпосылки поисковой деятельности;

- воспитывать бережное отношение ребенка к хлебу, как к результату человеческого труда.

Эти задачи позволили интегрировать содержание проекта «Бабушку и дедушку угощаем хлебушком» в "паутинку" по образовательным областям:

«Здоровье» и «Безопасность»

Задачи:

Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в природе, в общении с людьми.

Осуществить перенос опыта безопасного поведения в природе в игру.

Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную помощь и поддержку, если кто-то плохо себя чувствует.

«Социализация»

Задачи:

Способствовать развитию всех компонентов детской игры.

Формировать умение элементарного планирования своей поисковой деятельности.

Обогащать социальные представления о людях: о проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях.

Развивать привязанность к семье. Приучать к доброжелательному отношению к людям.

«Познание»

Задачи:

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании мира растений.

Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Создать условия для осуществления детьми опытов, помогающих понять связь между строением органа и его назначением, условиями жизни растений и их потребностями.

Предоставить возможность без помощи взрослого выполнять освоенные способы ухода, видеть и зарисовывать результаты.

Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе поисковой деятельности.

«Труд»

Задачи:

Воспитывать ценностное отношение к предметному миру как результату человеческого труда;

Накапливать опыт бережного отношения к продуктам питания. Развивать способность воспринимать трудовой процесс дифференцированно-все его компоненты,направленность на получение результата.

Способствовать активному освоению разных способов ухода за посадками.

«Чтение Художественной Литературы»

Задачи:

Развивать способность понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.

Обеспечить развитие умения пересказывать сказки по ролям, выразительно рассказывать наизусть стихи.

«Музыка»

Задачи:

Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

Учить распознавать настроение музыки, понимать, что чувства людей от радости до печали отражаются в музыке.

«Коммуникация»

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Стимулировать развитие инициативности ребенка в речевом общении, использование объяснительной речи. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи.

Учить составлять описательные рассказы о предметах и по картинкам.

Использовать в диалоге элементы объяснительной речи. Развивать словарь посредством выполнения обследовательских действий.

«Художественное творчество»

Задачи:

Обогащать опыт участия детей в совместном изобразительном творчестве (Создание панно, коллажа).

Стимулировать интеграцию видов деятельности: продукты лепки – в игру.

Формировать умение замечать красоту объектов природы и создавать выразительные образы.

Реализация проекта «Бабушку и дедушку угощаем хлебушком» осуществлялась в два этапа [3].

1 этап. Совместная образовательная деятельность детей и взрослых «Пшеница»:

Преднамеренный разговор с детьми после угощения их оладьями «Из чего испекли оладушки?»

Цель: выяснить знания детей о хлебе по модели трех вопросов для постепенного погружения детей в тему проекта.

В центре речи предложить детям рассмотреть иллюстрации изделий из теста, познакомить с названиями представленных хлебобулочных изделий, упражнять в умении их различать и правильно называть.

Экскурсия на кухню «Откуда оладьи?»

Цель: наблюдение конкретного трудового процесса повара-приготовление оладий.

Лепка из глины «Рогалики, крендельки». Рисование красками«Ватрушечки». Лепка из пластилина «Булочки, плетенки».

Чтение укр.нар.сказки «Колосок».

Цель: на примере героев сказки познакомить детей с признаками проявления лености и трудолюбия, процессом приготовления хлеба.

Познавательно-исследовательская деятельность в центре экспериментирования:

обследование колосков и зерен пшеницы с опорой на модель (цвет, форма, плотность).

Ритмопластика «растет колосок». Лепка из пластилина «Колосок».Рисование красками «Золотое полюшко».

Рассказ воспитателя «Вершки – корешки» с демонстрацией плаката «Растение».

Цель: познакомить детей с процессами роста и развития растения, функциями его частей, вызвать у детей любопытство и интерес к предстоящей деятельности.

Экспериментирование:

1 этап. Замачивание зерен пшеницы в воде.

2 этап. Проращивание ростков и корешков.

3 этап. Посадка проросших зерен пшеницы в землю.

Игра – драматизация по сказке «Колосок». Цель: помочь детям создать целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроение и состояние героя, их смена и развитие, обогащать игровой опыт детей за счет имитации действий обработки пшеницы и выпечки хлеба.

Игры с мукой и водой «Ладушки - оладушки».

2 этап. «Семья».

Рассказывание детей по памяти с опорой на коллаж «Бабушка и дедушка - мои лучшие друзья».

Цель: развитие связной речи: составление короткого рассказа, употребляя сложноподчиненные предложения с правильным использованием суффиксов и приставок для выражения отношений между объектами.

Игра «Ой, что с тобой?»

Цель: совершенствовать умения детей различать и называть эмоциональные состояния человека по изменениям мимики.

Игровые проблемные ситуации:

Цель: знакомить детей с ситуациями в природе, угрожающими здоровью; воспитывать заботливое отношение к близким людям.

3 блок «Хлеб»

Образовательная ситуация в лаборатории «Где растет каша наша?

Цель: познакомить детей с крупами : манка, ячмень и гречка, их происхождением.

Создание коллекции «Какая бывает кашка?».

Беседа «Каждую крошку – в ладошку»

Цель: воспитывать у детей трепетное отношение к хлебу.

Итоговая беседа с составлением коллажа «Как колосок стал пирожком».

Экспериментирование выпечка хлеба в хлебопечи.Угощение теплым хлебом бабушек и дедушек, приглашенных на праздник.

Музыкальный досуг «Бабушки и дедушки в гостях у внучат».

Цель: пробуждать эмоциональную отзывчивость детей в общих играх, совместных праздниках; способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми; развивать умение элементарно договариваться о совместных действиях.

Катехизическая беседа после праздника «Бабушке, дедушке позвоню, скажу, как я их люблю»

Цель: побуждать детей проявлять свои эмоции, в зависимости от испытываемых чувств, и выражать их в речи.

Итоговое мероприятие проекта – праздник с выпечкой хлеба «Бабушки и дедушки в гостях у внучат».

Проект не закончился итоговым мероприятием. Результаты проекта еще долго обсуждались на сайте школы в разделе коллажа с фотографиями «Бабушка и дедушка – мои лучшие друзья», на форуме итогов выставки поделок, изготовленных детьми «Золотое полюшко», «Ватрушечки», «Подарок от внучат», «Рогалики, крендельки», «Колосок». Детские презентации результатов исследовательских работ "Проросшие семена пшеницы", "Выпечка ржаного и пшеничного хлеба", "Коллекция круп «Какая бывает кашка?» были награждены в рамках школьного конкурса исследовательских работ.

Литература:

1​ Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.

2​ Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.

3​ Проектная культура в современном образовательном учреждении: рабочая книга для руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся / В.Н.Виноградов, О.Г.Прикот, А.С.Родиков, Д.Н.Серебренникова; научн. ред. О.Г.Прикот; Агентство распространения инноваций в образовании. – Санкт-Петербург: Изд – во TVP inc.,2009, - 292 с.


Технологии семейного воспитания в дошкольном образовании

Назад в раздел